DOOM, пожалуй, является самым известным шутером от первого лица в истории игровой индустрии. Недаром, выход оригинальной игры произвел величайшую революцию в жанре. К сожалению, у сиквелов не вышло добиться такой же славы, несмотря на, то, что вторая, а затем и третья части серии были неплохими играми. Ну а после того как авторские права на игру перешли к компании Bethesda Softworks, издатель, не теряя времени даром, объявил о перезапуске легенды.
И пускай в новейшей истории былую славу шутера слегка потеснили такие серии, как Call of Duty и Battlefield, тем не менее мировое игровое сообщество, с нетерпением, ждало выхода новой части DOOM.
DOOM, как много в этом звуке…
Главным и закономерным вопросом являлся вопрос о том, на что же будет похож новый DOOM. На старый добрый, классический боевик без адекватного сюжета, но с добротным игровым процессом, или все-таки на survival horror в духе предыдущей части. Каждому, мало-мальски знакомому с играми начала 90-х годов, человеку станет ясно, что те механики, которые работали и были актуальными в то время, в наши годы работать не будут.
Именно так должен рассуждать любой человек, находящийся в дружеских отношениях с элементарным здравым смыслом. Ребята из idSoftware, видимо, с этим самым здравым смыслом не особо дружат, ибо на деле выдали игру в духе старых добрых и лихих девяностых. Впрочем, был ли у них выбор? Компания изобрела жанр как таковой: Wolfenstein, Doom, Quake – именно эти хиты и принесли мировую славу idSoftware.
Отсюда встает закономерный вопрос, что общего у этих игр? А то, что в плане игрового процесса перечисленные проекты являются если не близнецами, то уж точно кровными братьями. Да, у каждой игры своя специфика, свой стиль, если хотите, но начало-то одно.
При этом попытки сыграть на чужом поле — сделав что-нибудь отличное от вышеперечисленных проектов – никогда не приносили idSoftware успеха. И долго копаться в истории, чтобы понять эту истину необязательно. Достаточно сдуть пыль с Doom 3 и Rage. Ни та, ни другая не смогли стать ни то что эталоном в своем жанре, но и попросту хорошими играми. И если Doom 3 еще мог, в лучшие моменты, выполнять свое предназначение, а именно пугать (при этом во многом из-за дурацкого фонарика, который нельзя было использовать одновременно с оружием), то вот Rage получилась не игрой даже, а технодемкой.
Игра могла похвастаться красотами графики (для 2011 года), но страдала многими неизлечимыми болезнями. И речь не о багах, а куда более страшных проблемах, которые не решались заплатками. Стрелять было интересно лишь в зданиях, открытый мир попросту не работал, а сюжета не было в принципе. В итоге разработчики нашли единственно верный выход из ситуации, не став гнаться за изменчивой модой, а решив сделать все, так как умеют.
Что тут DOOMaть — стрелять надо
Лозунг, выведенный в заглавье как нельзя лучше, определяет философию и направление игры. В новом DOOM думать (извиняюсь за невольный каламбур) действительно не надо. Игровой процесс словно клон или двойник, похож на оригинал 1993 года. Единственная разница в том, что уровень драйва, скорости и жестокости возрос в геометрической прогрессии. Впрочем, это и немудрено, как-никак на дворе 2016 год.
Сюжета, как и в большинстве тайтлов idSoftware нет и в помине. С другой стороны, оно, возможно, и к лучшему, особенно вспоминая предыдущую игру серии. В DOOM 3 разработчики решили подойти со всей серьезностью к сюжету, и даже пригласили профессионального писателя-фантаста. Там, напомню, с этим самым сюжетом творилась адская вакханалия. Ученые, на Марсе(!), открыли портал в ад(!!).
В ад, Карл! На этот раз все гораздо проще. Вот вам солдат (то бишь бы), вот вам пушка и вот демоны. Большего знать не положено, шутер все-таки не про истории, а про стрельбу. Впрочем Марс и ад никуда не делись, но и черт с ними.
Зато сам процесс стрельбы увлекает. Крошить проклятых врагов действительно весело. И вот тут, старомодность игры является ее несомненным достоинством. Словно торнадо, мы врываемся на локацию и кладем врагов десятками. Прорываясь сквозь орды монстров, забываешь обо всем на свете и просто бежишь вперед и давишь на кнопку стрельбы. Учитывая, что сейчас игры так не делают, у нового DOOM попросту нет конкурентов.
Впрочем, idSoftware все же отдали дань современности, введя в игру элемент прокачки. Конечно, прокачаться как, например, в Bioshock никто не даст, да и зачем. В нашем случае все просто. Прокачать можно здоровье, броню и количество патронов. Но большего нам и не надо. Эта игра не о том. Основная и единственная формула игры — стреляй + беги.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что новый DOOM понравится далеко не всем. Одни найдут проект устаревшим, другие, вытерев скупую слезу ностальгии, вспомнят годы молодые и с удовольствием запустят игру на своих компьютерах. Да-да, именно на компьютерах, и не потому, что шутер не консольный жанр (еще какой консольный), а потому что первоисточник был именно РС игрой. И только на РС можно получить ту гамму эмоций, которую мы получали много лет назад.