Рынок PC-игр 1990-х был перенасыщен шутерами. С момента выхода Doom почти каждая третья игра была той или иной вариацией этого жанра. Понятно, что отстрел монстров от первого лица легко приедается, смотрите вы глазами Думгая или воина Chex из тотальной конверсии Chex Quest. Поэтому когда создавалась Duke Nukem 3D, ей требовалось нечто такое, что позволило бы выделяться из общей массы. Уникальная особенность, связанная не с качеством геймплея, а с гениальностью игрового мира.
Большая часть действия Duke Nukem 3D происходит на Земле. За исключением одного эпизода на космическом корабле Дюк сражается в стрип-клубах, отелях, банках и тюрьмах. Это ставит перед дизайнерами уровней интересную задачу: сделать не просто интересные уровни, а воспроизвести желаемые места в узнаваемом виде. У Doom, например, в этом плане вышел полный провал. Уровни, все-таки привязанные к какой-то реальности (например, базы UAC), были совершенно бредовыми.
Вы знаете, что первая карта первого эпизода задумывалась как ангар? То есть место, где стоят самолеты? Но карта не просто не похожа на ангар – она вообще ни на что не похожа. Для чего ученым UAC нужно было строить длинный коридор с кислотой и лестницей, которая ведет только к броне? Конечно, это интересный и культовый уровень, но если чуть задуматься – это просто странный коридор непонятного предназначения на Марсе.
А теперь давайте сравним ее с первой картой первого эпизода Duke Nukem 3D. Это не просто сложная и интересная карта, наполненная секретами, оружием и продуманно размещенными врагами. Здесь сразу понятно, что это кинотеатр. Тут есть фойе. Тут есть настоящий кинозал, где на экране крутят порнушку. Над кинозалом, как и положено, проекционная комната. Присутствует обшарпанный туалет, разрисованный граффити.
И даже есть зал игровых автоматов с пинболом “Стальные шары”. На этом уровне не просто весело стрелять в пришельцев – вы реально можете представить, что сюда ходят оцифрованные жители Duke Nukem 3D. Это не просто какой-то лабиринт, это лабиринт с характером.
Именно это в Duke Nukem 3D самое крутое. Ваш герой не был скучным суровым космодесантником или борцом за свободу. Он был мультяшным отражением поп-культуры 1980-х и начала 1990-х, жующим сигару любителем порно на стероидах, готовым надрать задницу пришельцам, который откалывал бессовестно спертые цитаты из фильмов в количестве, сравнимом с боезапасом пулемета Ripper.
Duke Nukem 3D была игрой с узнаваемой личностью, которая не просто приглашала вас в мир, населенный исключительно пришельцами, стриптизершами и героями боевиков, а прилагала определенные усилия, чтобы убедить вас, что это настоящий мир, а не какие-то невнятные коридоры на Марсе.
Конечно, в играх такое было и раньше – на самом деле, любая RPG с бессмысленным миром была бы сразу поднята на смех – но дело в том, что Duke Nukem 3D этого не требовалось. Она стала бы отличным шутером даже без уровней в бургерных и потрепанных подобиях Диснейленда, но благодаря их наличию эта игра запомнилась нам гораздо лучше.
Возможно, с тех пор, как Дюк 20 лет назад оторвал голову Императору Циклоиду, у него больше не было действительно великих приключений, но в Duke Nukem 3D так много характера, что даже такой короткой жизни Дюка в роли звезды FPS вполне достаточно.
Слава королю, детка!