Видите этого сурового парня в космическом костюме? Перед вами звезда хоррора, превзошедшего все хорроры от судии Capcom. Ещё до того, как серия Resident Evil растеряла весь свой шарм, превратившись в сплошное разочарование, EA подготовила внезапный сюрприз для всех поклонников жанра, когда в 2008 году команда Redwood Shores (которая позже превратится в Visceral Games) выпустила самый атмосферный хоррор для PS3.
Dead Space была гениальным проектом от EA, в то время активно исследовавшей новые для себя жанры. Знаменитый издатель в конце нулевых успел выпустить ряд действительно инновационных игр, в числе которых оказались Mirror’s Edge и леденящие кровь похождения Айзека Кларка в космических декорациях.
И мистер Кларк запоминался. Как и полагается уязвимым героям жанра survival-хоррор, он суров и молчалив, а эмоции он проявляет разве что при встрече с некроморфами – жуткими мутантами, которые просто обожают нарушать личное пространство. Наш молчаливый инженер вызывает искреннее восхищение, когда собирает из подручных материалов самые впечатляющие орудия уничтожения монстров.
Это не Леон Кеннеди с его навыками специального агента и театральными речами; Айзек – это просто парень, который чинит сломанные вещи и зарабатывает этим на жизнь. И, к счастью для всех, эти умения пригождаются как нельзя кстати, когда приходится пробиваться через толпы кровожадных тварей. Медленно перемещаясь из одного отсека «Ишимуры», гигантской космической станции, в другой, мы со временем понимаем, что Dead Space смело использует все свои возможности.
Взять, к примеру, плазменный резак – не особо впечатляющее устройство, которое в наших руках превращается в прекрасное орудие смерти. Разве кто-нибудь мог подумать, что инструмент, предназначенный для исправления неполадок на космическом корабле, отлично подойдёт для истребления врагов? А улучшения, позволяющие вести горизонтальный и вертикальный огонь, дают Айзеку возможность отрезать конечности некроморфов лучами плазмы – за прошедшие 8 лет не вышло ещё ни одной игры, которая смогла бы повторить то эстетическое удовольствие при стрельбе.
Это плавно подводит нас к едва ли не главной особенности Dead Space: «стратегический подход к расчленению». Дело в том, что боевая механика, опирающаяся именно на расчленение врагов, прекрасно работает в тандеме с основной слабостью некроморфов – их острыми конечностями. Монстры, может, и неуязвимы для выстрелов в голову, однако они практически беззащитны перед инженером, твёрдо решившим оставить их без рук и без ног. Даже в самых напряжённых боях умение сохранять хладнокровность и держать прицел ровно помогало Айзеку оставаться в живых.
Подобный стратегический подход возвышал Dead Space над прочими шутерами для PS3, однако своей популярностью игра обязана ещё и весьма запоминающейся станции «Ишимура». Сам корабль – это довольно отталкивающее место; от одного только вида местных коридоров по спине пробегают мурашки. Грязные медицинские отсеки, тесные каюты, тусклые коридоры – всё это вызывает желание как можно скорее покинуть «Ишимуру».
Несмотря на то, что студия Visceral выдала потрясающий сиквел в 2011 году, посредственная Dead Space 3 завершила трилогию на неудовлетворительной ноте. В свете последних новостей, связанных с закрытием студии, кажется, что Кларк больше не сойдётся в бою с некроморфами на современных платформах. И это весьма обидно, ведь если бы не умелое жонглирование элементами научной фантастики и хоррора, которое было продемонстрировано в Dead Space, мы бы никогда не увидели достойных наследников этого жанра вроде недавней Alien: Isolation. Что же, Айзек, нам будет тебя не хватать.