Мы разберем одного из наиболее сложных в психологическом плане персонажей видеоигр, да еще и в жанре, для понимания которого требуются определенные предварительные знания. Речь идет о Джеймсе Сандерленде из Silent Hill 2 – обычном человеке, который часто остается за пределами внимания видеоигр – ведь это не обученный убийца и не закаленный в боях космодесантник. Он работал простым продавцом в магазине, был счастлив в браке, но, к сожалению, столкнулся с ужасной трагедией. Хотя именно этой трагедии мы обязаны одной из самых захватывающих с точки зрения геймплея игр на PlayStation 2 с выдающимся развитием персонажа.
Чтобы действительно осознать, почему Джеймс так хорош как персонаж, сначала стоит немного поговорить о жанре survival-horror. В другой рубрике мы уже говорили о том, как игры типа Alone in the Dark в начале и середине 1990-х популяризировали “стандартную” концепцию этого жанра, которая к 2010-м постепенно стала уделом нишевых инди-игр. Они были меньше сосредоточены на боевке, но уделяли гораздо больше внимания атмосфере, постановке событий и звуковому сопровождению – именно этим и прославилась серия Silent Hill.
Silent Hill 2 считается знаковой игрой серии, главным образом благодаря наиболее культовой визуальной стилистике. Конечно, мы имеем в виду тех самых монстров – безликих медсестер и гротескных тварей с пирамидальными головами, которые продолжают бродить по темным коридорам наших воспоминаний. Да, игры и другие произведения по вселенной Silent Hill постоянно использовали этих монстров, но с гораздо меньшем эффектом, так как их важность для сюжета Silent Hill 2 и связь с главным героем Джеймсом в дальнейших частях были утеряны. Ужасы Silent Hill – не в самих монстрах как таковых, а в объяснении причин их существования. С этой точки зрения данные ужасы гораздо более психологические и личные, чем где-либо еще.
Перед началом игры мы узнаем, что жена Джеймса, Мэри, умерла от серьезного заболевания. Эта болезнь отобрала у него три года, в течение которых он тщательно ухаживал за своей умирающей супругой, что сформировало его характер и начальное положение дел в игре. Она начинается с того, что Джеймс оказывается в городке Сайлент-Хилл спустя неделю после смерти жены. Причина его появления здесь довольно зловещая: ее посмертное письмо, в котором написано, что он должен приехать в этот город, чтобы ее найти. И с этого момента мы проходим вместе с Джеймсом Сандерлендом через все хитросплетения сюжета, который может пойти по различному пути в зависимости от действий игрока.
В этой игре множество аспектов, которые сами по себе просто источают повествование и сюжетные элементы, поэтому стоит отметить, что концепция игры во многом была задумана как отражение психики Джеймса. Модели расчлененных трупов копируют Джеймса, враги с сексуальным подтекстом – призраки его собственной сексуальности, подавленной из-за болезни жены. Даже Пирамидоголовые – это его собственные гнев и вина, выраженные в физической форме, истязающие Джеймса своим чудовищным видом и жаждущие наказать за его “грехи”. Естественно, все это сделано намеренно. В начале игры Джеймс разбит и подавлен, потеря жены сильно по нему ударила, став причиной скорби и озлобленности на самого себя и весь мир за такую судьбу.
Окружение также тонко намекает на гордыню Джеймса. Один из наиболее ярких примеров – истерзанный труп Джеймса в кресле с застывшим на фоне телевизором, который предвещает самый жуткий для игроков поворот – на самом деле Джеймс сам убил свою жену, чтобы прекратить ее и свои страдания. Этот зловещий сюжетный ход лишь усиливает трагедию Джеймса до точки, в которой он становится не просто эмоционально встревоженным, а подверженным посттравматическому расстройству.
Естественно, в ПТСР нет ничего смешного. Официально оно определяется как нарушение психики, вызванное травмирующими событиями, от сексуальных домогательств до насилия над человеком. ПТСР часто встречается у военных, которые при исполнении своего долга сталкиваются с невероятным количеством насилия. Расстройство может значительно влиять на психику человека, заставляя его избегать конфликтов – по крайней мере, избегать напоминаний о травме, которая вызвала это расстройство – или привести к самоубийству.
ПТСР, от которого страдает Джеймс, не упоминается в игре явным образом, но постоянно подразумевается. Чувство вины в смерти жены вместе с участием в ее самоубийстве очень сильно подавляют Джеймса. Большую часть событий игры он пытается справиться с ПТСР в сочетании с элементами ужасов, связанными с жутким гротескным миром вокруг него. В изломанной душе Джеймса все, от монстров до символики, борется с его желанием не просто отпустить, а вообще забыть, что он сделал. И эта борьба может привести его к разным исходам, которые могут еще сильнее усилить его трагедию.
Игра постоянно намекает на это прозрение через предзнаменования и NPC. Два других персонажа, Эдди Домбровски и Анжела Ороско, также попали в Сайлент-Хилл, потому что совершили убийство. Анжела убила своего отца за сексуальное насилие, а Эдди – убил собаку и застрелил человека, потому что вышел из себя после шутки над его внешним видом. Есть неудержимый символизм в том, что эти три персонажа должны искупить свою вину и принять правду. На кладбище, перед дракой с Эдди в холодильнике, можно увидеть три вырытых могилы с именами персонажей. Кроме того, в тюрьме есть головоломка с тремя картинами, символизирующими грехи персонажей.
И хотя Эдди и Анджелу можно рассмотреть отдельно, в данном случае важно то, что на самом деле Джеймса истязают не сексуальное воздержание и не чувства ненависти или слабости, а скорбь и самобичевание за убийство своей жены. Все это в совокупности порождает целое море символической информации с разнообразной трактовкой. SIlent Hill 2 была очень продуманной в плане повествования. Ей удалось символически представить скорбь, гнев и убийство, создавая моральную основу наказания за это убийство в атмосфере психологического хоррора, которая постепенно терзает Джеймса из-за его ПТСР.
Например, сцена с видеокассетой представлена зловеще прекрасно – Джеймс сидит в кресле и снова смотрит на жуткое деяние. Звук обрывается, а изображение искажено, но Джеймс на мгновение становится безжизненным, испугав маленькую девочку Лору, которую он пытается защитить от ужасов Сайлент-Хилла. Монстр вернулся и преследует его, а сам Джеймс стал трупом, чего, как ему кажется, он заслуживает за участие в смерти жены. Именно с этого момента Джеймс может выбрать различные пути: примет ли он свою вину? Совершит ли самоубийство? Как он примирится со своими чувствами?
Отчаяние Джеймса обусловлено его образом. Он постоянно размышляет о происходящих вокруг событиях и анализирует их. Он скорее трус, чем боец, и чаще убегает от чувств, чем встает против них лицом к лицу. Временами это выглядит чересчур эмоциональным, но в мрачной атмосфере Silent Hill 2 и хорроров вообще прекрасно соответствует сюжету и темпу игры.
Кроме того, Джеймс обижен на свою покойную жену за три года болезни. В некоторых сценах он признает, что ненавидел ее за это, и хотя это с тем же успехом может быть маской, чтобы успокоить его чувство вины за ее убийство, в явном виде это не подтверждено. Но в чем точно можно быть уверенным – из-за этих чувств Джеймс становится несовершенным, а значит, более человечным, чем ужасы, с которыми он сталкивается в Сайлент-Хилле. В этом городе он хочет найти какое-то избавление, будь то страдание и смерть, если они потребуются, чтобы снова найти счастье, или встреча лицом к лицу со своими страхами, поразившими его разум после убийства Мэри. Его война – эту в первую очередь сражение с самим собой за примирение с собственными чувствами.
Один из путей достичь этого избавления – остаться с Марией. Она – традиционный доппельгангер из фольклора и легенд, более привлекательная и соблазнительная версия покойной жены Джеймса, которая на каждом шагу старается, чтобы Джеймс забыл о Мэри. Мария – отражение того, что Джеймс хотел от своей жены, более энергичная, сильная, сексуально раскрепощенная и решительная. Она вполне соответствует стереотипу доппельгангера – “злому близнецу”, который тянет Джеймса еще сильнее терзать свою душу.
Мария невероятно непредсказуема и во многом служит антагонистом Джеймса, вплоть до того, что в некоторых концовках она является финальным боссом. Именно она несколько раз в игре не позволяет Джеймсу найти Мэри, снова подразумевая, что именно она – та версия Мэри, которую Джеймс хочет. Но не та, которая ему нужна. Несколько раз Мария даже говорит, что она не его покойная жена, при этом тонко и соблазнительно намекая, что может ее заменить.
Джеймс не может определиться с чувствами отторжения и одобрения в ее отношении. Он, казалось бы, считает ее привлекательной, но из-за того, кого она символизирует, ее действия вызывают неприятие. Отношение к ней влияет на финал игры. Если вы будете защищать ее и ухаживать, когда она заболеет, в концовке Джеймс покинет Сайлент-Хилл вместе с Марией, отказавшись от Мэри, хотя это вызывает смешанные чувства – у Марии развивается такая же болезнь, как у Мэри, что намекает на циклический ход событий.
Хотя в игре явно и не раскрывается, кто такая Мария на самом деле, ее природа как доппельгангера заставляет Джеймса принимать важные решения. Один из наиболее знаковых моментов связан с концовкой игры, где Марию в третий раз схватили и убили двое Пирамидоголовых. Джеймс, наконец, срывается и заявляет, что ему надоели чудовища, и вступает в бой с двумя гигантскими монстрами. Как было сказано выше, Пирамидоголовые символизируют чувсвтва вины и неотвратимости наказания, которые преследуют Джеймса после убийства своей жены, и они физически напоминают Джеймсу об этом, навсегда убив Марию – предельное выражение его ПТСР, неубиваемого, неудержимого и неуничтожимого.
Именно здесь он, наконец, принимает свои страхи, а не убегает от них, и монстры убивают себя сами, отражая собственное искупление Джеймса. Здесь он может в последний раз отказаться от Марии, или, как это ни парадоксально, отказаться от Мэри.
Из-за отсутствия канонической структуры в Silent Hill 2 есть шесть концовок. Две из них – шуточные, никак не связанные с сюжетом в целом, но четыре остальных в зависимости от действий игрока могут привести к различным исходам. Об одной мы уже говорили – Джеймс уезжает с Марией, когда у нее появляется болезненный кашель. В трех других задействованы Джеймс и Мэри, и каждая из них по-своему трагична. ПТСР Джеймса, его эмоциональные срывы и постепенное восстановление психики – очень сложный процесс, но выбор в финале может привести к самоубийству Джеймса в стремлении быть с Мэри, попытке провести какой-то ритуал посередине озера, чтобы ее оживить, или примирению с чувствами скорби и вины за ее смерть, после которого Джеймс оставляет Сайлент-Хилл позади, забрав девочку по имени Лора.
Ни одна из концовок официально не является каноничной, и разработчики лишь выбирают свои любимые, исходя из собственных представлений о том, какое завершение истории предпочтительнее. Это очень мудрое решение, которое оставляет судьбу Джеймса и трактовку того, что произошло, полностью на усмотрение игроков. И пусть некоторые считают, что определенные концовки лучше с точки зрения развития персонажа, каждая из них вызывает эмоции, соответствующие механизмам адаптации, которые мы используем, чтобы пережить эмоциональные травмы.
Например, самоубийство из-за потери отражает непобедимые отчаяние и скорбь. Это не значит, что данный путь нужно повторять, но показывает, что подобный поступок возможен, если довести человека до грани. Попытка обращения к оккультизму для воскрешения мертвых может показывать крайнюю степень заблуждений и ложных надежд. Примирение с мертвым может дать начало преодолению своих страхов, гнева и вины в стремлении к лучшей жизни. И, наконец, концовка с Марией подразумевает движение вперед, но с сохранением опасений и эмоциональным грузом прошлых ошибок. Каждая нешуточная концовка может быть истолкована с самым разнообразным смыслом для Джеймса и игрока, но в любой из них есть значимые человеческие качества, благодаря которым все они так пронзительны и важны в общей картине.
В целом Джеймс Сандерленд – это человек, который борется со своими эмоциями. Сайлент-Хилл отражает голос его разума, создавая физический мир, в котором он сталкивается со своим ПТСР, и может либо справиться со своей болью, либо попытаться от нее убежать. Все зависит от его выбора, и все трудности ведут его к осознанию правды, необходимому, чтобы этот выбор сделать. Это динамичный, симпатичный, трагичный и терзаемый угрызениями совести персонаж, и во он многом очень похож на каждого из нас. Его образ – это обычный человек, переживший чувство потери из-за ужасной трагедии, который пытается справиться со своими внутренними демонами, терзающими его разум и сжигающими его душу.
Именно в этом истинный ужас Silent Hill 2. Такое может произойти с каждым из нас. Эти чувства отчаяния, потери, скорби и гнева – эмоции, которые мы все время контролируем, но в случае резких потрясений можем сорваться. Симптомы ПТСР у Джеймса превращают его действия в спектакль ужаса, от которого он не в силах убежать в связи с тем, какая травма его вызвала. Его борьба – это наша борьба, которая в этом ужасе с течением жизни становится неотвратимой. Но мы можем найти утешение в том, что столкнувшись со страхом, печалью, виной и угрызениями совести, способны справиться с ними благодаря храбрости и упорству, если осознаем этот страх.