Вы можете судить о развитии игр на ПК по-разному: по нарастающей силе оружия, по глубине диалогов, по глобальности в случае стратегий.
Но, помимо всех этих очевидных вещей, на фоне всегда покачивает листочками преданное игре деревце. Деревья важны. Они могут рассказать нам о марше прогресса в гейминге больше, чем что-либо. Деревья иллюстрируют желание разработчиков погрузить нас, игроков, в атмосферу игрового мира, добавляя второстепенную деталь, на которую мы можем даже не обратить внимания.
Пойдём со мной, компьютерный лесоруб. Вооружись книгой “Всё, что вы должны знать о книгах” и 11 словами, связанными с деревьями, пока мы изучаем историю деревьев в играх от “корки до корки.”
Начало: “корневые” манёвры
Проклятый род
Интересный факт для тех, кто всматривается в детали. Деревья в первых играх – намного большее, чем простое фоновое украшение. В некоторых и вовсе – ближайшие враги. За примерами обратимся к ZX Spectrum. В 3D Deathchase, например, вы ведёте мотоцикл через лес, и деревья являются единственным, что может убить вас. Вы не столько преследуете смерть, сколько едете прямиком к ней.
Такая неясная опасность от этих деревьев становится менее заметной, потому что они больше напоминают ножки от стола из IKEA. Что объясняет, почему мой столик BJURSTA Extendable приходит ко мне в кошмарах. Это было время созидания.
Соснус Расслабинус
Чтобы найти пример ранних деревьев в ПК-играх, обратимся к Skifree. Многие помнят эту игру лишь из-за негодяя-йети, однако настоящее мучение нам приносили именно деревья. Эти печальные, убогие изломанные саженцы, которые выскакивают прямо перед вами из-под снега, угрожая прекратить ваш прекрасный слалом и переломать кости.
Они больше походят на тюремные тату в исполнении ребёнка, и потому более запоминающиеся. Если вы ещё не запомнили, как они выглядят, обязательно запомните сейчас же – чуть позже нам понадобится сравнить её с 3 Ведьмаком.
Лихие девяностые: “рощный” конфликт
С развитием графики в 90-х, игровые деревья тоже не стояли на месте. Представьте себе это как расцвет: почки взбухающие новыми красками и формами (до тех пор, пока цвет – зелёный, а форма – дерева). Милая 2D листва повсюду, однако можно выделить игру Cannon Fodder 1993 года за её абсурдно обильные джунгли. Арт в игре настолько агрессивно зелен, что вам кажется, что вас побьют за то, что вы сами не состоите из листьев.
В те времена казалось, что, ползая между пылающих веток, вы попадаете в фильм “Взвод”. А затем, в 1995, выходит Mortal Kombat 2 с его живым лесом, который, буквально, вернул деревья к жизни. Вы бы смогли поспорить, что эта идея с “лесорубными” элементами попала и в другие файтинги (как, например тренировчное деревянное чучело в Tekken, Mokujin; или Forest Law), однако вы не сможете, потому что не тратили время на изучение игровых деревьев.
Деревянная загадка
“Хватит уже ваших 2D-деревяшек!” – наверное, думаете вы. И вы полностью правы. Нам нужно изучить 3D-деревья, чтобы понять, как далеко нам ещё нужно пройти. Myst даёт нам хороший пример, милая игра. Но деревья в ней больше похожи на шапки колдунов, чем на листву. В целом, всё остальное прекрасно: и камни, и постройки, и небеса. Однако если вы желаете взглянуть на реалистичный лес, вам придётся подождать. Или кликнуть на следующую страницу.
С другой стороны у нас есть виды Elder Scrolls II: Daggerfall. Его лиственные иллюстрации выглядят продуманно, но они все подозрительно похожи. Однако, это стоит учесть. Ни одна игровая серия не демонстрирует развитие рощиц так, как Elder Scrolls. Это игровой эквивалент “Понимания развитий деревьев” (если мы не будем учитывать Грибное Королевство в Морровинде). Вернёмся сюда позже.
Turok: 1997’s Dinosaur Hunter тоже был впечатляющий. Вспоминается, как мы бежали сквозь эти бесконечные джунгли. Спустя же 21 год кажется, будто пальмы лишь одиноко торчат посреди туманного пейзажа.
Разрыв рамок
И, пока мы до сих пор в девяностых, остановимся на Commandos: Behind Enemy Lines. Тут представлено большее, чем сопливые зелёные мазки из Cannon Fodder(5 лет прогресса, всё-таки!) Разнообразие зелени впечатляет: её можно сравнить с маленькими модельками деревьев рядом с игрушечной железной дорогой. Пока мы не добрались до по-настоящему реалистичных деревьев, однако они уже походят на модели деревьев. А это уже что-то.
Нулевые: сосну?
Триумф над “лиственными”
Вспомните тёмное прошлое (первую страницу) и 3D Deathchase, когда деревья держали верх над людьми, мотоциклами. Над людьми на мотоциклах? Хорошо, 2000 был годом, когда древоточцы зашевелились. The Sims даёт нам контроль над деревьями, разрешая покупать их, сажать, поворачивать. Триумф над природой провозглашён. Большое или маленькое, комнатное или уличное, живое или мёртвое – мы можем манипулировать любым типом деревьев. И, как акт настоящей расплаты, The Sims позволяет вам даже украсить “убитое” дерево во имя Рождества. Победа человечества неоспорима.
Далее у нас Halo: Combat Evolved, выпущенная на ПК в 2003. Первая Halo захватила людей травой, на которую можно глазеть днями, однако леса такие же поразительные. Густые леса, грозные лозы, ледяные сосенки: в Combat Evolved больше растительности, чем пушек.
Тропикана Любоватус
Теперь вещи становятся серьёзнее. Наша деревянная планка задрана благодаря релизу 2004 года – Far Cry и его самым реалистичным джунглям. Полёт на дельтаплане над густой листвой дарил несравнимые ощущения: сны друида под галлюциногенами, заключённого в вашем домашнем компьютере. Это было веской причиной потратить все ваши деньги на ПК, который сможет потянуть игру на максималках. Даже спустя несколько технологических прорывов это захватывающее чувство не отпускало. Если бы мутанты Far Cry выглядели так же хорошо…
Настройкус Максимус
Лесистый спутник Эндора из Star Wars: Battlefront II 2005 года заслуживает краткого упоминания за самые узнаваемые в кино леса. World of Warcraft тоже предлагал множество лесов, которые и до сих пор вызывают у нас чувства умиления (так же, как и способность друида превращаться в дерево). В 2006 же Elder Scrolls IV: Oblivion открыл для нас роскошный Сиродил. Но мы не можем шататься здесь бесконечно. 2007 ждёт.
Уровень под названием “All Ghillied Up” Call of Duty: Modern Warfare помимо душещипательного пейзажа даёт возможность играть за дерево. И в Resident Evil 4 настройка детализации коры – это не пустяки. Леон мог бы снять обёртки с этих штук. Однако Crytek вновь ворует всё внимание. В Crysis вы можете подстрелить деревья, листва осязаема. На максимальных настройках она выглядит лучше, чем в большинстве современных игр.
Arbor Hominem (Человек-Дерево)
И, чтобы подвести черту нулевых, мы отдаём дань Гарольду. Пускай, не самые реалистичные и симпатичные деревья из игр есть в Fallout 3 (2008). Однако мы благодарим игру за один из лучших квестов.
Десятые: коренные изменения
Соснус Дракониус
Прогресс в 2010-ых труднее заметить. Частично от того, что изменения несущественные и Crysis всё равно выглядит лучше всех игр. Однако The Elder Scrolls V: Skyrim, выпущенный в 2011, хотя бы демонстрирует, как далеко серия дошла в развитии своего “гербария”. Skyrim – любовное письмо северной ели. Пейзажи лиственных пещер, осенних лесов и этих восхитительных высоких сосен. Вы даже можете рубить брёвна и использовать пилу, что напоминает нам о победе человечества над деревьями.
Мистикус Обыкновениус
Деревья в Minecraft – скорее скачок в прошлое, но нам разрешили с ними взаимодействовать. Благодаря этому крафтинг был и будет в каждой игре в течение лет так 200. Вы можете бить, рубить и менять форму дерева. На выбор есть разные доски. Если вы не делали домика на дереве – вы играли в Minecraft неправильно. Выделяется также и Alan Wake, выпущенный на ПК в 2012, с его глубоко проработанными и атмосферными лесами.
Ещё у нас была Deadly Premonition, выпущенная годом ранее, которая убеждает меня, что не всё так было хорошо в 2010-ых в “деревянном” вопросе. Также есть и Proteus (2013), которая напоминает, что деревья не должны быть детализированы, чтобы выглядеть поразительно.
Герба Апокалиптус
Мы почти достигли нашей лесной прогулки. Мы возвращаемся к Crytek, которые сделали Crysis настолько хорошо, что все остальные игры блекли на фоне. Crysis 3 – почти исключение, листва потеряла глубину и блеск, несмотря на то, что игра поставлена в пост-апокалиптическом сеттинге, где природа захватила города в отместку за унижения в The Sims. Прекрасная растительность и в Battlefield 4, но вы, наверное, были слишком заняты стиранием зданий с лица земли и жалобами о сюжете, чтобы заметить это.
Ведьмин Бурелом
И, наконец, мы пришли к финалу. The Witcher 3: Wild Hunt – это игра, в которую можно даже не играть, чтобы просто смотреть на деревья. Когда вы впервые достигаете Велена и видите эти поля листвы, вам хочется подтянуть родных к своему 4К-монитору, чтобы они насладились красотой природы, не выходя из дома. CD Projekt Red точно знают хорошую тему для игры, доказательство: у нас есть висящие деревья, священные деревья, погибшие деревья, одержимые деревья.
Ни одна игра ещё не давала деревьям столько главных ролей. Вернитесь мыслями к Skifree и увидите 22 лет настоящего прогресса. Однако. Выглядит не круче, чем Crysis.