Давным-давно, до 1979 года, производством игр занимались те же люди, что делают игровые платформы. В те темные века разработчиков вообще не считали за людей. Сделали игру – получите свою порцию риса и радуйтесь. Никаких премий, бубликов, девушек, отдыха и даже упоминаний в титрах игры. Конечно, такая судьба не очень нравилась первоначальным девелоперам. Кульминационным стал 1979 год – именно тогда пятеро ребят объединились и создали компанию.
Это были Дэвид Крейн (David Crane), Ларри Каплан (Larry Kaplan), Алан Миллер (Alan Miller), Боб Уайтхед (Bob Whitehead) и Джим Леви. Первые четверо были программистами с Atari, поэтому имели прокачанный скилл программирования, а Джим Леви пришел из музыкальной индустрии и был нужен для того, чтобы раскручивать студию.
Он же и придумал фишку с популяризацией разработчиков, вставляя их имена в титры игры. Это привлекало молодых разработчиков ПО, которые приходили в студию. Ведь, согласитесь, круто показать, что ты разработал игру, даже в наше время, не говоря уже про хардкорные 80-е.
А чем же собственно компанию назвали Activision? А потому, что бывшие выходцы из Атари хотели как можно сильнее поиздеваться над своими бывшими боссами и поставить свою компанию перед ними в телефонном справочнике.
Но злые боссы Atari не могли просто так с этим смириться и начали судиться с молодыми парни из Activision. А все потому, что игры, которые те парни разрабатывали, были довольно прибыльные и их исчезновение могло вплоть переполовинить продажи картриджей. Судились до 1982 года, но ничего у них не получилось. В том же году Activision выпускает Pitfall!. Эта игра, пожалуй, очень разозлила Atari.
Это был буквально первый платформер – первый представитель жанра, который в последующие десятилетия станет едва ли не самым популярным на всех платформах. Ну и конечно же он принес много денег – в общем игра продалось более 4 млн копиями для Atari 2600. А больший успех в те времена был только в Пакмана. Согласитесь – результат более чем достойный, ведь даже сейчас не все проекты класса Triple A могут преодолеть планку в 1 млн, не говоря уже о 4-х.
Но время шло – студия развивалась. В 1985-м наши герои выкупили студию Infocom, которая в то время славилась разработкой популярных текстовых квестов. Сейчас почти мертвый жанр тогда находился на высоте. Но ростки зла прорастали уже тогда – Infocom закрыли в 89.
За период 80-х компания начала немного расширять спектр своих интересов. С чисто “консольного” разработчика они начали переползать и на всеми нами любимый ПК, для которого начали еще и писать разный софт. Даже название изменили – на Mediagenic, что должна отображать ширину их взглядов. Правда о бренде Activison никто не забыл – его и дальше широко использовали как хорошо известный и узнаваемый знак.
Однако, то, что ребята перешли с хорошо известного им рынка плохо сказалось на деньгах. В 1988 году компания едва ли не обанкротилась.
Провал бренда Mediagenic заставил пересмотреть приоритеты. Чтобы спастись компания объединилась со студией The Disc Company. От банкротства все же удалось отвертеться, но с тех пор студия начала делать сугубо игры. И 1992 вернулись к своему первоначальному названию – Activision, теперь уже окончательно.
Новая ЭРА
Родился в 1963 г. Поучился в колледже при университете штата Мичиган, и пошел в бизнес. В результате, там очень хорошо продвинулся. Основал несколько фирм, стал сначала директором (СЕО) Activision, а впоследствии и Activision Blizzard. Член совета директоров Coca-Cola.
1991 стал довольно значимым и для компании, и для мировой игровой индустрии. Ведь во главе стал Бобби Котик. Его роль обсуждается в мировых масштабах, ведь именно он сделал из Activision ту компанию, которую мы видим перед собой.
Примерно в этот период студия начала превращаться в гиганта игровой индустрии. В 1997-м выкупили Raven. И последние под протекторатом Activision, выдали такие хиты как Soldier of Fortune, Heretic, Quake 4 и поработало над такими известным проектом как Star Wars – Jedi Academy II. В 1999 году благодаря инвестициям компании создана студия Pandemic Studios. А в октябре того же года приобретена Neversoft Entertainment. Последняя, под крылом Activision, подарила нам серию про скейтера Тони Хока (вплоть 9-игр), и хорошенько поработала над брендом Guitar Hero (7 игр).
Со временем Activision начала все больше инвестировать деньги в другие проекты. В 2000-м выделены средства для id Software и Gray Matter Interactive для того, чтобы они разработали новую игру по вселенной Wolfenstein. В результате в 2001 году вышел шедевральный Return to Castle Wolfenstein. Следствием чего стало приобретение Gray Matter Interactiv в 2002 году и просуществовала только до 2005 года, сделав одну игру еще в не очень неизвестной тогда вселенной Call of Duty.
Период 2001-2002 годов был важным для компании в плане важных приобретений. В 2001 году приобретено права на франшизу Spider-Man, разработкой игр которой занималась приобретена в том же году Treyarch. А присмотревшись к соседям с ЕА и на успех тогдашней Medal of Honor: Allied Assault было принято не очень честное решение. Activision переманила 22-х разработчиков медальки, на основе которых создали новую компанию. В 2002 году на свет появилась Infinity Ward – студия, которая будет едва ли не основным источником прибыли Activision. За 2002 также приобретено Z-Axis Ltd, и Luxoflux Corporation.
А в 2003 году свет увидела, пожалуй, самая известная игровая серия. В этом году вышла первая игра серии Call of Duty. Это был первый конкурент тогда еще популярной Medal of Honor. Все в том же сетинге, но теперь мы были не только американским военным, но и британским и советским.
Infinity Ward исправно выпускала каждые два года по одной игре серии. Параллельно, начиная с третьей части, франшизой занималась и Treyarch. А в 2007 году вышла Call of Duty 4: Modern Warfare. Продажи ее были поражающие – 600000 за первые сутки, а в настоящее время более 10 млн. копий. К этой части большинство тогдашних шутеров или воевали во времена Второй мировой, или отправляли игроков в другие, футуристические миры. Игра удачно использовала эффекты кино и буквально сразу покорила игроков.
В следующем году – Call of Duty: World at War. Продолжая волну успеха эта игра продается также потрясающим тиражом. Правда, на этот раз постарались ребята из Treyarch. World at War возвращает нас снова во времена Второй мировой.
В 2009 году свет увидела Call of Duty: Modern Warfare 2. И снова взрыв. Чрезвычайные продажи ничем не уступают рецензиям критиков – оба на высоте.
Серия установила чрезвычайно высокую планку по уровню продаж и конкуренцию им в этом плане мог поставить только большой авто похититель. А что касается самих игр, то качество их заметно падало. Продажи лезли вверх, а рецензии шли вниз. Продолжая эксплуатировать одну и ту же идею трудно было держать уровень на той же отметке. Поэтому где-то начиная со времен CoD: MW 2 наименования CoD при осмотре любой игры стало отрицательным. А все так хорошо начиналось…
Activision продолжает скупать студии. Начиная с 2005-го были приобретены Vicarious Visions, Toys For Bob, Beenox.RedOctane, Inc. Bizarre Creations, Demonware, FreeStyleGames и 7 Studios. К своим рукам они же забрали права на Guitar Hero и James Bond.
Activision Blizzard
Однако, студии не удалось удержать независимость – в 2007 году объявлено об объединении с Vivendi Games (которая обладает всеми известным Blizzard) и создание новой мегакорпорации – Activision Blizzard. Однако, фанатов сразу успокоили – объединение сугубо коммерческое, и никакого обмена брендами, франшизами футболками и другим хламом не будет в составе которой Activision пробыли до июля 2013 года. Тогда наши сегодняшние герои выкупили свои акции в Vivendi за потрясающие 8 млрд. зелени.
И с полной самостоятельностью они встретили приход нового поколения консолей.
Что дальше?
В 2010 году объявлено о долговременном сотрудничестве с Bungie, которая известна своей работой над Halo.
Обозреватель всего и вся, в данный момент сосредоточен на игровой индустрии. Имеет особое чувство юмора, которое нередко ставит его оппонентов в неудобное положение, и заставляет понять что такое троллинг.