Когда у вас спросят, какие две самые популярные серии шутеров, что вы скажете? Правильно, это Call of Duty и Battlefield. И если первая за последние годы скатилась в выгребную яму, то «Battlefield» с каждой частью серии становится все лучше и лучше. Чем же особенна данная серия от шведской студии DICE?
Battlefield задумывался как мультиплеерный шутер с захватом стратегически важных точек. Такими играми были Battlefield 1242, Vietnam, Battlefield 2. А вот следующая игра стала своего рода экспериментом в серии – абсолютно одиночная Bad Company, которая могла похвастаться революционной на тот момент системой разрушения, хорошей графической и геймплейной стороной, ну и классным сюжетом, наполненным черным юмором. Сиквел, Bad Company 2 вышел достойным продолжением, обзаведясь собственным мультиплеером. Но, до настоящего уровня им было далеко.
Другое дело – Battlefield 3. Игра, которая вышла на прилавки в 2011 году, показала каким должен быть действительно крутой и продуманный шутер с мультиплеером, в котором можно зависать днями напролет, и он просто не надоедает.
Игра похвасталась кучей интересных карт, многообразием режимов, кастомизацией огромного количества оружия и техники и передовым онлайн-сервисом Battlelog. Это игра с неплохим, однако местами скучноватым сюжетом одиночной кампании, созданным скорее для представления высокотехнологичного графически-физического движка игры, что на сегодняшний день может обуть по сочности картинки и эффектов большинство современных игр.
Казалось, лучшего шутера с более продуманным мультиплеером можно не ждать. Но, 29 октября 2013 года на прилавках появилась уже совершенно новая часть серии, Battlefield 4.
Поскольку одиночная и мультиплееерная часть – это совершенно разные режимы игры, обзор мы разделим на две части.
Одиночная кампания
Как вы помните, в сюжете третьей части ключевую роль сыграла война между США и Россией. Логично, четвертая часть продолжает предыдущий сценарий, только с одним дополнительным аспектом – новой стороной в конфликте выступает Китай.
Сама же кампания Battlefield 4 начинается довольно драматично – главные герои в смертельной ловушке внутри тонущего автомобиля. Командир ранен, застряв в кресле отдает приказ стрелять по окнам, чтобы остальные спасалась.
Вся интрига в том, что после сцены вас бросает во времени на несколько минут до этого момента. Команда в полном составе проводит спец-задание по разведке секретной информации в Баку. И с первых минут мы можем оценить как улучшенную графическую часть нового движка, так и несколько геймплейных изменений. Об этом всем, конечно позже.
Сюжет в четвертой части Battlefield является высосанным из пальца конфликтом, причины которого никому, кроме как гения-сценариста этой подделки не известны. Единственное, что становится ясно – надо защищать какого-то косоглазого человека с перемотанной головой, потому что он очень важен. Вам как второстепенному солдату никто ничего объяснять не будет, есть приказ – значит выполняй. Вся эта беготня, наигранный американский драматизм, героизм и сверх важность просто протирает ваши мозги до дыр, от чего хочется просто стонать в агонии.
Персонажи – здесь разработчики не стали придерживаться принципа, заложенном в Battleefield 3, где они были безликими и однотипными, а история рвано рассказывалась с точки зрения совершенно разных персонажей в разных точках мира, копируя Call of Duty. При этом, характеры, поведение, или даже имена этих персонажей вы забывали уже через несколько часов после прохождения игры если не во время самих миссий.
Здесь, в четвертой части, все несколько по-другому. Как и в двух частях Bad Company, Dice сделали акцент на главных героях, на их чертах характера, поведении. Они постоянно ведут определенные диалоги, делятся мыслями, эмоциями. Иногда даже метко шутят, а ежели прислушаться, то можно узнать несколько подробностей об их прошлом. Но не стоит надеяться на что-то грандиозное.
В вашем распоряжении – Дэниел Рекер, молчаливый солдат, который за целую игру не скажет ни слова. Ваши компаньоны – Кимбл Грейвз с забавными позывным «Ирландец», негр – харизматичный персонаж, постоянно спорящий с приказами командира. Эмоциональный, однако преданный делу. Клейтон Паковськи или «Пак» – противоположность ирландцев, некий местный шутник.
Стоит отметить, что вы в игре выполняете роль камеры, которая снимает события и иногда принимает в них участие. Поскольку главный герой молчит, а персонажи на него как-то не реагируют, то складывается впечатление вторичности, вы в роли второстепенного персонажа, соответственно и характера у вашего персонажа нет, и личности как таковой тоже. Возможно это способ отождествить игрока с персонажем, но игра никоим образом не затягивает в события. Вы просто смотрите кино с тремя персонажами, характеры которых можно иногда проследить. Кроме как негра – в игре отсутствуют харизматичные персонажи в принципе. Поэтому играть становится довольно скучно.
Рассмотрим ключевые детали геймплейной механики игры. Здесь прослеживаются некоторые изменения. «Коридорная» механика теперь, как и в Bad Company, уступила место более или менее открытым территориям, где часто можно выбирать маршрут к цели, использовать технику или проходить определенные участки уровня с помощью стелса. Посетив новую локацию или просто другой участок территории, враги не знают о вашем присутствии, что довольно логично. Именно это дает вам возможность начать бой по вашему сценарию, например заминировать танк, а перестрелку начать в другом месте, взорвав технику не сразу. Тихо далеко дойти не получится, ведь враги довольно зрячие.
После того, как вас заметили, вся вражеская гвардия бросится именно на вас. То есть это довольно таки нормальное явление сегодня, что ваши напарники – это духи, дополнительная невидимая пара-тройка пулеметов, которые бродят где им вздумается и лениво стреляют во врага пока вы не отдадите им прямого приказа. Да, главной новинкой стала возможность отдавать своей команде приказы, а если быть точным, то один приказ – Атака!
Иногда приказ помогает в случае в маневрах или штурме, однако не пользуясь приказами вы избавите себя от небольшого процента постоянного присутствия ваших тупых компаньонов, и сможете убить куда больше врагов самостоятельно. Правда можно сказать, что искусственный интеллект стал лучшим примерно вдвое. Однако ноль умножить на два – сами понимаете.
Враги хоть и постоянно разделяются, стараются залезть вам в тыл, используют гранаты, технику и укрытия – все равно погибают от одного выстрела, не предъявив никаких чудес искусственного интеллекта. Прячутся они плохо, бегут прямо на пули и не видят гранаты. Что действительно раздражает – это суперточные олимпийские метания гранат со стороны врага. Поэтому рекомендуем играть на самом тяжелом уровне сложности. Техника часто появляется ниоткуда, а бои похожи на виртуальный симулятор тира, где враги появляются из воздуха и исчезают иногда сразу после смерти. Шутер лишен реализма.
Хваленая система разрушения, здесь скорее избирательна. Пробить каждую стену из гранатомета, как в Bad Company, у вас не получится. А вот долго скрываться под одним забором или кирпичной кладкой точно не получится – несколько пулеметных очередей, миллион гранат в первые 15 секунд или точный танковый выстрел быстро избавит вас «крыши над головой». Очень порадовала система разрушения мелких предметов типа осыпания штукатурки, искры от перегоревшей электро-проводки и т.д. – такие детали придают боям реалистичной картинки.
По территории теперь разбросаны специальные ящики с оружием, где вы сможете в любой момент выбрать то, что вам нравится. Большинство стволов вы будете открывать в процессе прохождения, как и в мультиплеере, находить в секретных местах или просто забирать из тел убитых врагов. Это касается и гаджетов, мин, с4 или противотанковых средств, разнообразие которых, кстати, значительно возросло по сравнению с Battlefield 3.
Интересной особенностью стало наличие в сингле некоторых бубликов с мультиплееера. За убийство каждого врага, техники или других действия вам будут начисляться баллы по той же схеме, что и в мультиплеере. За определенное количество заработанных баллов вы будете получать бронзовую, серебряную и золотую медали, вместе с новыми видами оружия, местом в турнирной таблице среди игроков и ваших друзей. Некоторые виды вооружения и ачивки, заработанные в кампании, затем будут доступны для вас и в мультиплеере, что тоже выглядит интересным ходом – ведь большинство игроков просто игнорируют кампанию в пользу сетевой игры.
Сочные составляющие Battlefield – графика и звук. Технологическая и передовая картинка благодаря стараниям двигателя Frostbite 3, использующий все мощности современных видеокарт, DirectX 11 и ваших «многоголовых» процессоров, покажет несколько красивых пейзажей. Конечно же, на низких настройках графики вы не увидите разницы между Frostbite 2-го и 3-го поколения, однако на ультра-настройках картинка отличается уровнем детализации и насыщенности.
Ко всем существующим эффектам добавились новая система мелких частиц, дыма, искр, реалистичная система освещения и теней. Ради такого стоит раскошелиться на хороший апгрейд. Кроме эффектов и других наворотов стоит упомянуть и про лицевую анимацию. В некоторых на лице написаны эмоции, например в главных персонажей, однако большинство NPC просто не понимают что происходит. Мало того, разработчики восприняли выражение “Все азиаты на одно лицо” буквально… или даже слишком буквально…
Отдельная похвала разработчикам за звук. При наличии классной акустической системы ваш сосед действительно подумает, что началась Третья мировая война. Каждый вид оружия звучит по-разному, как и должно быть в качественных играх. Не далеко отошло качество звучания техники, окружение и всего остального.
Казалось бы, в игре такого качества и масштабу просто не может быть минусов. Конечно же, их здесь много, скажем не меньше чем в предыдущей части. Прежде всего – это сюжет. Заезженная, вторичная тема конфликта между плохими и США, уже проходили через такое десятки раз. Когда стреляешь во врагов, иногда создается впечатление, что играешь в Homefront.
Уровни здесь очень короткие, события происходят слишком быстро, не давая никаким образом углубиться в события, драматизм наигранный. Во время игры создается впечатление, что где-то возможно ты что-то не дослушал, где-то не обратил внимание, возможно где-то пропустил что-то важное, ведь просто не понимаешь что ты делаешь. Возможно, это способ сценариста развести интригу, которая должна держать игрока до конца кампании, и выглядит она дешево и слишком предсказуемо.
За несчастные 5,5 часа геймплея вы не успеете толком насладиться перестрелками. Это же касается и таких аспектов, как всегда, удачная расстановка скриптов, тупой AI, как врагов, так и ваших виртуальных компаньонов, которые будут застревать в дверях, или ползти как черепаха, не давая пройти.
Также, общую картину портит большое количество различных багов, как незначительных, так и провалов под карту или полетов над уровнями. И вообще вся второстепенность вашего участия говорить о том, что вы здесь просто зритель.