Обзор Abrams Battle Tank (1988)

Видимо никто в этой части мира, так хорошо не описывал глобальные сдвиги в сознании людей, оказавшихся на рубеже эпох, чем Виктор Пелевин. Те, кто при сознательной памяти застали развал СССР, стали свидетелями и ощутили на себе кардинальное изменение мировоззрения и представлений об обществе, политике, экономике и конечно технологии, которые после долгого застоя свалились на нас во всей хай-тек красоте. Конечно, не на всех и не сразу.

Счастливчики, получившие доступ к компьютерной технике, оказались среди первых жертв компьютерных игр в СССР. Собственно, об этом эпизодически и аллегорически и рассказывает повесть «Принц Госплана»: здесь вспомнятся культовые игры конца восьмидесятых. Вполне взрослые и серьезные люди оказываются полностью захваченными виртуальными мирами, до предела, где реальность и вымысел настолько смешиваются между собой, что герои теряют связь между ними и с действительностью. Графика в старых играх требовала гораздо большего задействования воображения игрока.

Поскольку персональные компьютеры очень долго оставались недоступной роскошью, с большинством вышеупомянутых игр мы познакомились уже на консолях, играя в портированые версии. Шестнадцатибитки получили неплохую линейку собственных версий основных на тот момент симуляторов. И пусть тогдашние приставки мало ассоциируются с данным жанром, прежде всего из-за ограничений в управлении, зато консольное железо хорошо справлялось с векторной графикой, бедненьким 3D без текстур и простыми эффектами таких игр.

Многофункциональное управления и интерфейс, требовали знания хотя бы базового английского, оставляли за бортом подавляющее большинство игроков младшего возраста, не способствовало популяризации симуляторов. Нередко, как и в повести Пелевина, в виртуальных штурвалов становились старшие игроки: родители и молодежь, которая уже имела определенный стаж.

Можно играть как кампанию, так и отдельные миссии; на выбор три режима сложности и дневное или ночное время игры.

Компании Dynamix была основана в США в 1984 году. Как и подавляющее большинство таких исследований в то время, они занимались разработкой игр под имеющиеся на тот момент на рынке игровые компьютеры: Commodore 64, Amiga, Atari ST и Macintosh, которые иногда даже выдавали сами, но чаще с помощью Activision и Electronic Arts. В те времена разработчики могли работать сразу с несколькими крупными издателями. Это продолжалось вплоть до начала девяностых, когда студию выкупила Sierra On-Line, с которой Dynamix достигли новых высот.

Как это нередко случалось, популярные в советских просторах игры оставались без особого признания на Западе. Игра выпущенная студией в 1989 для EA, является одним из таких примеров. На Западе избалована одним из самых массовых на компьютерах жанров аудитория скептически восприняла обремененную реализмом игру про танк. Поэтому о ней редко вспоминали, перечисляя лучшие проекты студии. В случае же с версией для Sega, портирование было передано другой компании – британской Realtime Games Software Ltd, которая уже имела опыт в “переселении” игр между платформами, в том числе уже упомянутой Starglider.

Примечательно, но карьера британцев в индустрии началась как раз с танков, а именно с почти схематической 3D Tank Duel, которую основатели студии сделали еще студентами в 1984 году. Перенос Abrams Battle Tank с компьютеров на консоль можно считать почти образцовым, и если бы не отсутствие клавиатуры, можно было не сразу понять, где оригинал, а где порт.

Можно в это верить или нет, но Abrams Battle Tank простили ее недостатки за то, что сейчас наоборот бросается в глаза больше всего – странное примитивное 3D. На приставке, которая стартовала в тот же год, что и оригинальная игра, на фоне плоских платформеров Abrams Battle Tank был одним из немногих игр, которые позволяли углубляться в игровой мир, перемещаясь по объемных уровнях. Конечно, трехмерные объекты на экране на деле были миксом простейших геометрических фигур без всякой текстуры, но они были там, их можно было обойти со всех сторон, и они могли обойти игрока с любой. Позже на Genesis выходили удачные и графически качественные примеры псевдо-трехмерных игр, но они сами по себе были современными. О том же, что бы взять старую игру с ПК и сделать ее лучше на консоли, и речи быть не могло.

Музыки как таковой в игре нет, есть только простая мелодия в начале и заставках. Сама поездка происходит под шум двигателя и игровые звуки, которые особо ничем не выделяются.

По поводу оформлению игры, здесь все очень хорошо: присутствуют заставки нескольких видов, как стационарные, так и с полноценной анимацией. Игра пытается произвести впечатление на игрока, и в конце концов у нее это получается.

Третья мировая война, как она начнется? Стратеги обеих сторон “железной занавесы” в основном видели один сценарий: советские танки прорываются напролом сквозь Северо-немецкую низину и эшелонами обваливаются на оборонительные позиции сил НАТО. Обе стороны разрабатывали самые разнообразные сценарии развития событий, а СССР и вообще провел полноценные обучение по прорыву с применением настоящей ядерной бомбы. В игре Abrams Battle Tank вам достанется лишь эпизодическая роль в составе американского танкового экипажа в первые часы глобального конфликта. Командование ставить сложные задачи, выполнять которые придется в гордом одиночестве.

Конечно, в 1991 году более актуальной была бы пустынная тематика, ведь СССР с треском развалился, а тематика войны, тем больше бронетанковой в первую очередь ассоциировалась с Ираком и Кувейтом. Тем не менее планов делать новую игру ЕА не было, и на Sega был портирован по сути тот же Abrams Battle Tank с теперь уже архаичным сюжетом.

В отличие от персонажей «Принца Госплана», в головах которых различные игры перемешались между собой, на воздушную поддержку можете не надеяться, только на атаки с воздуха и в целом отовсюду. Советские войска чувствуют себя на немецких равнинах более чем уверенно, периодически обстреливая танк игрока с разных сторон, но отнесем это к реализму, ведь в настоящем конфликте численный перевес был бы раз за Варшавским пактом, а НАТО пришлось бы полагаться на технические преимущества.

Как это бывает характерно для симуляторов, игра сразу предлагает набор сценариев, которые можно попробовать отдельно и в произвольном порядке. Всего здесь восемь миссий, однако доступна и полная кампания, состоящая из них. Миссии начинаются с небольшого брифинга, после чего игрок может выбрать боекомплект и перейти собственно к выполнению боевой задачи.

Уже упомянутым критикам Abrams Battle Tank не понравилась за недостаточную симулятивность. И действительно, симуляции в игре было не больше, чем в современных Battlefield. Танк ведет себя послушно, точно стреляет, и если бы не управления, Abrams Battle Tank мог бы быть среди подвидов шутеров от первого лица. Конечно, говоря о таких недостатках, нужно понимать, что оригинал руководствовался с клавиатуры, где дефицита кнопок нет, а вот первая версия контроллеров Genesis не могла похвастаться их количеством. Как результат, центральным элементом управления на консоли стало меню, из которого по нажатия кнопки «С» можно получить доступ ко всем функциям танка, кроме поворотов, разгона / тормозов, автонаведения и стрельбы, вынесенные на «крестик» и кнопки «А», «В».

В игре доступно 4 режима камеры: стрелка, водителя, командира и с купола, однако основным является вид именно с места стрелка, экран которого хотя и имеет меньший угол обзора, но выдает много полезной информации, на которой стоит остановиться отдельно. В центральной нижней части экрана находится индикатор положения танка и пушки, под которым находится электронный компас.

Цифра на компасе означает направление движения в градусах, например если север это ноль, то на 90 и 270 градусов будут восток и запад, а юг на диаметрально противоположной 180. Схематический танк также показывает это направление, и то, куда смотрит пушка. Обратите внимание на белый контур: если белым выделено контур всего танка, то вы вращаетесь всей машиной, а если белая только пушка / башня, то двигаться будет только она, при этом направление движения не изменится.

С левой стороны есть информация по захваченной в прицел цели: тип цели, расстояние до нее, выбранный тип снаряда и статус пушки – заряженная и приведена или заряжается. Цифра расстояния отображается в разных цветах, от серого (когда цель вне радиуса поражения) до красного (стопроцентное попадание). Под ним спидометр. Правый нижний угол занимает индикатор «расходных материалов» – патронов, дымов, а также термального режима. Еще один индикатор – топлива – вынесен только на экраны командира и водителя.

Остановимся отдельно и на меню. В отличие от того же MiG-29, вызов меню не останавливает игру. Танк будет продолжать ехать, а враги стрелять по вам, поэтому важно научиться быстро ориентироваться в этом элементе интерфейса. Часть пунктов меню имеют несколько позиций, и активируются при выходе из него. В таком случае стрелочкой в сторону нужно выбрать необходимое значение, как вид, тип оружия, кратность прицела, выбор между управлением всем танком или отдельно башней. А вот автоматическое центрирование башни, дымовая завеса и инфракрасный режим активируются нажатием «А». Есть где запутаться, особенно если оказаться в разгаре боя.

В бою вам доступны три вида снарядов: кумулятивные, осколочные и ракеты. Общий боезапас составляет 40 зарядов, состав боекомплекта можно выбирать самому. Также на танке есть только один пулемет, из которого можно дать 80 очередей, например, по вражеским гранатометчиками или по БРДМ, если закончились снаряды в пушке.

Оружие «Абрамса» мощнее врагов: нередко враждебные бронемашины рассыпаются с одного кумулятивного снаряда, тогда как им по вам стрелять и стрелять, о чем будет сообщать член экипаж с указанием вектора, из которого «прилетело», а также, какая же часть танка пострадала. «Абрамс» будет выходить из строя постепенно, теряя как важные системы, так и менее необходимы, без которых можно обойтись и дотянуть до базы для ремонта и дозарядки.

Где сейчас у читателя должен возникнуть логичный вопрос: как же все упомянутое на геймплей? На удивление довольно неплохо, а как для симулятора на Genesis, то и вообще выше среднего. Специфическое управления на деле оказалось терпимым, но не смогло оградить игроков от главной изюминки Abrams Battle Tank: открытого мира. Пусть этот мир был плоский, как блин, за исключением ужасных холмов и гор, одинокой фермы и схематических мостов, однако по нему можно было свободно передвигаться, выбирая собственные маршруты и тактику. В начале девяностых это действительно чувствовалось, как ваш собственный танк.

Выводы

Сегодня танки в видеоиграх ассоциируются в основном не с симуляторами, а больше с экшн-играми, к которым можно отнести и Abrams Battle Tank. Не будем давать игре оценки выше, чем она их заслуживает, просто признаем: на момент выхода на ПК, постсоветские геймеры легко поражались заморскими забавами. А потом и на Mega Drive, в условиях дефицита во многих жанрах, так же и консольных игроков легко подкупила портированая версия.

В остальном мире особого фурора игра не вызвала. Она задает темп и атмосферу симулятора, в который веришь до первого серьезного боя. Тогда игра становится банальной стрелялкой с автонаведением, и это не могло не разочаровывать. Особенно во времена, когда, несмотря на схематичность, от симуляторов ждали совсем другого геймплея.

Плюсы:
  • Редкий представитель как жанра, так и под-жанра Genesis.
  • Открытый мир.
  • Атмосфера Холодной войны.

Минусы:
  • Портированная версия не получила улучшений, несмотря на запас в два года.
  • Кривое управления.
  • Бедные музыка и звук.
  • Недостаточно симуляции.

Неплохая возможность увидеть, какими были трехмерные экшн-игры в конце восьмидесятых, а также для фанатов Пелевина. Что касается остальных – вы не потеряли много.

Похожие записи