Когда разработчики Assassin’s Creed решили взять паузу в ежегодном цикле серии, которую закапывали в землю каждый раз глубже, загорелся огонек надежды – мол, не все потеряно, есть шансы на возрождение. Но когда сразу этим последовало утверждение, что новая игра будет в качестве ориентиров The Witcher 3: Wild Hunt и TES V: Skyrim, этот огонек погас. Да, Assassin’s Creed: Origins – теперь уже полноценная action-RPG и относиться к ней следует соответственно. Но если копнуть глубже, то изменений на самом деле не так уж много, и большинство из них далеко не в лучшую сторону.
Эту игру уместнее было бы назвать Far Cry: Medjay, The Medjay: Order of Ancients или в крайнем случае Assassin’s Creed: Retcons – настолько она обвешалась чужими масками, забыв о собственном лице. Когда-то давно, я боялся, что всю суть серии Assassin’s Creed сведут к людям в капюшонах, которые жить не могут без скрытого клинка на запястье. И вот он, переломный момент. Assassin’s Creed: Origins – это даже не гвоздь, а огромный штырь, вбитый в гроб серии.
И вместе с тем это довольно хорошая приключенческая игра.
Серия Assassin’s Creed могла иметь какие угодно боевые системы, дополнительные механики и побочные активности. Главное, чтобы незыблемыми оставались три столпа: передвижение, урбанизация и историзм. С последним пунктом в Assassin’s Creed: Origins проблем никаких. Художники Ubisoft достигли такого уровня просветления, что в принципе неспособны делать плохо свои среды. Так, авторы GTA искусные по делам симуляции жизни, игры от Bethesda до сих пор остаются образцовыми площадками для исследования, однако Ubisoft до сих пор остается недостижимой в плане виртуального туризма. Будь то какая-то историческая эпоха или просто экзотическая локация в современности – здешние художники воссоздают ее максимально тщательно.
Assassin’s Creed: Origins переносит нас в Египет, однако не настолько древний, как могло показаться. Это даже не Египет уже, а так, почти триста лет как придаток Греции, на который лакомым глазом уже посматривает Римская Империя. Да и правит страной династия Птолемеев – тоже греки, потомки Александра Македонского. “Египет” здесь чувствуется только в пустынях и маленьких поселках, а стоит только поехать на север, то и следа от местного колорита не остается – привет, южно европейская античность с ее колоннадами, амфитеатрами и статуями в соответствующем стиле.
Чем больше поселения, тем больше социальная пропасть между греками и египтянами. Где два этноса сосуществуют более или менее мирно, там чистокровных египтян все меньше; где враждуют – там часто вспыхивают межнациональные конфликты. А бывает и наоборот, что египетскому жителю какой-то грек сделает пользы больше, чем свои соотечественники у власти. Ко всему, жена нашего главного героя – также наполовину гречанка, поэтому даже на таком базовом уровне у нас работает национальный вопрос. Идеальный фон для истории о борьбе за свободу.
И тем острее, на фоне общей скрупулезности работы, выглядят открытые анахронизмы и недоработки. Даже в Assassin’s Creed ИИИ пусть тотчас, но все же не забыли упомянуть, что все ключевые фигуры Войны за Независимость, как и авторы Декларации, не предусматривали той самой независимости для рабов. Assassin’s Creed: Origins, где мы повальную большую часть времени помогаем / спасаем / защищаем египетских крестьян, вообще выбрасывает в помойку то, что во времена эллинистического Египта даже сравнительно бедные египетские крестьяне владели рабами. Обидно – это цензура лишила игру крайне же важного тематического пласта.
Стоит вспомнить и о Клеопатре. Одной из прелестей серии Assassin’s Creed и то, как они подавали тех или иных исторических фигур – да, были художественные вольности, но даже игровая интерпретация не бежала далеко от реальности и по возможности развенчивала определенные мифы (ну как “развенчивала” – показывала то, уже давно подтвердили историки, а не то что вытирает нам школьная программа или поп-культура).
Женолюб Бенджамин Франклин, Наполеон с вполне нормальным ростом в метр восемьдесят, эксцентричный викторианский Хикки Александер Белл и др. А вот гречанка Клеопатра, которая была отнюдь не красивой, зато действительно хитрой и умной, в игре показана с точностью до наоборот. Серьезно? Проявлять сенсационную проницательность и моделировать в пирамидах комнаты, которые археологи нашли уже после релиза игры, и вместе с тем использовать уже десятилетиями как развенчанный образ Клеопатры? Странно как-то получается.
Ну и ко всему, впервые в серии основная игра не содержит внутреннего игрового исторического справочника. Assassin’s Creed: Origins будет иметь специальный образовательный режим, который как раз и составит интерактивную энциклопедию, однако получится это добро в начале весны.
Впрочем, стоит только отвести глаза от фантастических декораций, как Assassin’s Creed: Origins тычет вам на глаза наибольшую свою смену. Определенная система прогрессии персонажа, врагов и задач – ничуть не новинка для серии, однако Origins первой открыто заявляет об изменении жанра. Поэтому встречайте, теперь в центре всего у нас погоня за опытом. Самый главный вопрос: не станет ли это костылем, который испортил игру?
Нет.
Впрочем, есть нюансы. Скажем, в тех же Far Cry и Wild Hunt (Раз игра сама откровенно превращается в них, то не вижу смысла избегать прямых сравнений) повышение опыта открывало нам путь к новым умениям и лучшего снаряжения, а пассивного повышения характеристик почти не было. Assassin’s Creed: Origins сразу подсовывает нам огромную мешанку систем: так, повышение уровня открывает нам доступ к новым умениям в трех ветвях (владение оружием / стелс, ближний бой и “гаджеты” / экономика), но вместе с тем у нас с каждым новым уровнем (довольно ощутимо) растет здоровье.
Ко всему, на манер Far Cry, переменной у нас есть только оружие, а вот нательное снаряжения (нагрудник, сумка с приспособлениями, колчан, наручи и т.д.) можно улучшать благодаря крафтинга независимо от уровня – и каждый из них дает бонусы к уже упомянутое здоровье и вред. Что интересно, в отличие от того же “Ведьмака”, где было ограничение оружия по уровню (и изрядно удивляло, когда мастер фехтования не мог взять в руки простой меч только потому, что он был на несколько уровней выше), в Assassin’s Creed: Origins мне подобное не случилось ни разу – все оружие было или соответствующего уровня, или слабее.
Не в последнюю очередь это обусловлено возможностью в любой момент поднять свое устаревшее оружие с действующим уровнем, что позволяет пройти игру именно с тем комплектом оружия, который пришелся по душе, а не в которого лучшие показатели.
А вот балансировка среды получилась как-то криво. Опять же, в “Ведьмак” или от Dark Souls, которую часто упоминают в контексте местные вооруженные отряды, прямые руки позволяют вам преодолеть значительно сильнее врага, независимо от разницы в уровне. Да, это долго, но все же возможно. Assassin’s Creed: Origins в этом плане заморачиваться не хочет: если враг на 2-3 уровне выше вас, то независимо от крутизны вашего снаряжения толщина его кожи заметно возрастет, а сила вашего оружия упадет.
Если же разница составляет 4 уровня, и выше (и вместо циферки вы видите значок черепа), то враг одним ударом гарантированно снимает вам 90% полоски жизни (опять же, независимо от вашего уровня). Здесь все завязано на процентах и модификаторах, а не конкретных и прозрачных числовых значениях.
Поэтому внимательно следите за какие квесты вы беретесь и в какие регионы направляетесь. К счастью, там всегда указанный рекомендуемый уровень.
О важности опыта игра заявляет вам почти сразу, тыча задачу несколько более высокого уровня. Иными словами, заставляет проходить побочный контент. Именно эта формулировка является смертным грехом в играх с открытым миром, однако разработчиков можно понять. Серия Assassin’s Creed уже со второй части имеет в себе немало хорошего контента. Для меня подобное никогда не было проблемой, наоборот, как раз и хотелось увидеть как можно больше всего в игре, однако с годами каждый раз большая часть людей этот дополнительный контент игнорировала.
Просто пробегали сюжет – и все, вытираем игру. Поэтому нечего удивляться, что подобным, пусть и насильственным, образом разработчики намеревались обратить внимание среднестатистического геймера на всю красоту мира и десятки его приятных мелочей и историй.
И вот теперь даже самый маленький плевок подвязали к системе опыта. Теперь вы не просто взбираетесь на какое-то сооружение, чтобы открыть карту – это также даст вам 200 очков опыта. А многочисленные знаки вопроса, которыми усеяна карта (привет, Геральт) прячут за собой логова хищников, сокровища (как на земле, так и под водой), враждебные лагеря и тому подобное.
Задачи для бонусного опыта там всегда просты: найти сундуки с особо ценными вещами и убить главаря (справедливо как для людей, так и для животных). Лишь изредка случается что-то достойное, вроде игрушки с созвездиями, топографических загадок и исследования пирамид, где изредка нас утешают небольшими физическими головоломками.
Впрочем, самой большой достопримечательностью в этом плане стали побочные квесты. Так, игроладно они работают на известных формулах, однако, к чести разработчиков, тиражный собирательский квест в Assassin’s Creed: Origins вплоть только один. Остальные – похищение, убийства, диверсии, а иногда и детективные задачки. Здесь дело в обрамлении. Баека, как и Геральт, хотя и занимается рутиной, на самом деле попадает в какую-то небольшую и трогательную историю о людях, причем часто с неожиданными уловками. Вот мы решили помочь ограбленному картографу, а уже через несколько минут спасаем бездомных детей, которых шантажируют местные разбойники.
Бедная египтянка просит найти ее пропавшего мужа, вплоть оказывается, там и брак фиктивный, и сама эта девушка нечистая на руку – зато мы узнали про тогдашние брачно-финансовые нюансы между греками и египтянами. Вот мы помогаем революционно настроенным актерам и похищаем конфискованые пьесы. В другой раз встречаем старого друга, который предал свои египетское корни, напиваемся до чертиков, а потом… Одним словом, квесты прекрасные – не в последнюю очередь именно они мотивировали меня играть дальше.
А еще можно просто драться. В одиночку опыта много не дают, но учитывая, что столкновения здесь поставлены на поток, то итоговое значение довольно велико. Вообще, никогда в серии не было еще такой кровожадной игры, как Assassin’s Creed: Origins. Ко всему, в игре в принципе как никогда много задач под лозунгом “убей всех на локации”.
И это при том, что боевка в Assassin’s Creed: Origins довольно… Скажем так, это уже не QTE-фестиваль, как в Assassin’s Creed 2 и в Syndicate. Но прибегать к сравнению с Dark Souls не слишком уместно. Как Lords of the Fallen и The Surge к ней, Assassin’s Creed: Origins просто берет обертку, не слишком задумываясь о сути. Так, в честном поединке здешняя боевая система показывает себя на все сто, отдельные типы врагов требуют только определенной манеры боя, но пусть только против нас будет трое или больше врагов (а в основном так и бывает), то вся элегантность идет к черту. А добавьте еще сюда специфическое соответствие врагов – и все вообще сыплется.
И пусть бы эта боевка действительно была несколько голов выше всего, что было раньше в серии. Да, она хорошая, рабочая, но не более. Впрочем, в серии была продуманная боевая система, которая должна одинаково влиять на атаку и защиту, не столь хаотические массовые беспорядки и была довольно требовательной не столько к снаряжению, сколько к умению игрока. Была она в Assassin’s Creed: Unity. Да, игра в свое время наелась горького шоколада (к слову, вполне заслуженно), но испорченная репутация – не повод забывать о тех вещах, которые там были сделаны действительно на совесть.
То же самое можно сказать о паркуре, хотя в контексте Assassin’s Creed: Origins это слово стоит взять в кавычки. У нас, как и есть кнопки “паркур вверх” и “паркур вниз”, но вот плавности, скорости и грации нету. К слову, один из разработчиков додумался убрать кнопку бега. Привычка дает свое и поначалу немного удивляешься, как теперь жить, а потом замечаешь, что Баека теперь по умолчанию спринтует, вот только спринт его в населенных пунктах медленнее, чем в предыдущих играх.
То же касается и его ездой на животных, которая самостоятельно определяет, где можно пускаться галопом, а где стоит просто ускорить шаг. Все бы ничего, но такая автоматизация частенько дает сбой, и вместо максимальной скорости движения за городом часто более минуту приходилось передвигаться стандартной походкой.
Довольно долго я оттягивал неизбежное – обычно о таком следовало бы писать где-то в начале – и все же надо (не хочу, но надо) рассказать немного и о кампании… Однозначно худшая кампания в серии, которая сделала невозможное и таки перенизала пару Unity / Rogue. Впрочем, стоит начать с хорошего – нам впервые после Хейтема Кенвея достался достойный герой. Баека – не тиражная версия Эцио или Нейтана Дрейка, а вполне самобытный персонаж, активный и как отец (пусть и без ребенка), и как человек (пусть и без жены), и как меджай-полицейский (пусть и с довольно сомнительным статусом).
На это работают как основные квесты, так и побочные задания – шаг за шагом мы узнаем, что Баека любит детей, имеет слабость к кошкам не только как к религиозному символу, а также крайне набожным. Баека действительно отражение того самого старого Египта, который чтит свои корни, свою веру, свою землю, ибо без этого твоего народа нет, тебя самого нету.
И когда он в одном из побочных квестов крайне эмоционально реагирует на богохульность разбойников, или в противном случае импульсивно сбрасывает проблему на проклятие или волю плохого бога, или вообще после долгой разлуки может провести день-другой с любимой женой и просто светится от радости, мы видим человека. Ну и традиционные диалоги с убитыми на этот раз стилизованные, как беседа перед входом в мир мертвых и еще и красиво отрежиссированные, что приятно.
Впрочем, даже это добро удалось испортить. Только запустится очередная история мести (которую уже можно считать традиционным элементом Assassin’s Creed), Баека неоднократно сделают бесхарактерным, безответственным и откровенно тупым. Основная магистральная линия, которая опять же маскируется под политический криптоисторический боевик – это абсолютно невнятная битва хороших свободолюбивых ребят против однозначно плохих тиранов.
Assassin’s Creed: Origins полна жизни и любви. Фигурки в пирамидах, падающие, как домино, стоит только толкнуть первую. Баека, который представляет собой Максимуса из “Гладиатора” и расхаживая на поле, проводит рукой по колоскам. Кони и верблюды, которые имеют совершенно разные звуки своих шагов. Пустынные миражи и песчаные бури. Много всяких мелочей.