Задолго до того, как Интернет стал огромной площадкой, полной бесплатных или почти бесплатных игр, большинство из нас получали новые игры разве что в качестве подарка на день рождения, Новый год или внезапную и очень удобную смерть одного из членов семьи (ладно, с последним я переборщил). Так что вложенные в журналы CD-диски становились чуть ли не единственным источником новых игр, особенно когда речь шла о дискетах. Целых 1.44 Mбайта, на которые возлагалась огромная надежда: дай бог это будет что-нибудь стоящее, а не условно-бесплатная дрянь или неинтерактивная демоверсия.
Так как такие журналы выходили примерно раз в месяц, из каждого диска нужно было выжать все по максимуму. Обкликать все, что можно, в Sam and Max Hit the Road или в сотый раз пройти один и тот же уровень из Syndicate, придумывая для себя новые челленджи.
Лучшие моменты были тогда, когда демоверсия оказывалась более щедрой, чем планировали ее создатели. В Carmageddon, например, был гигантский уровень, ограниченный по времени, что можно было исправить с помощью патча за пять наносекунд, и тогда он превращался в огромное поле хаоса и разрушений, которое мне запомнилось даже лучше, чем полная версия игры.
В других демоверсиях не требовалось даже патчей – просто немного любопытства. Помню демку Legends of Valour – это была частично РПГ, частично симулятор реальной жизни, где игроку предстояло жить в фэнтезийном городе и периодически спасать его от напастей – где был отключен бой, и часть локаций была закрыта невидимыми стенами. Оказалось, что убивать врагов можно было, кидая в них нож, вместо того, чтобы атаковать их с ножом в руках, а еще можно было провалиться сквозь текстуры и пробраться в странный мир с запутанными уровнями. Повеселиться можно и без текстур, верно?
Королем таких демоверсий был Robocod, сиквел к платформеру James Pond для Amiga/ST. Как и Legends of Valour, демоверсия Robocod давала доступ только к небольшой части мира – первым двум картам. Но разработчики не убрали остальную часть игры, а просто заблокировали ее, сообщив, что дальше первых нескольких дверей пройти нельзя. Однако они заложили в демоверсию чит, позволяющий получить доступ ко всем уровням. Для этого нужно было всего лишь собрать кое-какие предметы в самом начале игры в правильном порядке. И после этого перед вами открывалась вся игра, только без концовки (которая идет всего 10 секунд или около того).
Это было невероятным открытием. И нет, я никогда не покупал полную версию игры после этого.