Один из наиболее интересных моментов любого постапокалиптического сеттинга – видеть, насколько далеко зашел мир в смене формата цивилизации. Многие аспекты, которые мы воспринимаем как должное, от еды и одежды до довоенных предметов, переворачиваются с ног на голову, формируя жуткие картины возможного будущего. Такие богатые сеттинги, как Fallout, S.T.A.L.K.E.R и Wasteland, показывают нам, каким может быть мир после конца цивилизации и как жизнь находит себе дорогу за рамками наших ожиданий.
“Главные фишки” – регулярная серия, в каждом выпуске которой мы разбираем уникальный аспект одной игры. Другие выпуски можно найти здесь.
Прелесть подобных сеттингов, по крайней мере в видеоиграх, в том, насколько богатой может быть фантазия разработчиков в создании их мира. Постапокалипсис всегда в той или иной степени связан с выживанием. Жизнь в суровых пустошах – это постоянная борьба за существование, часто переполненная конфликтами и враждебностью, которые вынужден преодолевать игрок. Обычно все это отражается главным образом через лор игры и слегка привязывается к таким простым механикам, как потребление воды и пищи или жесткие ограничения по носимому весу.
Однако, иногда играм удается привязать сеттинг к геймплею гораздо более значимым образом. В качестве хороших примеров в голову приходят такие интересные мелочи, как получение крышечек при открытии “Нюка-колы” в Fallout, благодаря чему всегда есть обоснованная с игровой точки зрения причина накапливать “Нюка-колу”, помимо восстановления здоровья персонажа. Однако, один из лучших примеров объединения геймплея с сеттингом представлен в серии Metro, а именно в ее основной валюте, которая по совместительству является единственным средством защиты. Это патроны.
Серия Metro, первой игрой которой стала Metro 2033 – это постапокалиптические шутеры от первого лица, основанные на одноименной серии романов Дмитрия Глуховского, первый из которых был опубликован бесплатно в 2002 году, а в качестве коммерческого издания – в 2005. Роман рассказывает историю о выживших после ядерной войны, живущих под землей в московском метро и сражающихся за свою жизнь с мутировавшими животными и разнообразными группировками других людей.
Игра, частично соответствующая роману, наполняет мир Глуховского еще сильнее, создавая продуманные способы реализовать представленные в книгах элементы в игровом мире. Это вполне разумно, учитывая, что Глуховский участвовал в работе над сценарием и режиссурой серии Metro, в том числе написал совершенно новую историю для последней части серии – Metro Exodus.
Это чувство клаустрофобии в ржавых, разваливающихся тоннелях, множество людей в переполненных трущобах, и жуткие враги, скрывающиеся в темноте. Глуховскому и серии Metro отлично удается передать игрокам атмосферу этого мира. И пожалуй, самое яркое впечатление – это ограниченность ресурсов. Найти боеприпасы очень тяжело, а распоряжаться ими еще тяжелее из-за их статуса основной валюты.
Конкретно основной валютой являются довоенные патроны калибра 5,45×39мм, которые в игре так и называются – патроны-деньги. Возможно, одна из причин такого выбора в том, что несмотря на относительную распространенность этого боеприпаса, в мире игры он довольно высоко ценится. Исторически эти патроны использовались для популярных автоматов советских и пост-советских времен, главным образом для автомата Калашникова АК-74. Это очень распространенное оружие в России и за ее пределами – благодаря репутации надежной военной штурмовой винтовки оно продавалось по всему миру.
В мире Metro, где развитие технологий было отброшено назад ядерной войной, довоенные боеприпасы – большая редкость. В сочетании со значительной сложностью подделки это обеспечило им фактический статус валюты в тоннелях метро, вплоть до задания обменных курсов с другими довоенными и кустарно произведенными патронами для поддержания экономики.
В книгах серии Metro патроны используются для покупки буквально всех товаров и услуг, в том числе еды, топлива и медицинских средств. В играх они служат основной валютой для покупки нового оружия, аптечек, гранат и аксессуаров для оружия (для Metro 2033 Redux).
В играх серии Metro игроки могут получить в одном прохождении ограниченное количество довоенных патронов. В Metro 2033 в обоймах и скрытых тайниках можно найти 1391 патрон, все остальное можно заработать только у торговцев оружием на продаже старого снаряжения. Более того, даже это количество не гарантировано – цифра рассчитана исходя из максимального количества случайно распределяемых патронов.
То есть реально игрок может найти еще меньше. В Metro: Last Light патронов можно найти больше, к тому же 100 штук у вас есть с самого начала, но из-за относительной редкости в игре они все равно становятся важной, временами очень тяжело зарабатываемой наградой.
Учитывая природу игры, в плане выбора цели траты патронов игрок попадает в сложное положение. У вас есть другие варианты, например, другие виды патронов, которые можно обменять на довоенные, и “грязные патроны” – вид боеприпасов, который не используется в качестве валюты. Грязные патроны – это боеприпасы кустарного производства, часто из некачественных материалов.
Поэтому по сравнению с довоенными патронами им недостает останавливающего воздействия, полезного против более сильных врагов. Это может приводить к ситуациям, когда игрок в бою с боссом будет вынужден пойти на крайние меры и воспользоваться довоенными патронами, в буквальном смысле “расстреливая врага деньгами”.
В первых двух частях есть точка невозврата, начиная с которой магазины, где можно воспользоваться патронами, больше не встречаются. И хотя это можно считать недостатком в плане общей концепции, фактически это никак не влияет на истинную природу данной механики и общую атмосферу мира. Игры серии Metro нельзя назвать простыми, они намеренно созданы так, чтобы игроку было тяжело. Среди мутировавших тварей, радиоактивных коридоров, похожих на лабиринты, сурового мира на поверхности и ограниченного количества топлива и света всегда есть соблазн облегчить свое путешествие по тоннелям, расстреляв свои деньги.
И этот соблазн идеально соответствует общему настроению игры. Metro – гораздо более мрачный и реалистичный взгляд на постапокалипсис. В этом мире выживает сильнейший, а заблаговременное планирование и чуточка удачи могут гарантировать выживание чуть лучше, чем грубая сила. Более медленный темп шутера от первого лица позволяет лучше прочувствовать вкус этого мира, во многом подобно книгам Глуховского, а уникальная механика прекрасно сочетается с лором вселенной.
Наконец, эта механика создает в игре рудиментарную систему выбора и последствий. Всегда можно пробиться через врагов, используя качественные довоенные патроны, если они вам по карману, но стоит ли результат того? Это обогащает впечатления игрока чувством тягостного ожидания, что в каждом мрачном туннеле есть нечто, что заставит вас расстаться с единственным средством для выживания лишь для того, чтобы спасти свою жизнь здесь и сейчас.
В этом плане довоенные патроны в серии Metro – один из лучших примеров привязки игрового лора к игровой механике. Это не только позволяет Metro выделяться среди других аналогичных игр, но и задает общее настроение мира игры и его вызова игроку. Появляется конфликт и последствия действий, которые в случае неосторожности могут быть очень серьезными. Осязаемый пример того, насколько действительно опасным может быть мир Metro.