Репутация BioWare как разработчика становится все более неоднозначной, частично благодаря очевидному падению качества их продуктов. Почти комическая ярость после концовки Mass Effect 3, разочарование от Star Wars: The Old Republic и даже Dragon Age: Inquisition, а затем и оглушительный провал Mass Effect: Andromeda и Anthem сформировали у некоторых мнение о том, что студия стала пресловутым винтиком в механизме Electronic Arts, утратила душу и очарование, которым обязана своей славой, и должна отправиться на свалку истории.
Подобная критика вполне обоснована – у BioWare серьезные проблемы с геймплеем, а в сюжетном плане они славятся постоянным использованием одних и тех же клише, ведущих свое начало еще от Baldur’s Gate. Однако, в одном BioWare остается великолепной – это образы персонажей. От простых, но запоминающихся характеров грубого Эдвина Одессариона или милого громилы Минска до более сложных образов в нынешних сериях BioWare, таких как Гаррус Вакариан или Солас, в этих персонажах гораздо больше плюсов, чем минусов, поэтому многие фанаты готовы закрывать глаза на недостатки игр студии лишь ради межличностных отношений со своими компаньонами.
Нынешний кинематографичный подход BioWare довольно спорный, но именно ему мы обязаны эмоционально значимым персонажам, создать которых удалось лишь в немногих играх. Закономерным следствием стало то, что многие персонажи благодаря своим образам и чертам характера стали причиной значительных разногласий. Например, Dragon Age: Inquisition часто критиковали за персонажей, основанных на стереотипах, в частности, волшебника-гея Дориана Павуса.
Дориан воспринимается как стереотип из-за его сексуальной ориентации. Его образ, по мнению некоторых, противоречит “прогрессивному мнению”, и в такой игре, как Dragon Age, у многих вызывает дискомфорт. “Инклюзивность” в плане сексуальных ориентаций задела чувства некоторых людей, которые посчитали, что BioWare в своей неудавшейся попытке быть политкорректной скатилась к навешиванию ярлыков. Но проблема подобного анализа в том, что он совершенно игнорирует богатство и глубину Дориана как персонажа, сосредоточившись лишь на чертах, которые лежат на поверхности и бросились в глаза сразу, когда о Дориане впервые рассказали.
Подчеркивание сексуальной ориентации Дориана как определяющей черты сразу после анонса персонажа стало проблемой для игровых медиа. Пресса угодила в собственную ловушку – ориентация стала главной темой всех обсуждений Дориана, хотя анонс персонажа раскрывал многие другие качества его характера и идеалы. Такое поверхностное мнение, представленное как прогрессивный шаг (несмотря на то, что несколькими неделями ранее рассказали о персонаже-лесбиянке Сере), определило восприятие персонажа, но в конце концов оказалось ошибочным. На самом деле все оказалось иначе, и сексуальная ориентация Дориана была не определяющей характеристикой, а скорее контекстом развития образа персонажа.
Дорианом движет в первую очередь его гордость – твердая вера и убеждения. Он называет себя “изгоем” и носит это звание с честью, украшающей его войну против всего мира. Первоначальная причина его путешествия на юг – не позволить своему бывшему учителю, Магистру Гериону Алексиусу, воспользоваться могущественной непредсказуемой магией и уничтожить мир. После успешного выполнения миссии, которая позволит вам путешествовать во времени (или, если вы выберете другой маршрут, встретив Дориана, когда на вас нападет большой и страшный Корифей), можно принять его в Инквизицию, чтобы его магические таланты и вкрадчивый сарказм оказались на вашей стороне.
Дориан выглядит уверенным в себе, в какой-то степени даже хвастливым человеком с изрядной ноткой высокомерия в словах. По большей части этим мы обязаны великолепной игре актера озвучки, Рамона Тикарама, которому в нескольких предложениях удается выразить широчайшую гамму эмоций. Первые диалоги с Дорианом часто раскрывают нам его растущее раздражение известным ему миром, его родной Империей Тевинтер. Магократия Тевинтера, декадентская и часто презираемая за использование рабского труда и магии крови часть мира Dragon Age, во всех своих появлениях в серии постоянно представляла собой образ “зла”.
Персонажи откровенно ненавидят Тевинтер в силу своих собственных стереотипов, но эта ненависть главным образом обусловлена ролью этой нации в определении облика мира. Согласно истории игровой вселенной именно из-за Тевинтера случился первый Мор, когда древние магистры впервые физически вошли в Тень, что обрушило на Тедас скверну и разрушение. Кроме того, это привело к расколу Церкви между Тевинтером и Орлеем, нацией, на данный момент защищающей Божественное. Новые церкви стали конкурировать, и здесь можно провести некоторую параллель с реальным историческим расколом христианской церкви на православие и католицизм.
Дориан от всей души ненавидит “фантазию”, которую Тевинтер несет в этот мир. Он убежден, что их “идеальный план” ударит по нему лично. Он осознает, что Тевинтер находится в состоянии упадка, а эта фантазия о превосходстве и совершенстве отражает медленную, бесславную смерть, которую он и многие другие подданные просто не в силах остановить. Но при всем раздражении и недовольстве своей родиной Дориан остается патриотом и находит достоинства, которые стоит сохранить. Он надеется что-то сделать по этому поводу и в процессе упорно создает собственную фантазию о том, каким может быть Тевинтер.
Во многом Дориан по ходу игры сам демонстрирует то, что презирает, оставаясь человеком, живущим в своих идеалах. Благодаря его собственному высокомерию, сарказму и помпезности он один из наименее любимых членов команды. Большая часть его относительно добродушных шуток представляет собой постоянные извинения перед такими товарищами, как Солас, Блэкволл и Инквизитор за сказанные им слова. Часто их принимают довольно холодно, а иногда возникают слухи и беспокойство о его “влиянии” на персонажа игрока. Дориан, вполне осознающий, как его воспринимают из-за тевинтерского происхождения, в какой-то момент даже предостерегает Инквизитора от использования его помощи, чтобы не навредить своей репутации.
Это чувство гордости во многом обусловлено его самовосприятием. Как “добровольный изгой” Дориан получает удовольствие от унижения других за их оплошности, наслаждаясь злорадным чувством собственного превосходства, так как является чужаком. Он находит в чем-то забавным насмехаться над другими и их идеалами, а подвергаясь критике, упрямо сопротивляется, споря по вопросам, в которых у него нет реальных перспектив. Этим обусловлена противоречивость Дориана, столкновение его личных убеждений с его восприятием другими людьми.
В его сознании он был изгнан как мятежный маг, одинокий воин, сражающийся с пороками своего общества, но на каждом шагу в минуты слабости и разочарования демонстрирует те же самые пороки. Его собственное высокомерие становится наиболее серьезной проблемой, понемногу разрушающей очаровательный образ и раскрывающей более тревожный и беззащитный характер, который ведет к постоянным изменениям и беспокойству о том, каким его видят другие.
Во многом это определяет контекст его статуса изгоя за отказ играть роль хорошего сына своего отца. Именно здесь в дело вступает его сексуальная ориентация, но лишь как косвенный признак более серьезной проблемы – презрения Дориана к влиянию, которая есть у культуры Тевинтера на таких людей, как он и его отец.
Вопрос сексуальной ориентации в Тевинтере – не просто очередная стандартная религиозная или правовая проблема. Тевинтерское общество действительно консервативно, но этот момент больше связан с нарушением традиций и негласных запретов общества, а не законов или религиозных догм. Например, ЛГБТ-сообщества Японии, Китая и большей части Восточной Азии сталкиваются не с культурой демонизации гомосексуальности, а скорее с молчаливым пренебрежением, связанным со страхом стыда быть не таким, как все. В этом плане ЛГБТ-сообщества в Азии с ее укоренившейся традиционной культурой, в рамках которой всегда ожидается определенное поведение, становятся отклонением от нормы – своего рода личным предпочтением, которое многие вынуждены скрывать, в том числе и от членов семьи, из-за определенных ожиданий от роли человека в культуре.
Гомосексуальность – это просто странность, отклонение от норм и ожиданий. В наши дни в реальном мире ее восприятие как табу начинает меняться, частично благодаря все большей заметности ЛГБТ-сообщества во всех странах мира. Даже в таких странах, как Япония, наблюдается медленный культурный сдвиг в плане ЛГБТ-проблематики. Совсем недавно там были легализованы однополые браки, а процесс выхода за рамки традиционных норм начался несколькими годами ранее, когда на выборах победил Тайга Ишикава, первый открытый гей среди японских политиков.
Как мы узнаем в игре ранее, Тевинтер – общество, построенное на традициях и желании создать “совершенного мага”, который будет править в качестве магистра, предполагающее в том числе браки по расчету для “развития качеств” сильного мага. Гомосексуальность в Тевинтере, во многом подобно Японии, рассматривается как странность, которую нужно подавлять. Как емко говорит Дориан, “Каждый видимый порок – каждое отклонение – стыдно и неправильно. Их нужно скрывать.”
Подобный консервативный, традиционный образ мыслей мы наблюдаем еще у одного тевинтерца в Inquisition, Кремизиуса Аккласи, или Крэма, из “Боевых Быков”. Его история, пусть он и происходит из низшего класса в Тевинтере, связана с борьбой за гендерную идентичность, в ходе которой его едва не убили после вступления в армию Тевинтера, где роли жестко распределены в зависимости от пола. В обоих случаях мы видим, как в Тевинтере относятся к вопросам пола и сексуальности, что снова характеризует проблему культурных ожиданий в целом.
В этом плане проблема с его семьей не в том, что его ориентация оскорбительна как таковая, а в восприятии этой ориентации культурой в целом. Отец Дориана больше полагался на общественное мнение, а не на собственные убеждения, поэтому в иррациональном страхе попытался “изменить” Дориана при помощи магии крови, о чем сам Дориан вполне правомерно сожалеет. Выбор его отцом своего “гребаного наследия” вместо собственного сына показывает, насколько его родители хотели угодить надменным ожиданиям своего общества в ущерб счастью своего ребенка.
Именно в этом суть проблемы. В Тевинтере превозносится получение могущества и авторитета любыми необходимыми способами, в том числе магией крови. Такие отклонения от нормы, на которые Дориан намекает в ходе разговора, становятся угрозой для карьеры и даже жизни любых тевинтерских магистров, которые осмеливаются изменить статус-кво. Использование магии крови для его поддержания – лишь часть большей проблемы культуры Тевинтера, гораздо большей, чем просто восприятие сексуальности.
На самом деле значительная доля “зла” в культуре Тевинтера – рабство, структура общества и система классов, даже Церковь – символизирует, насколько это чувство превосходства глубоко укоренилось в мышлении граждан Империи. Для поддержания фантазии о превосходстве Тевинтера Империя пресекает любые отклонения от устоявшегося порядка, иногда крайне жесткими методами, как в случае с отцом Дориана.
Многие могут возразить, что этот конфликт слишком очевиден, как своего рода сцена “каминг-аута”, и на самом деле это действительно так, но именно поэтому данная сцена так эффективна. Кому-то она может показаться излишне нравоучительной, но фактически это сцена примирения Дориана с самим собой, своей собственной гордостью и горькими чувствами. Его конфронтация с отцом может пойти различным путем, главным образом определяемым выбором игрока в роли Инквизитора, который также присутствует на встрече. В одном из вариантов Дориан отстраняется от своего отца, упрямо отказываясь от какой-либо возможности примирения. В другом они оба приходят к взаимному соглашению – они гордые люди, которые сказали и сделали много чего такого, что испортило их отношения, возможно, навсегда, но они по возможности постараются это исправить.
Стоит также отметить момент отказа Дориана от ответственности, связанный с его статусом “изгоя”. Большую часть игры Дориан наслаждается тем, что он чужак, изгнанный мятежник. Но ближе к финалу Inquisition он взрослеет и осознает, что истинные перемены возможны лишь при активном участии – свидетельство роста его персонажа при наличии условий. Осознавая, что он может приносить пользу, только если принесет свои идеи в Тевинтер, Дориан дает обет покинуть Инквизицию после победы над Корифеем и пытается изменить свою родину изнутри. Этот момент прозрения завершает эволюцию персонажа и показывает, как его самоуверенное нахальство может быть полезным в деле, которое он всегда считал правым.
Неудивительно, что в исполнении своего обета Дориан достигает определенного успеха. В DLC “Чужак”, последнем дополнении Inquisition, Дориан встречает Инквизитора спустя два года. Это один из немногих персонажей, которые присутствуют всегда, независимо от того, как с ними обошлись и как они покинули Инквизицию в основной игре. Получив приглашение на мирные переговоры в Халамширале в качестве посла Тевинтера, Дориан узнает, что его отец умер (подозревая убийство) и теперь он, наконец, стал магистром. Также он видит, что его жизнь изменилась в связи с отношениями с отцом, в которых он либо нашел некий путь к примирению, либо скорбит о том, что не смог перед ним извиниться.
Со ждущей дома должностью магистра Дориан становится серьезным игроком в возможной реформации Тевинтера. Вместе с рядом близких союзников он возглавляет новую фракцию, Люцернов, стремящихся реформировать Тевинтер и избавиться от поруганной репутации своей страны. Дориан, независимо от чувств к Инквизитору (в том числе если у игрока с ним был роман) приходит к этому финалу благодаря истинному упорству или углублению своего восприятия мира в целом, и без сомнения станет серьезной фигурой и возможным лидером одной из фракций в сражении с Фен’Харелом в следующей части Dragon Age.
Большой ошибкой было бы считать Дориана “инклюзивным ради инклюзивности” вследствие его сексуальной ориентации, потому что он гораздо глубже, чем кажется. Его собственные пороки, добродетели и противоречия делают его человеком, отражающим сложную природу самого Тевинтера, персонажем, ставшим заложником пороков своей страны, но непокорным из-за своих собственных. Его развитие до человека, который действует, а не критикует других для самоутверждения, показывает, насколько он действительно сложен как персонаж, и эти черты никогда не определялись его ориентацией. Она была просто катализатором для раскрытия Дорианом горькой правды о своей глупой гордости и ее преодоления.
Именно правдоподобие таких персонажей, как Дориан, сложность их мотиваций, желаний и идеалов, а также их вписанность в мир вокруг них, отмечают фанаты историй BioWare. Как бы то ни было, Дориан выходит за рамки спора о стереотипах, возникшего из-за его сексуальной ориентации. Если чуть глубже рассмотреть его путь и развитие, мы увидим гораздо большее – достойного персонажа, который вполне заслуженно стал таким запоминающимся.