Подобно поговорке о том, что герой настолько хорош, насколько хорошо его оружие, игры тоже могут быть настолько отличны, насколько отлично их повествование. По мере того, как игровая индустрия развивалась и отходила от рекордов в сторону «кинематографичности», мы видели, как повествование в тайтлах становилось многогранным и сложным, с эмоционально насыщенными историями о героях, злодеях и всех сопутствующих неприятностях.
На всякий случай оговоримся, что не обязательно иметь историю глубиной с океан, чтобы добиться успеха. Взгляните на списки лучших игр и найдёте на вершине большинства Марио с монотонными битвами против зла. Хотя совершенно очевидно, что хорошая история может либо сыграть на руку игре, либо окончательно её испортить.
Тем не менее, время от времени в тайтлах встречаются настолько извилистые и запутанные истории, что практически невозможно разобраться в них за один присест. Наличие разветвлений повествования, неканонических концовок и множества различных точек зрения означает, что придётся коротать ночи, пытаясь понять, что, чёрт возьми, происходит!
Считайте эти тайтлы мемом Пепе Сильвия от игровой индустрии. Приготовьте красные нити и булавки.
The Quiet Man
До релиза тайтл выглядел многообещающе, но в итоге реализовано было лишь около десяти процентов задуманного. Поставив игрока на место слабослышащего персонажа, обладающего способностью выбить позвоночник из любого, кого он встретит, можно было бы получить по-настоящему великолепную игру, а также реализовать здоровую игровую репрезентацию сообщества глухих. Но из-за очень плохого руководства игра вызвала немало гнева.
Повествование было специально ограниченно, чтобы игрок понятия не имел, что, чёрт возьми, происходит. Из-за того, что звук либо приглушён, либо полностью отсутствует в большей части игры, аудитория осталась недовольной. Реакция была настолько жёсткой, что разработчики фактически отказались от выбранного ими стиля повествования и выпустили патч со звуком и субтитрами, превратив запутанную игру с уникальной, но плохо реализованной фичей, в заурядный экшн.
По крайней мере, понять сюжет можно было при втором прохождении, верно?
Мор (Утопия)
Боже, как её описать? Это одновременно один из самых захватывающих, ломающих четвёртую стену, ужасающих, философских и мрачных тайтлов, в которые я когда-либо играл, но это также и трешовое собрание жёстких всплесков сложности, изнурительного геймплея и уродливой эстетики. Я никогда не играл в игру, которую я мог бы одновременно рекомендовать и в то же время настаивать, чтобы вы держались от неё подальше. И это я ещё не перешёл к повествованию.
Если попытаться описать то, что на самом деле происходит в этой игре, получится целое эссе, но, если кратко, история бессмысленна. Сюжет рассказывает об эпидемии инфекции, распространяющейся в далёком городке, жители которого настолько странны, что они прекрасно вписались бы в фильмы Тима Бёртона. Диалоги длинные и сложные, персонажи постоянно лгут, а повседневные задачи постоянно отвлекают вас от главной цели — излечить вирус.
И это не говоря уже о том, что в игре есть три игровых персонажа, одновременно существующих в игровом мире. Они имеют свои собственные переплетающиеся истории, которые наслаиваются друг на друга и иногда не дают достигать вам целей. Когда вы не играете за них, они принимают ужасные решения, делающие всё бесконечно более запутанным и сложным.
Добавьте ко всему этому множество ломающих четвёртую стену концовок, в которых вы будете говорить не только с «Богами» мира, но и с разработчиками самой игры, и станет ясно, что Мор (Утопия) — игра, требующая нескольких прохождений с сильной головной болью и снотворным, чтобы правильно всё переварить. Удачи.
Journey
Понимаю, что вы, возможно, смотрите на этот пункт и думаете: «Эм, сюжет Journey совсем не глубокий и не запутанный, я смотрел Рика и Морти, я интеллектуал». И да, я соглашусь с вами. Повествование Journey сводится к «посмотри сюда, иди туда». Но только после того, как вы снова пройдёте игру, поймёте, насколько на самом деле она особенная.
Например, когда я впервые играл в игру после релиза, помню огромный прилив эмоций, который я испытал, мчась по пейзажам, плывя, дрейфуя и совершенно теряя себя в погоне за горизонтом. Настолько сильно я потерялся, что наряду со многими другими игроками был уверен, что маленькие товарищи, которые вместе со мной окунались в приключение и выходили из него, были управляемыми компьютером неигровыми персонажами, просто составляющими мне компанию.
Я был поражён, когда узнал, что на самом деле это другие игроки. Игра внезапно обрела новый смысл, поскольку теперь я понимал, что моё путешествие проходило совершено не в одиночку, и что разработчики реализовали самый искусный многопользовательский режим в истории гейминга. И хотя при последующих прохождениях общее повествование не изменилось, поменялся эмоциональный оттенок процесса, так как теперь можно было стать проводником для других путешественников и подталкивать их к месту назначения.
Действительно, главное — путь.
Dead Rising
Несмотря на то, что тайтл чрезвычайно либерален в своём комедийном стиле, не следует забывать, что по своей сути Dead Rising — настоящий хоррор. От полчищ ужасных зомби до настоящего врага — постоянно тикающих часов, чтобы пройти через это кошмарное испытание, двигаться придётся быстро, а бить чертовски сильно.
На самом деле весьма вероятно, что при первом прохождении ваше время в Вилламете может закончиться на довольно мрачной ноте. Ведь пытаться завершить каждую сюжетную миссию и спасти всех выживших с плохо экипированным Фрэнком и жалкими характеристиками — поистине трудная задача. Поэтому вы, вероятно, увидите одну из многих концовок, в которой Фрэнк либо был близок к истинному финалу, но просто пропустил его, либо поплыл по течению в море нежити. Кто виновник апокалипсиса? Как распространяется вирус? Почему эти персонажи такие скрытные?
К счастью, игра позволяет сохранять навыки при каждом последующем прохождении. Это значит, что каждое повторное прохождение будет легче, пока, наконец, вы максимально не прокачаете навыки, одолеете злого военачальника и спасёте мир.
Увидеть, как игра наконец закончится надлежащим образом стоит всех крови, пота и слёз.
Star Wars: Shadows Of The Empire
Будучи мальчонкой, я охотно поглощал весь контент с логотипом Star Wars, и Shadows Of The Empire стала ещё одной возможностью погрузиться в любимый мною лор. Я колотил по кнопкам, сопротивляясь (давайте будем честны) довольно тяжёлому управлению и безграничному стремлению узнать, что станет с милым негодяем Дашем Рендаром.
Что ж, оказывается, я совершил свою первую и самую фатальную ошибку в тот момент, когда выбрал «средний» уровень сложности, так как оказалось, что на нём настоящий финал игры увидеть нельзя! По окончании этого «детского» прохождения появляется всплывающее окно «Действительно ли Даш умер», в котором говорится, что для того, чтобы узнать правду, придётся играть в «сложном» или «джедайском» режиме.
Было бы преуменьшением сказать, что это откровение меня немного расстроило. Но я пошёл дальше, пробираясь через настолько иззубренную графику, что ею можно резать мясо. Я мучался с !*$% трудностями, вызванными повышением уровня сложности только ради того, чтобы узнать судьбу Даша и его команды.
К счастью, все они выжили, сбежали на Вестнике и позволили миру поверить в их смерть, чтобы избежать встреч с бандами, жаждущими мести. На прохождение ушло много недель и несколько сломанных контроллеров. Но узнать, что Даш и его банда живы, того стоило.
NieR: Automata
NieR: Automata — замечательная игра, не так ли? От начала и до конца это шквал чрезмерного экшна, чокнутой комедии и, конечно же, здоровая доза манерности, которую только Platinum Games могли добавить в тайтл. Постоянное смешение жанров, миссий и битв с боссами означает, что скучно точно никогда не будет. Однако при первом прохождении у вас настолько сильно закружится голова, что она может даже отвалиться.
Темп повествования настолько быстр, что некоторые моменты имеют смысл только в самых общих определениях, однако это ещё один блестящий ход разработчиков, потому что все пробелы фактически заполняются последующими прохождениями с другими персонажами. Например, в одной из сцен 2B может встретить босса и разбить его на базовые элементы, в то время как 9S может взломать систему и извлечь информацию о них и их предыстории. Эта информация строится на более широком повествовании, затягивая вас в историю всё глубже и глубже.
Кроме того, когда 9S отделён от 2B можно ещё раз пережить его приключения, но с новыми деталями, которые были скрыты или отсутствовали при первом прохождении. И в довершение всего, завершение этой кампании открывает ещё один Акт с ещё одним новым персонажем, который берёт всё, через что вы прошли уже дважды и использует это как основу для совершенно новой истории!
Это сумасшедший способ рассказать историю, но ничего похожего пока не существует. Всё это позволило NieR: Automata быть одновременно совершенно непонятной и всецело увлекательной.
Hades
Интернет-взрыв любви к Hades не был необоснованным, ведь это очередная великолепная игра от гениев Supergiant Games, ранее подаривших нам Bastion, Transistor и отличнейшую Pyre.
Тем не менее, в начале тайтла повествование, мягко говоря, малопонятное. Почему мы пытаемся сбежать из ада? Почему нам помогают боги Олимпа? Кто наша настоящая биологическая мать и почему её нет рядом? Что ж, чтобы ответить на все эти вопросы и увидеть одну из самых приятных концовок, вам лучше усовершенствовать все свои навыки, поскольку чтобы узнать истинную концовку этой истории нужно пройти игру ДЕСЯТЬ РАЗ.
Дело в том, что Загрей пытается сбежать из ада, чтобы найти свою настоящую биологическую мать. После завершения тайтла и победы над Аидом вы узнаёте, что можете существовать в мире матери только в течение короткого периода времени, и поэтому вы соглашаетесь продолжить убегать из ада, чтобы проводить с ней время и больше узнавать о том, почему она ушла.
С каждым прохождением вы сокращаете количество тайн, и с каждым ответом на вопрос вас подталкивают исследовать дальше. Это одна из лучших игровых петель. И даже после того, как вы разобрались с основным сюжетом, вам всё равно захочется поиграть ещё только потому, что тайтл невероятно хорош.