Лучшие RPG всех времён

Лучшие RPG для ПК гарантируют сотни часов увлекательных приключений в одном из главных жанров платформы.
Лучшие RPG для ПК гарантируют сотни часов увлекательных приключений в одном из главных жанров платформы.

Перед вами лучшие RPG для ПК. Ролевые игры всегда считались краеугольным камнем ПК-гейминга. Задолго до появления шутеров и стратегий в режиме реального времени первые разработчики игр для ПК скрупулёзно переносили настольные RPG в виртуальность, создавая насыщенные приключения с орками, волшебниками и опасными пещерами.

Эти игры постепенно дополняли миры своих настольных прототипов, а сам жанр RPG в итоге стал таким популярным, что игры других жанров начали заимствовать оттуда различные механики и элементы.

Всякий раз, когда мы составляем список лучших игр того или иного жанра, первым делом мы пытаемся понять, что определяет «лучшую» игру. В данном случае основным критерием является увлекательность той или иной RPG по современным меркам. К слову, это применимо и ко всем играм любого другого жанра.

Разумеется, мы не забываем о влиянии игры – однако инновационность и значимость для индустрии не являются основными критериями для выбора.

Найти чистокровные RPG довольно сложно, ведь, если следовать буквальному определению, каждую игру можно назвать ролевой.

Поэтому в данном списке представлены игры, соответствующие каноническому определению RPG — в них на первом месте стоит история, в них вы вживаетесь в роль персонажа, развивая его через очки навыков, принимая решения в диалогах и выстраивая сложные отношения с компаньонами или не играбельными персонажами. Эти рамки позволили нам сузить список игр, хотя мы и сделали несколько исключений для самых выдающихся представителей жанра.

The Witcher 3: Wild Hunt

Год релиза: 2015 | Разработчик: CD Projekt Red

Во многих RPG в качестве протагонистов выступают одинокие странники, но редко можно встретить игру с историей, рассказанной так же искусно, как в The Witcher 3. Дело, в первую очередь, в живописном сеттинге, где можно долго любоваться на закаты и невероятно красивые леса – даже спустя месяцы игры я предпочитаю передвигаться по этому миру пешком, игнорируя точки быстрого перемещения.

Но главная сила The Witcher 3 заключается в том, что эти роскошные пейзажи населены NPC, выдающими скромные, но запоминающиеся квесты, благодаря чему перед нами одна из самых живых RPG на игровом рынке. В богом забытой деревушке ведьмак Геральт может наткнуться на обедневших эльфов, ставших жертвами расизма; в другой локации он может помочь стильному барону воссоединиться с дочерью. Подобные квесты несут в себе важную мораль, причём подаётся она достаточно ненавязчиво.

Как и в The Witcher 2, Геральт имеет собственные цели и стремления, которые понятны любому игроку. Поэтому даже убивая опасных монстров и мощных противников, он не кажется супергероем. Перед нами обычный (ну почти) человек в необычных обстоятельствах, и именно этот факт заставляет нас сопереживать ему.

Divinity: Original Sin 2

Год релиза: 2017 | Разработчик: Larian Studios

Студия Larian Studios, известная в основном, как создатель настольных игр, редко радует своих поклонников RPG с полной свободой действия. Именно поэтому данный список не мог обойтись без Divinity: Original Sin 2, ведь в этой игре вы можете делать всё, что придёт в голову. К примеру, похитить купца при помощи заклинания телепортации, а затем поджечь его, используя его же кровь.

Практически у каждого умения есть альтернативное (и порой довольно неожиданное) применение, которое может раскрыться в пылу схватки.

Наслаждаться безумными экспериментами и тактическими сражениями в игре можно в компании до четырёх человек, и самое интересное заключается в том, что вы не обязаны работать в команде или находиться в одной части мира.

Более того, тут есть немало причин сражаться друг против друга. Всё зависит от самого игрока, а когда к игре подключается сразу четыре человека, столкновения неизбежны. Просто запомните: если решите заморозить своих друзей, а затем отравить их, обязательно извинитесь за этот поступок.

Pillars of Eternity

Год релиза: 2015 | Разработчик: Obsidian Entertainment

Инноваций в Pillars of Eternity не так уж и много; на деле игра обязана своим существованием всеобщей ностальгии по Baldur’s Gate II на устаревшем движке Infinity Engine. Но тем не менее, Pillars of Eternity даже без ярких нововведений стала хитом.

Графика здесь походит на примеры из 90-х годов, однако сценарий игры выполнен просто мастерски. Студии Obsidian Entertainment удалось создать чудесный (пусть и с недостатком юмора) сюжет, изящно затрагивающий темы религиозных конфликтов и социального неравенства. А практически каждый уголок виртуального мира имеет собственную предысторию.

Стоит отметить и прекрасную озвучку, пополнившуюся новыми репликами в последнем патче. Местами игра невероятно сложна, и даже в самых лёгких режимах вам придётся подгадывать моменты для атак и парирования, чтобы не умереть в сражениях против нескольких врагов. И в этом нет ничего плохого – в эпоху излишней лёгкости игр Pillars of Eternity выглядит ярко и самобытно.

Outward

Год релиза: 2019 | Разработчик: Nine Dots Studio

Outward незамедлительно избавляет игрока от эгоцентричного комплекса мессии, столь привычного и знакомого по многим представителям жанра Action-RPG. Покуда обычные герои вычищают бандитский лагерь еще до ланча и спасают мир еще до ужина, Outward, стопорит вас на месте и напоминает о том, что нет, вы не можете просто пойти и накостылять парочке волков без какой-либо тренировки. Освоение рутинных для любой другой RPG сражений, познаваемых через базовое обучение, в Outward является настоящим достижением.

Хуже того – или лучше, как нам кажется – в Outward постоянно работает автосохранение. Ваши ошибки не исправить, а неминуемую смерть не обойти загрузкой предыдущего сейва. Жестокая смесь Dark Souls и Minecraft, отсылающая игрока далеко назад после каждой гибели и вынуждающая скрупулезно восстанавливать в памяти ранее пройденный путь, дабы не остаться без оброненного снаряжения и достигнутого прогресса.

Интересная деталь в системе использования магии Outward – вы будете вынуждены на регулярной основе жертвовать собственным здоровьем ради магического усиления. Заклятия трудно заполучить, за них придется дорого заплатить, и даже возможность наколдовать простой огненный шар станет небывалой роскошью.

Кооператив с разделенным экраном или онлайн – еще один нетрадиционный элемент, привносящий новые испытания и новые забавы в концепцию геройского становления.

Sunless Sea

Год релиза: 2015 | Разработчик: Failbetter Games

Нет второго такого места, как Подземноморье. Жуткий подземный океан, который служит местом действия Sunless Sea – это огромная бездна, полная ужасов и опасностей, от которых даже самые отважные мореплаватели сходят с ума. На своем маленьком хлипком параходике вы пробираетесь сквозь темные воды, торгуя, сражаясь и ввязываясь в необыкновенные приключения на островах, населенных огромными грибами или крысами, ведущими гражданскую войну.

Sunless Sea местами выглядит действительно впечатляюще, однако вся его прелесть заключается не в визуале, а в тексте. Как и браузерная игра Fallen London от того же разработчика, Sunless Sea наполнен интересно прописанными квестами, диалогами и описаниями. И он не ограничивает себя атмосферой готического хоррора. Ваше путешествие по Подземноморью сможет и напугать, и развеселить вас. Но даже в моменты веселья неподалеку будет скрываться что-то зловещее. Что-то, нарушающее привычный покой.

South Park: The Stick of Truth

Год релиза: 2014 | Разработчик: Obsidian

Эта игра не должна была стать успешной. Большинство проектов по лицензии получаются отвратительными, а ролевая игра, основанная на мультсериале с вычурной анимацией и обилием ругательств, была обречена на провал. Но Stick of Truth внезапно стала хитом, а причиной тому грамотная работа Obsidian над интеграцией мира «Южного Парка» в рамки RPG.

Мы собираем свой отряд при помощи интерфейса в стиле Facebook, выполняем квесты в духе «Доставь посылку Мистеру Мазохисту», сталкиваемся с тошнотой во время сражений и т.д. Это не самая глубокая RPG в данной подборке, но зато одна из самых весёлых. К тому же она отлично подойдёт для тех, кто хочет познакомиться с жанром.

Anachronox

Год релиза: 2001 | Разработчик: Ion Storm Dallas

Бывший дизайнер из id Software Том Холл стоял у руля своей первой и единственной игры, созданной под крылом студии Ion Storm. Он хотел выпустить пошаговую RPG, похожую на Final Fantasy, но только в сеттинге вестернов.

Именно этот стиль сделал Anachronox настолько запоминающейся: чего стоят только невероятно забавные переговоры Слая Бутса с предводителем мутантов, жующим носки. К тому же это, пожалуй, единственная игра в списке, в которой можно добавить в свой отряд целую планету.

Ion Storm построила игру на сильно модифицированной версии движка Quake 2, и выглядел проект крайне необычно. Но даже сегодня квадратные модели выглядят убедительно, а их лицевые анимации заставляют поверить в происходящее.

К примеру, отречённое выражение лица Слая, когда его выкидывают из окна собственного кабинета, смотрится просто гениально. Да, разработка проекта была далеко не гладкой, и финальная версия игры получилась откровенно сыроватой, однако проходить Anachronox по-прежнему интересно. Очень жаль, что запланированные Холлом сиквелы так и не увидели свет.

Kingdom Come: Deliverance

Год релиза: 2018 | Разработчик: Warhorse Studios

В этой исторической RPG, действие которой разворачивается на просторах Богемии 1403 года, мы играем за крестьянина по имени Генри, который оказывается вовлечённым в войну за свою родину. Это детализированная RPG с глубоко проработанной системой сражения на мечах, механиками жажды и голода, отличным крафтом и с десятком слотов для максимально аутентичной для того времени экипировки.

Игроку здесь даётся на удивление большая свобода. Если вы хотите просто бродить по лесам и собирать грибы на продажу, то никто вам не мешает – главное, остерегайтесь бандитов, которые любят грабить одиночек. Игра далека от идеала — в ней хватает багов и сомнительных моментов — но это RPG в духе Elder Scrolls. Ради общей атмосферы проекту можно простить его недостатки.

Grim Dawn

Год релиза: 2016 | Разработчик: Crate Entertainment

Если вы уже изучили каждый уголок в Diablo 2 и хотите чего-нибудь современного в том же духе, то лучше этой игры вам не найти. Grim Dawn – это мрачная и затягивающая экшн-RPG с интересными классами и красивым миром, полным разнообразных монстров. В некотором роде это идейный наследник Titan Quest, созданный теми же дизайнерами и с применением знакомых механик.

Эти механики запомнились нам в ARPG 2006 года, посвящённой греческой мифологии. В Grim Dawn так же можно выбирать два класса и распределять очки навыков между ними. Это позволяет создавать довольно интересные комбинации, а сами навыки весьма приятно применять на практике – а это большой плюс для игры, где сражения играют первостепенную роль.

Да и сам сюжет неплох, если отталкиваться от стандартов ARPG. Не ждите внезапных поворотов или решений с далеко идущими последствиями (в конце концов, это игра про единоличную зачистку мира, кишащего монстрами), однако здесь есть система репутации, влияющая на сложность противников. Иными словами – чем больше врагов вы перебьёте, тем сильнее будут новые преступники, члены культа и монстры, встречающиеся на пути.

Местные демоны и военачальники, терроризирующие отдельные районы мира, неплохо прорисованы в диалоговых окнах и разбросанных по локациям дневникам. Сама же игра сконцентрирована на убийствах и сборе предметов, и обе эти составляющие в Grim Dawn работают максимально эффективно.

Final Fantasy XII: The Zodiac Age

Дата релиза: 2018 | Разработчик: Square Enix

Самая умная игра из серии Final Fantasy в 2018 году наконец-то обзавелась портированной версией для ПК. К сожалению, местный открытый мир сильно уступает по масштабности и оживлённости более современным проектам, но зато графика по-прежнему выглядит потрясающе, а система “Гамбит” остаётся одной из самых увлекательных систем прокачки отряда в истории RPG.

С её помощью можно прописывать команды, которым автоматически будут следовать члены вашего отряда в бою. Вы сможете создавать любых персонажей и прокачивать их в любом направлении. Ваан под вашим управлением может стать как специалистом по двуручным мечам, так и магом, повелевающим стихиями. В портированной версии также имеется ускоренный режим, позволяющий сэкономить время на прокачке.

Legend of Grimrock 2

Год релиза: 2014 | Разработчик: Almost Human Games

Оригинальная Legend of Grimrock была прекрасна в первую очередь знакомой по Dungeon Master системой создания отрядов (где большую роль играли характеристики героев) и пошаговым исследованием мира. Единственным минусом проекта было то, что всё его действие ограничивалось подземельями. Враги, может, и менялись, но мы бродили всё по тем же коридорам до самого конца игры.

Сиквел же предлагает нам пройтись не только по мрачным пещерам, но и по открытому миру, что в сумме даёт незабываемый опыт. Враги здесь стали опаснее, а загадки – сложнее. Как в случае с оригиналом, огромную роль играет элемент неожиданности. Вы можете радостно убивать врагов пачками, не чувствуя никакого сопротивления, пока внезапно не столкнётесь с едва ли не бессмертным демоном. И уже через секунду, сверкая пятками, вы поймёте, что отступление – это не так позорно, как казалось раньше.

Undertale

Год релиза: 2015 | Разработчик: tobyfox

В первые 20 минут прохождения Undertale кажется очередным кивком в адрес популярных JRPG – тут вам и шутки про Earthbound с Final Fantasy, и милая угловатая графика, и общая приторная атмосфера. Но если вы решитесь пройти игру до конца (и понять, что она не такая уж милая и приторная), вы увидите, что это инновационный и очень трогательный проект.

Временами игра умело выбивает вас из зоны комфорта, запоминая различные мелочи, и используя наши ожидания от типичной RPG, чтобы удивить, обрадовать или напугать нас. Это не просто почтительный кивок жанру RPG, это искреннее послание всем фанатам RPG и исследование наших отношений с играми.

Undertale ярко выделяется среди прочих инди-RPG, ведь даже несмотря на нетипичную боевую систему и практическое отсутствие древа навыков и уровней героя, в ней есть самое важное: шикарная подача истории и уважение к выборам игрока.

Tyranny

Год релиза: 2016 | Разработчик: Obsidian Entertainment

Tyranny получилась не настолько выдающейся, как близкая ей по духу Pillars of Eternity, однако сеттинг игры выделяет её на фоне других RPG. Здесь мы играем за настоящее воплощение зла, однако вместо садизма и жестокости Tyranny фокусируется на холодной бюрократии и вопросах идеологии. Будучи «Вершителем Судеб», который служит владыке Кайросу, вам необходимо регулярно принимать различные решения и вести переговоры со вражескими армиями, не желающими подчиняться силам зла.
Зачастую вам приходится искать компромисс между жестокостью и полным бездействием. В игре действует сложная система репутации, где, в отличие от других систем морали, страх и преданность – это важные элементы взаимодействия с фракциями и союзниками.

Как и в случае с Pillars, сражения с возможностью поставить игру на паузу и изометричный фэнтезийный мир в Tyranny являются данью уважения классическим RPG, причём это не просто элементы ностальгии – это креативное и весьма своевременное переосмысление некогда неотъемлемых атрибутов жанра.

Path of Exile

Год релиза: 2013 | Разработчик: Grinding Gear Games

Эта прекрасная условно-бесплатная экшн-RPG – настоящий рай для игроков, обожающих создавать грозные орудия убийства. Будучи не самой гламурной ARPG, игра имеет невероятно глубокую систему прогрессии и продуманную free-to-play модель, где платный контент носит исключительно косметический характер и никак не влияет на опыт игры. И пусть игра выглядит немного неопрятно, а битвы в ней заметно уступают сражениям в Diablo 3, удовольствие от прохождения этой RPG гарантированно.

Многоуровневые механики Path of Exile выдают себя уже на экране прокачки героя, который можно увидеть на скриншоте по ссылке. Пробиваясь через толпы врагов и повышая уровень персонажа, вы постепенно заполняете эту огромную доску, оттачивая тот или иной навык. Кастомизация экипировки выполнена с тем же вниманием к деталям. Path of Exile заимствует концепцию взаимосвязанных слотов из Final Fantasy VII.

Каждый вид оружия и брони имеет несколько слотов под магические кристаллы. Эти кристаллы, если распределить их в правильном порядке, имеют мощную синергию и в сумме дают значительные бонусы к параметрам атаки (сила, скорость и пр.). В идеале вам нужно как-то совместить эти бонусы со своими навыками, чтобы достичь максимальной эффективности в бою. Разумеется, для этого придётся изрядно попотеть, но, поверьте, оно того стоит.

Darkest Dungeon

Год релиза: 2016 | Разработчик: Red Hook Studios

Первые минуты в Darkest Dungeon во многом напоминают кампанию в XCOM: собираем отряд из бойцов, придумываем им красивые имена, подбираем мощную экипировку и отправляем в бой. А потом понимаем всю глубину своей наивности. Уже через несколько минут ваш любимый персонаж внезапно подхватывает сифилис. А ваш лекарь проявляет мазохистские наклонности и каждый ход наносит себе урон.

Ваш чумной доктор открывает в себе алчность и наполняет карманы золотом из общего сундука. И спустя пару часов ваша команда из безупречных героев превращается в сборище изгоев – в этой ситуации вы либо ищете индивидуальный подход к каждому, либо просто используете их, пока они не сломаются, и заменяете их на новых. Словно батарейки.

В Darkest Dungeon, сильно вдохновлённой работами Лавкрафта, важно уметь принимать жестокие, но эффективные решения. Ваши герои будут умирать от рук подводных жителей, культистов, демонов и монстров, но ещё чаще они будут возвращаться на базу с повреждённым рассудком и на грани безумия. Станете ли вы тратить золото на то, чтобы попытаться вылечить их, или предпочтёте использовать ресурсы для достижения конечной цели?

Darkest Dungeon – это гениальное сочетание визуального стиля, звукового сопровождения, сюжета и дизайна. На экране то и дело мелькают

прорисованные от руки монстры, и их появление влияет на каждого из героев. Это сложная игра, но как только вы поймёте, что здесь каждого можно пустить в расход (даже монашку с клептоманией, к которой вы успели сильно привязаться), жестокость Darkest Dungeon становится почвой для создания мини-историй в рамках одного большого сюжета. «Чрезмерная уверенность – это медленный и коварный убийца», как напоминает нам рассказчик.

Mount & Blade: Warband

Год релиза: 2009 | Разработчик: TaleWorlds

Игры, в которых средневековые сражения поданы как надо, можно пересчитать по пальцам, а игр, где к этому прибавлена возможность создавать армии – ещё меньше. Тренировать толпу фермеров, делая из них воинов – это здорово, но мы любим Mount & Blade за то, что здесь мы отыгрываем роль героя на поле боя, где результат сражения зависит в том числе и от наших навыков.

Прибавьте сюда возможность создавать альянсы, заключать браки, вести экономику и получите Warband – продуманную игру, где количество врагов и союзников определяется действиями игрока. А когда вам надоест однопользовательская игра, вас ждёт мультиплеер и множество модов для Mount & Blade – посвящённых в том числе и далёкой-далёкой галактике.

Neverwinter Nights 2

Год релиза: 2003 |Разработчик: Obsidian Entertainment

Мы любим оригинальную Neverwinter Nights 2002 года от BioWare (и особенно её дополнения), но однопользовательская кампания Neverwinter Nights 2 превосходит её в разы. Если оригинал имел довольно слабый сюжетный режим, созданный скорее для того, чтобы продемонстрировать потенциал вселенной Dungeons & Dragons, то в сиквеле Obsidian Entertainment, уже ничего не стесняясь, представила масштабную историю.

И история эта подана с должным юмором, а союзники вроде колоритного гнома по имени Хелгар Железный Кулак и сегодня продолжают восхищать. Качество проекта росло по мере выхода новых дополнений. К примеру, в гениальном аддоне Shadow of the Betrayer, где прослеживается дух Legend of Zelda: A Link to the Past, сюжет повествует о двух половинах одного мира, а Obsidian изящно высказывается на темы религии и веры.

Gothic 2

Год релиза: 2002 | Разработчик: Piranha Bytes

Gothic 2 запомнилась нам открытым миром невероятных масштабов и суровым отношением к игроку. Когда я в первый раз проходил её, я вышел из города, свернул с основной дороги и наткнулся на толпу высокоуровневых монстров, которые растерзали меня за пару секунд. На подобных ошибках я и учился всю игру.

Суровость Gothic 2 – это один из главных плюсов проекта. Враги здесь не подстраиваются под ваш уровень, как в серии Elder Scrolls, и вам придётся внимательно читать описания квестов и диалоги с NPC, которых вы встретите на своём пути. Как только вы привыкнете к этому (и освоитесь с неудобным управлением), вы поймёте, что перед вами огромный (и, что главное, живой) RPG-мир, изучив все тайны которого вы станете непобедимы.

The Elder Scrolls V: Skyrim

Год релиза: 2012 | Разработчик: Bethesda Softworks

Выберите направление и бегите. Вы наверняка тут же найдёте какое-нибудь приключение, какую-нибудь частицу обширного мира, которая захватит вас. Именно эта насыщенность контентом привлекает в Skyrim. Поход в гильдию магов завершится увлекательными поисками знаний. Случайный разговор со случайным NPC приведёт вас в пещеру на краю мира, где пылится легендарная реликвия.

Вы можете просто собирать ягоды под горой и наткнуться на дракона. А что может быть лучше внезапной битвы с драконом? А если вы каким-то образом исследуете весь контент от Bethesda, отправляйтесь за свежими модами в мастерскую Steam — сообщество Skyrim удерживает игру в топ-100 Steam с момента её релиза и даёт нам возможность окунуться в новые приключения в уже знакомом мире.

Pillars of Eternity 2: Deadfire

Дата релиза: 2018 | Разработчик: Obsidian Entertainment

В сиквеле чудесной Pillars of Eternity нас ждёт путешествие к архипелагу Дэдфайр. Вам вместе с компанией отчаянных искателей приключений предстоит выследить разбушевавшегося бога, однако перед этим придётся освоить все тонкости мореплавания. Бороздя океан на корабле “Дерзкий”, вы можете грабить встречные судна и тратить полученные средства на прокачку своего корабля.

При заходе в порт игра переключается в режим с видом сверху (как в классических RPG), чтобы вы могли насладиться детально прорисованными и богатыми на мелочи локации.

Ultima Underworld: The Stygian Abyss

Год релиза: 1992 | Разработчик: Blue Sky Productions (также известная как Looking Glass Studios)

Когда-то дизайнер Пол Нюрат придумал концепцию симулятора подземелий, который должен был перевернуть традиционные представления о ролевых играх с ног на голову, назвав его Underworld. Вместе со своей командой, которая позже станет основой студии Looking Glass Studios, они создали игру с нетипичными для жанра головоломками и взаимодействиями с NPC.

Тем временем, студия Origin Systems, разрабатывавшая проект Ultima, была настолько впечатлена трёхмерным движком (здесь можно было смотреть вверх и вниз!) и сражениями от первого лица, что купила права на игру. Так и появилась The Stygian Abyss. Персонажи, которые в любой другой игре были бы врагами, в Underworld являются нашими союзниками, и это, честно говоря, повод для восторга.

Нападать на гоблинов здесь уже необязательно – с ними можно и погрузиться. А когда мы увидели, что здесь можно устраивать посиделки у костра, мы просто влюбились в игру. Underworld была технологическим чудом в 1992 году, и хотя сегодня графика выглядит устаревшей, непередаваемое радость от изучения мира Stygian Abyss никуда не исчезла.

Divinity: Original Sin

Год релиза: 2014 | Разработчик: Larian Studios

Divinity – это не совсем привычная история успеха на Kickstarter. В отличие от большинства RPG, проект разрабатывался сразу под кооператив – даже в одиночной версии вы управляли сразу двумя протагонистами, держа в уме их мотивации во время диалогов. Студия Larian прорабатывала диалоги таким образом, что один из героев всегда был не согласен с решением второго и мог даже убить сюжетно важного NPC, а потому задачи в квестах приходилось решать неординарными способами.

Сценарий Divinity заслуживает отдельной похвалы. Конечно, здесь иногда попадались типичные миссии по убийству гоблинов, управляющих огромными роботами, или квесты, где нужно было поговорить с каким-нибудь псом. Но этот пёс мог выдать трогательную историю, из-за которой не грех было пролить скупую слезу. Larian создавала мир Divinity с душой, и это видно в каждой мелочи. Перед нами свободная и насыщенная RPG, которых мы не видели со времён Ultima, и в ней есть всё, что мы любим в жанре.

Star Wars: Knights of the Old Republic 2

Год релиза: 2005 | Разработчик: Obsidian

Если первая KOTOR от BioWare придерживается классического стиля «Звёздных войн», KOTOR 2 уводит франшизу в более смелом направлении. Вместо акцента на светлой и тёмной сторонах Силы сиквел от Obsidian повествует нам о серых оттенках. Здесь создаются хрупкие союзы, которые рушатся на глазах и воссоединяются через несколько минут.

Решения, казавшиеся вам оптимальными, в результате приводят к предательству. В итоге мы получаем самый неоднозначный подход к миру «Звёздных войн» с превосходно прописанным антагонистом. Как и многие ранние игры от Obsidian, сложный процесс разработки KOTOR 2 привёл к тому, что ряд локаций пришлось вырезать.

Однако существует фанатский мод, восстанавливающий этот контент, в том числе и планету дроидов, а также исправляющий ряд багов – всё это демонстрирует, что ПК-геймеры готовы свернуть горы, чтобы получить полную версию своей любимой игры.

Vampire: The Masquerade – Bloodlines

Год релиза: 2004 | Разработчик: Troika

Тут всё дело в атмосфере — от готических клубов, где мы встречаемся со связными, до тёмных переулков, где мы охотимся на свежую кровь, и проклятого отеля (с которым связан один из лучших квестов в игре). Амбициозная вампирская вселенная в Bloodlines стоит особняком на фоне других ролевых проектов со сражениями на мечах и магией.

К сожалению, амбиции студии Troika превысили её способности – игра полна багов и не до конца продуманных механик. Поэтому конечный продукт получился немного сырым, но это, пожалуй, единственная игра, в которой можно реально ощутить себя вампиром. И потому она заслуженно считается культовой классикой RPG, а её фан-база регулярно выпускает различные патчи и дополнения, улучшающие проект.

Diablo 3: Reaper of Souls

Год релиза: 2014 | Разработчик: Blizzard

Давайте признаем: аукцион с участием фанатов для сбора средств на Diablo 3 был плохой идеей. Но на этом список минусов игры фактически заканчивается. Сбор средств, организованный Blizzard, продолжался вплоть до релиза Reaper of Souls, и если бы не режим Adventure Mode, то велика вероятность того, что игру окрестили бы разочаровывающим сиквелов.

Вся прелесть данного режима заключается в случайно генерируемых заданиях и локациях, благодаря чему даже после прохождения основной кампании в игре можно пропасть на несколько сотен часов. И сегодня уже сложно представить Diablo 3 без этого режима.

Но в RoS была ещё одна функция, за которую мы любим экшн-RPG: поддержка гильдий. Когда ты общаешься с друзьями, пробираясь через мрачные подземелья, гнетущее чувство одиночества пропадает, и в такие моменты ты начинаешь понимать политику Blizzard, практикующей выпуск игр с требованием постоянного подключения к сети. И не стоит забывать о зрелищных схватках и разнообразных умениях героев. RoS – это та экшн-RPG, в которую мы готовы играть дни напролёт.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Год релиза: 2001 |Разработчик: Troika Games

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura получилась невероятно забагованной в момент релиза, а большинство сражений были такими же несбалансированными, как и название игры. Патчи и моды исправили положение, показав, насколько интересная смесь фэнтези и стимпанка скрывалась за многочисленными глюками игры.

Как мы писали в своём обзоре в далёком 2001 году: «если вы не сумеете найти ничего привлекательного в этой игре, просто выбросите свой ПК на помойку».

И мы до сих пор придерживаемся этого мнения. Arcanum была суровой и брутальной ещё до того, как это вошло в моде, а редактор персонажей здесь позволял создавать кого угодно – от гномов с пристрастием к азартным играм до орков-изгоев, собирающих смертносные девайсы из хлама.

Прибавьте сюда нелинейную прогрессию и множество вариантов прохождения одного и того же квеста и получите шедевр, который и 17 лет спустя способен захватить дух.

Fallout: New Vegas

Год релиза: 2010 | Разработчик: Obsidian

Несмотря на то, что Fallout 3 была весьма успешной игрой, она сильно отличалась от классики, выпущенной студией Interplay. Проект от Obsidian перенёс действие франшизы на Западное побережье и ввёл такие элементы, как репутацию и битву фракций. Obsidian расширила каждый аспект игры от Bethesda, сместив акценты с моральных выборов на вопросы доверия. В игре также стало больше юмора в духе классических частей – как можно не любить игру, в которой тебе дают ядерную ракетницу?

А в режиме Hardcore в New Vegas выживание в пустоши становилось ещё интереснее, ведь здесь аптечки и антирадин были значительно слабее, чем в обычном режиме. А если вы ищете разнообразия, вы можете скачать любой из многочисленных модов, один из которых разработал сам Джош Сойер – автор игры. Больше всего в New Vegas нам нравится то, насколько непринуждённо ей удаётся совмещать атмосферу оригинальной Fallout с рамками RPG от первого лица, которые ввела Bethesda.

Dark Souls 3

Год релиза: 2016 | Разработчик: From Software

Назовите любую мрачную RPG последних пяти лет, и наверняка окажется, что она была создана под впечатлением от Dark Souls. Однако Dark Souls 3 доказывает, что лучше всего с данным стилем справляется студия From Software. Конечно, проект не блещет оригинальностью, как это было в случае с Dark Souls 1, однако он заметно похорошел с технической точки зрения.

Управление в сражениях здесь более интуитивное, а потому от игрока требуется молниеносная реакция и чёткое понимание своих действий. Бездумные удары по кнопкам неминуемо приведут к смерти. При этом Dark Souls 3 – это самая дружелюбная к новичкам часть серии.

Частые точки сохранения, упрощённый онлайн-кооператив, прекрасный (и гротескный) стиль прорисовки – всё это позволяет влиться в процесс с первых же минут. К тому же Dark Souls 3 всячески поощряет изучение предыстории мира и поиски различных секретов, что заслуженно делает её лучшей частью в серии.

The Witcher 2

Год релиза: 2011 | Разработчик: CD Projekt Red

Эпический размах событий The Witcher 2: Assassins of Kings прекрасен сам по себе, но важно то, что в мире игры наши решения имеют колоссальное значение. Моральная двусмысленность ещё никогда не была представлена настолько изящно: ваш выбор буквально меняет мир игры, а его последствия зачастую непредсказуемы и не всегда бывают такими, как того ожидаешь.

Сильнее всего в The Witcher 2 впечатляет наличие двух полноценных сюжетных линий. В начале игры Геральту предстоит сделать выбор, после которого он встанет на одну из двух сторон, а все дальнейшие события можно будет пронаблюдать с двух точек зрения, если вы решите пройти игру заново. И, поверьте, второе прохождение будет таким же ярким, как и первое.

Вы, наверное, думаете, что все ваши злоключения в итоге приведут вас к счастливой концовке? Это не так. Геральт далеко не герой, он обычный человек, всеми силами пытающийся защититься от творящегося вокруг хаоса. Его квест посвящён личным целям, а его спутники – это такие же живые люди со своими целями и стремлениями. И именно за счёт проработанных до мелочей героев сюжет выглядит крайне убедительным.

Это прекрасная и отлично рассказанная история, наложенная на солидные игровые механики – гибкую систему развития персонажа, превосходную боевую систему и обилие второстепенного контента. Мрачная, жестокая, а местами и способная вогнать в депрессию, но при этом гениальная игра.

Dragon Age: Origins

Год релиза: 2009 | Разработчик: BioWare

Попытка передать атмосферу Baldur’s Gate была главной задачей авторов Dragon Age, и, надо признать, им это почти удалось. Мир игры похож на вселенную Forgotten Realms, но при этом не выглядит пародией на её, а взаимодействия между героями так и искрятся магией BioWare.

Местное зло выглядит действительно угрожающе, даже несмотря на то, что большинство монстров можно уничтожить буквально за пару ударов. Нам нравится то, как подаётся магия в мире Dragon Age, а особенно квесты, в которых необходимо решать судьбу жутких существ – магов, одержимых демонами.
А лучшей частью игры является боевая система: здесь есть необходимая тактическая глубина (прямо во время боя можно остановиться, раздать приказы и продолжить битву).

Грустно, что BioWare больше не выпускала подобных RPG — Dragon Age 2 была чересчур прямолинейной, а Inquisition имела большой упор на открытый мир — поэтому данный проект в некотором роде можно назвать лебединой песней старой BioWare, символизирующей конец эпохи классического геймдизайна.

System Shock 2

Год релиза: 1999 | Разработчик: Irrational Games

Одиночество. Это главное чувство, которое испытываешь, играя в дебютный проект от Irrational. По ходу игры вы часто будете слышать аудиозаписи колоритных персонажей, сражающихся с жуткими созданиями, которые называют себя «Многие». Но вы не встретите этих героев, потому что они уже погибли.
И это одиночество в Shock 2 только усиливается тем, что игра постоянно оставляет вас без ресурсов.

Патроны? Вы наверняка потратите их на дроидов, хотя стоило бы сохранить их на потом. Аптечки? Их тут так мало, что в непроверенные комнаты лучше даже не соваться. Но главное, что Irrational заберёт у вас где-то к середине прохождения, – это надежда. Тот момент, когда вы поймёте, что собой представляет ИИ по имени Shodan, заслуженно считается одним из лучших в истории гейминга.

Во всех проектах от Irrational окружение является одним из полноценных героев, и в данном случае речь идёт о звездолёте «Фон Браун». Он скрипит и дребезжит, когда вы крадётесь по его коридорам. Каждая дверь открывается с характерным гулом. Защитные системы воспринимают вас как врага, словно считая, что вы хотите навредить кораблю.

Любить такого персонажа сложно, но система прокачки в Shock 2, где очки опыта начисляются за исследования локаций, позволяет сбалансировать риск и награду. Вам придётся выбирать между псионическими, хакерскими и военными навыками, чтобы действовать наиболее эффективно. Для игры, которая на первый взгляд кажется незатейливой экшн-RPG, Shock 2 оказался по-настоящему глубокой.

Ultima VII: The Black Gate

Год релиза: 1992 | Разработчик: Origin Systems

Страж запомнился многим геймерам как один из самых страшных персонажей в играх. Его огромное каменное лицо, появляющееся на экране, в сопровождении с реальной озвучкой, одновременно пугало нас и подстёгивало играть дальше.

На тот момент это был настоящий технический прорыв, однако Ultima 7 прошла проверку временем благодаря интерактивности Британии. Любой предмет на экране можно было поднять, а с любым NPC – взаимодействовать, и потому прохождение могло затянуться на несколько недель.

Не отставал и сюжет: начиналось всё с расследования двойного убийства, однако совсем скоро оно перетекало в религиозную войну за судьбу королевства. Диалоги в Black Gate и сегодня выглядят достойно, к тому же они вдохновили создателей Divinity: Original Sin – особенно реплики, связанные с религией. Бесспорно, это одна из лучших частей легендарной RPG-франшизы.

Deus Ex

Год релиза: 2000 | Разработчик: Ion Storm Austin

Хотите расстреливать врагов в открытую или, быть может, осторожно красться в тенях? Вам привычнее играть в роли снайпера? Или хакера, способного управлять вражескими дроидами? А может стоит поговорить с NPC-охранником и намекнуть ему, что его отряду пора отправляться на обед? Мир в Deus Ex настолько свободен, что от количества выборов начинает идти кругом голова.

И хотя игра выглядит как шутер, вся суть Deus Ex заключается в ролевых элементах. К примеру, если выстрелить из оружия, которое вы прежде в руках не держали, вас не спасёт даже идеальное прицеливание – вы промахнётесь. Система прокачки поощряет эксперименты, а самые дорогие апгрейды позволят превратить персонажа в супергероя. Даже ваше оружие при желании можно прокачать, чтобы сделать из стандартного пистолета оружие массового поражение. Внимание к деталям здесь выдающееся, и ни один из элементов игры не кажется неуместным.

Мир Deus Ex награждает игрока за исследование тёмных переулков и вентиляционных систем, поскольку найти зацепку можно в самых неожиданных местах. А зацепок здесь хватает – каждая записка или знак в игре намекает на новый заговор, из-за чего все союзы между героями постоянно находятся под угрозой. А сами NPC идеально вписываются в этот мир, полный тайн и заговоров. Конечно, Human Revolution может похвастать отличной графикой, но эта игра в разы умнее и предлагает большую свободу действий.

The Elder Scrolls III: Morrowind

Год релиза: 2002 | Разработчик: Bethesda Game Studios

Релиз Fallout 4 продемонстрировал, что в привычной для Bethesda модели открытого мира начали появляться серьёзные огрехи, но в 2002 году, когда на полках магазинов появилась Morrowind, эта модель была непоколебима. Было нечто волшебное в том, что мы могли оббегать весь остров Вварденфелл, зайти в каждое здание и ни разу не наткнуться на загрузочный экран, как и в том, что у NPC-героев, судя по всему, была своя жизнь, не ограничивавшаяся общением с главным героем.

За прошедшие годы многим играм удалось воспроизвести этот эффект, но Morrowind по-прежнему жив в нашей памяти (он нравится нам даже больше, чем его наследник – Oblivion). Всё это благодаря невероятному сюрреализму мира, в котором эльфы-расисты отдыхают внутри грибов (словно смурфы в чьих-нибудь кислотных снах), а традиционные замки соседствуют со скандинавскими деревнями.

ИИ по современным меркам кажется немного примитивным, но истории, рассказанные в игре, превосходят большинство нынешних RPG.

Игра до сих пор процветает, а сообщество мододелов регулярно выпускает новые приключения и патчи, улучшающие графику (некоторые из них даже переносят Morrowind на совершенно новые игровые движки).

Mass Effect 2

Год релиза: 2010 | Разработчик: BioWare

Первая Mass Effect от BioWare ощущалась как клон KOTOR, причём не в хорошем смысле. Вселенная была весьма убедительна, но игра оказалась перегружена различными меню и системами, усложнявшими жизнь рядовому геймеру. Тем не менее, когда BioWare заявила, что во второй части она сосредоточится на перестрелках, мы здорово напугались. Как оказалось, зря: в Mass Effect 2 нашлось место и для интересных нововведений, в числе которых были и уровень доверия членов отряда, повышать который можно было проходя специальные миссии.

Вместо исследования галактики в Mass Effect 2 мы отыгрывали научно-фантастическую версию «11 друзей Оушена» или «Грязной дюжины». Сбор отряда для финальной миссии позволил авторам сценария сосредоточиться на коротких, но интересных историях. Каждая специальная миссия позволяла узнать очередного союзника поближе и проникнуться его мотивацией.

А потому финальный суицидальный забег бил в самое сердце – мы переживали за каждого из героев на экране. Очень редко в играх сюжет фокусируется на персонажах, а не на общей истории, но Mass Effect 2 удалось провернуть этот трюк. Однозначно один из лучших сценариев в истории BioWare.

Dark Souls: Prepare To Die Edition

Год релиза: 2011 | Разработчик: From Software

Да, Dark Souls нарушает главное правило RPG: игру можно пройти без прокачки. Но только при условии, что вы знаете все её секреты и понимаете её системы – в частности систему крафта. В жанре, где взаимодействие систем правит балом, Dark Souls можно назвать королём, поскольку взаимодействие этих систем в игре реализовано безупречно.

Каждая характеристика сильно влияет на прокачку героя, и уже это выгодно отличает игру от большинства RPG, вдохновлённых D&D. Исследуя насыщенный мир Лордран, где предыстория подаётся через загадочные диалоги и неочевидные на первый взгляд подсказки в окружении, мы по кусочкам собираем довольно впечатляющую историю.

Здесь всё взаимосвязано, а различные секреты и тайные проходы (скрывающие огромные локации) ждут отважных искателей приключений. Отметить стоит и уникальную для жанра систему призыва в Dark Souls, которую можно либо отключить, либо привыкать к тому, что на вас регулярно будут нападать другие игроки. И не бойтесь сложности, иначе лишите себя возможности погрузиться в одну из лучших RPG в истории.

Fallout 2

Год релиза: 1998 | Разработчик: Black Isle Studios

Оригинальная Fallout стала первым успехом для студии Interplay, однако игра была не настолько популярна, как можно было бы подумать. Сиквел же значительно расширил границы мира и добавил неоднозначности всем персонажам – различать добро и зло стало ещё сложнее.

Играя за жителя деревни вместо обитателя бункера, мы смотрели на мир другими глазами – герой был не таким наивным и прекрасно осознавал все опасности мира, а потому мог играть на чувствах и ожиданиях других персонажей.

Поиски ГЭКК (Генератор Эдемских Кущ Компактный) вполне вписывались в стилистику 50-х годов и выглядели даже интереснее, чем поиски водного чипа из первой части. Радовало и отсутствие жёстких временных рамок: можно было не спеша изучить население пустоши, а не ломиться со всех ног к заброшенному бункеру. Если вы не играли в классические части, советуем начать с этой, а уже потом перейти к оригиналу.

Baldur’s Gate 2

Год релиза: 2000 | Разработчик: BioWare

Главная проблема D&D-игр заключается в том, что низкоуровневые персонажи, как правило, довольно скучны. Baldur’s Gate 2 решает эту проблему, предлагая перенести свой отряд из первой части или создать новую группу с персонажами седьмого уровня. И это в корне меняет восприятие игры: вместо хилых бойцов и бесполезных магов мы получаем мощные заклинания и суровых воинов, способных выстоять в любой схватке.

Радуют и поразительные масштабы мира Амн, который был полон квестов и довольно интересного контента. Движок Infinity Engine от BioWare прекрасно справлялся как с этими квестами, так и с прорисовкой сражений, где необходимо было активно применять тактику со стратегией. Сложно представить управление отрядом из шести человек без возможности поставить игру на паузу и раздать приказы.

Каждая из современных игр без этой функции заставляет нас с тоской вспоминать времена Infinity Engine. Да, именно здесь зародилась традиция романов в RPG, но в этом нет ничего плохого – в конце концов, в BG2 представлены весьма колоритные персонажи.

Если по какой-то причине вы никогда не играли в настольные RPG, то просто установите Baldur’s Gate 2 – здесь идеально передана атмосфера меча и магии. Если у вас имеется оригинальная версия, то вы можете скачать моды, чтобы запустить её на современных мониторах, или, как вариант, попробовать Extended Edition, куда входит масса нового контента.

Planescape: Torment

Год релиза: 1999 | Разработчик: Black Isle Studios

История Безымянного занимает отдельное место в мире гейминга. Это история искупления перед лицом бесчисленных грехов, история о попытках стать самим собой. Татуировки, которые носит Безымянный, это напоминания о том, кем он был, кто он есть и кем он хочет стать.

Свободная трактовка событий в Planescape: Torment – это первое, что привлекает в игре. Мы в буквальном смысле тратим всю игру на то, чтобы узнать, кем является Безымянный, но в то же время своими действиями определяем его характер. Это лишь один из множества RPG-стереотипов, которые студия Black Isle переворачивает с ног на голову.

Крысы здесь оказываются достойными противниками, люди, как выясняется, могут быть хуже нежити, а для победы во многих боях совсем необязательно сражаться. И, что намного важнее, нам не нужно спасать мир, как в тысячах других RPG. Нам просто нужно выяснить, кто мы такие.

Спутники Безымянного – это, пожалуй, самые интересные NPC за всю историю жанра. Большинство из них уже сталкивалось с нами в наших прошлых воплощениях: маг-пироман Игнус когда-то был нашим учеником, но куда занимательней тот факт, что он постоянно горит. Или Дак’кон, который дал нам клятву верности, но не может вспомнить, зачем это сделал.

Остальные герои ещё необычней. Здесь есть Падшая Грейс – клерик-суккуб, которая не признаёт богов. Являясь порождением зла, она, как ни странно – никому не хочет причинять вреда. Но лучшим из спутников является Морт – парящий череп, чей сарказм не уступает по остроте его зубам (которыми он и атакует – не мечом же ему размахивать).

В любом другом фэнтезийном мире эти персонажи смотрелись бы по меньшей мере странно, но Torment использует D&D-сеттинг под названием Planescape – самый причудливый мир из всей мультивселенной. Поэтому немудрено, что основной упор в Torment идёт на подачу истории.

Хотя, когда дело доходит до схваток – движок Infinity Engine от BioWare справляется с ними так же здорово, как и в серии Baldur’s Gate. Это ролевая игра, которую мы рекомендуем всем, кто интересуется жанром, игра, которая воплощает в себе всё, что мы любим в RPG.

Arx Fatalis

Год релиза: 2002 | Разработчик: Arkane Studios

Создавая свой первый симулятор подземелий, студия Arkane хотела создать нечто такое же насыщенное, как Ultima Underworld с её магической системой, где игроку нужно было запоминать руны и в нужный момент вырисовывать их мышкой. В этой игре стелс критически важен, как и система крафта, выполненная в духе всё той же Underworld. Arx – это сложное и неторопливое приключение, в котором приходится обдумывать каждое своё действием. Прорваться через горгон, используя силу, или незаметно проскочить, избежав конфликта?

Многие дизайнерские решения позже найдут своё место в другом проекте Arkane – Dishonored, но мы не может не упомянуть и классические механики, которые нынче почти не используются. К примеру, необходимость чертить руны на экране мышкой – да, это не совсем удобно, зато выглядит зрелищно. Мы надеемся, что Arkane всё-таки решится на сиквел Arx Fatalis и привнесёт в него механики из Dishonored (а также отличную боевую систему из Dark Messiah of Might & Magic).

Похожие записи