Покемания вновь прокатилась по миру продажей 10 миллионов копий, из которых 2 миллиона разошлись в одной только Японии. Традиционные для серии парные игры смогли побить ряд рекордов Nintendo. Но одним из наиболее интересных аспектов Sun и Moon стало большее внимание к сюжету, такое долгожданное среди фанатов серии.
Серия Pokemon всегда была скорее про монстров, чем про тренеров, но в последние несколько лет этот формат меняется благодаря попыткам создания сложных сюжетных линий. Например, цели команды “Пламя” противоречивы в силу стиля руководства Лисандра, который хочет уничтожить мир, чтобы спасти его от людей. Сириус из команды “Галактика” ударился в истинный нигилизм, пожелав отправить человечество в пустоту, уничтожив мир на его заре. Все эти истории связаны со спасением мира и “эпическим” масштабом, но им часто не хватает “эпического” качества из-за недостаточно проработанного повествования. Сюжеты довольно пассивны и отодвинуты на второй план, а участие игрока в лучшем случае ограничено реагированием, а в худшем – вообще ни на что не влияет до финального сражения.
Единственным исключением, в какой-то мере, являются Pokemon Black и White, которые до сих пор остается одними из наиболее спорных игр серии. В них есть два аспекта, с которыми согласны практически все фанаты Pokemon, независимо от того, любят они их или ненавидят: представление персонажей и медленное развитие сюжета. Темп Black и White очень важен, потому что в этих играх целый регион оказывается в состоянии растущего кризиса, который поначалу кажется небольшим, но к кульминации игры разрастается. Это в значительной мере более полноценный, “эпический” сюжет, особенно в том, что касается представления злодеев. Их мотивация по-прежнему связана с захватом мира, но радует гораздо большим количеством тонкостей за рамками этой банальной причины. А центральную роль играет один из действительно сложных персонажей серии Pokemon, антигерой Натурал Гармония Гропиус, более известный как Н.
Как мы уже обсуждали, антигероев довольно сложно изображать, но Pokemon удалось показать нам персонажа со сложной мотивацией в игре, где мотивации всегда были банальными и играли второстепенную роль. Н во всех отношениях идеальная противоположность главного героя, и представлен просто блестяще благодаря роли вашего конкурента и спорному мнению о сложившемся в мире Pokemon порядке вещей. Вопросы о том, почему покемонов используют в сражениях, и насколько жестоки могут быть тренеры, очень правильные, но часто умалчиваются в серии, особенно когда многие NPC в каждой игре говорят о мире Pokemon с восторгом, когда их друзья и близкие часто используются для боя и других задач.
Н, как и злодейская организация “Команда Плазма”, выступает с иной точкой зрения. Впервые мы встречаем Н в городе Аккумула, в толпе, которой лидер команды “Плазма” Гетсис рассказывает об освобождении покемонов, задаваясь вопросом, почему люди ловят покемонов и заставляют их сражаться, и утверждая, что это жестоко по отношению к монстрам и фактически делает их рабами тренеров. Именно в этом основа конфликта между Н и главными героями – у игрока есть выбор, согласиться с убеждениями Н или нет, но Н остается верным этой логике, воспринимая покемонов как равных себе, а не как инструменты для достижения цели, сражаясь с тренерами только тогда, когда это необходимо.
Это различным образом отражено в игре. Например, в четырех основных сражениях с Н на протяжении всей сюжетной линии задействованы различные покемоны. Это значит, что после каждого сражения с игроком Н отпускает всю свою команду. Кроме того, Н демонстрирует справедливость, выражая идею о том, что он на самом деле может спасти пострадавших покемонов, освободить их от человечества и создать действительно равноправный мир.
Н со своими планами часто играет роль злодея, но сам по себе он не злой персонаж. Значительная доля его мотивации связана с его прошлым – прежде чем попасть под крыло Гетсиса, он был сиротой, которого вырастил покемон. Будучи ребенком под опекой Гетсиса, Н был свидетелем жестокого и пренебрежительного обращения с покемонами (что-то из этого было манипуляцией Гетсиса, чтобы направить мировоззрение Н в соответствии со своими интересами), и это сформировало его основные убеждения о том, что людей и покемонов нужно разделить. Кроме того, у Н есть особая способность понимать, что говорят покемоны, что еще сильнее питает его обиду на человечество, обусловленную его воспитанием покемоном, с которым жестоко обращались.
В одной из знаковых тем Black и White Н выступает идеологическим противником сложившихся идеалов мира, с экстремистской точкой зрения и желанием быть героем по сравнению с теми, кто его окружает. Это связано с мифологией региона игрового мира Юнова, где два легендарных покемона-дракона, Решарим и Зекром, представляют Правду и Идеализм, соответственно. Два этих покемона являются полными противоположностями, но были частями одного большого дракона, разделенными двумя братьями, которые представляли эти полярные точки зрения, и постоянно сражались друг с другом без видимого конца.
Именно в этой идеологической разнице – основа роли Н как злодея игры, потому что в зависимости от версии он представляет либо правду, либо идеалы. Он утверждает, что знает правду о страданиях покемонов, или что его идеалы помогут построить лучший мир для всех. Его мотивация – не доминирование или власть, а просто доказательство правоты его убеждений, сложная мотивация, с которой он проходит через всю игру. Н считает себя настоящим героем, намеренно равняясь на одного из легендарных братьев и принимая на себя роль проводника правды или идеалов.
Достаточно последовательная логика Н продвигает эту идею еще дальше. Обычно серию Pokemon не заботят моральные аспекты ловли монстров и их использования в бою, большая часть NPC воспринимает это как укрепление связи между тренерами и их новыми друзьями, а некоторые считают такую жизнь симбиозом покемонов и людей, который нужно поддерживать. Однако, за этим следует поистине сократовский спор между Н и главными героями, столкновение двух точек зрения, ни одна из которых не одерживает верх, просто выражая свои аргументы для критического осмысления обеими сторонами своей идеологии.
Именно эта идеологическая дискуссия – сердце Pokémon Black и White, именно в этом пересказе мифических историй игрового мира, где игрок берет на себя роль одного из братьев, и кроется самый эпичный аспект игры. Здесь нет сюжета о глобальном доминировании и уничтожении мира, речь идет просто о движении за сильные перемены – с реальным влиянием на людей целого региона. Более того, каждый NPC в игре, от владельцев тренажерных залов до солдат “Плазмы”, играет свою роль и активно сражается за свою точку зрения. Влияние на целый регион придает истории гораздо больший вес и позволяет главному герою быть более активной силой в конфликте против Н и команды “Плазма”, доводя напряжение до предела без необходимости специально искать причины для конфронтации игрока с командой злодеев.
Более того, последний конфликт отличается редкими для игр серии Pokemon трогательностью и глубиной. Н, хорошо осознающий вашу роль, предлагает вам последний бой между двумя драконами, очередную битву между правдой и идеалами для доказательства своей правоты. После этого боя, где победитель получает все, Н может исполнить свою мечту, либо игрок, наконец, докажет ему главную идею Black и White: экстремистская идеология опасна, а взаимопонимание между соперниками позволит достичь гармонии. В финальном сражении, атмосфера которого усиливается эпичной музыкой и одним из лучших среди сражений покемонов вступительных роликов, два дракона бьются первые несколько минут, если игрок решит воспользоваться своим легендарным покемоном.
Даже потерпев поражение, Н принимает свою судьбу, особенно когда в кульминации игры ее настоящий злодей, Гетсис, показывает, как он на самом деле манипулировал Н с самого начала и даже планировал устранить его, если бы он вышел за рамки его собственного видения: стать правителем мира, когда все тренеры будут “освобождены” от своих покемонов.
Из-за подобного планирования наперед Гетсис, пожалуй, наиболее опасный злодей во всей серии, эдакий дьявол за плечом Н на протяжении всех его приключений, выжидающий подходящего момента для удара. Даже его команда в игре, с которой вам предстоит последний бой перед финальными титрами, создана специально для нейтрализации команды Н, что видно при сравнении слабых мест каждой из сторон.
После поражения Гетсиса Н, наконец, примиряется со своей идеологией и осознает, что его убеждения были ошибкой. Финальная сцена очень трогательная, и в ней Н удивляется тому, как много покемонов заботятся о своих тренерах и добровольно сопровождают их в путешествиях, и не понимает, почему так происходит. Этот момент показывает развитие образа Н, крах его убеждений и понимание того, что его идеологию, его истину или идеалы нельзя принудительно задать другим людям. Он вызывает противоречивые чувства, но отлично подходит Н как персонажу – молодому человеку, который становится сильнее, слушая других, а не слепо следуя своим идеалам.
Многие проходят через этот процесс при взрослении. Сначала мы идеалистичны и в какой-то мере наивны в своих твердых убеждениях о том, в чем правда этого мира. Подростки, молодые люди и люди вообще временами думают, что они знают все, но однажды сталкиваются с иным мировоззрением, которое меняет их убеждения. Н символизирует этот процесс накопления знаний через опыт, открытия себя другим точкам зрения помимо своей собственной и осознания того, что отказ от нее – признак зрелости и роста. Н искал правду и идеалы своих убеждений, и нашел их, но совсем не так, как себе представлял на протяжении своего пути, который показал, что мир не черно-белый (именно поэтому игры были так названы), а содержит множество оттенков серого.
Pokémon Black и White всегда будут спорными играми, но они во многом отражают все лучшее, что есть в серии Pokemon в плане сюжета и персонажей. Это история с простой моралью, но сложной мотивацией, тема которой прекрасно раскрывается через образ Н. Еще один настоящий антигерой в том смысле, что он является главным соперником игрока, но его мотивация выходит за рамки злодейства ради злодейства.