Уже после первых шагов по степям Азим, бескрайней зелёной территории, на которой проживает новая раса, чем-то напоминающая монголов, я ощутил тот самый дух приключений, ради которого я давным-давно и начал играть в MMO-проекты. Я добрался до Отарда, нового дальневосточного континента Final Fantasy 14: Stormblood, где нашёл изгнанного принца и убедил его восстать против Гарлеанской империи.
Эта история стара как мир, но Stormblood удалось вдохнуть в неё новую жизнь, наполнив её интересными поворотами и убедительными персонажами, симпатией к которым проникаешься с первых же минут. Stormblood – это не просто расширение, это полноценная игра по вселенной Final Fantasy, а история, рассказанная в ней, на голову выше доброй половины сюжетов из предыдущих игр.
Сюжет здесь продолжается ровно с того же момента, на котором остановилось прошлое расширение Final Fantasy 14 под названием Heavensward, и рассказанная в Stormblood история сфокусирована на тирании и восстании против неё. В центре сюжета находится изгнанная из города Ала Мхиго девушка по имени Лайс, которая организовывает сопротивление с целью освободить своих людей из-под гнёта Гарлеанской империи.
Лайс – это один из самых привлекательных персонажей серии Final Fantasy. И дело не только в её харизме и непосредственности, а в том, что она лишена той мелодрамы, что свойственна большинству главных героев Final Fantasy. Даже в самые тяжёлые моменты Лайс находит в себе силы бороться до конца, и именно это заставляет проникнуться симпатией к ней – в этом она похожа на Клауда и Тидуса из прошлых частей Final Fantasy.
На самом деле, в Stormblood практически нет суровых эмо-детей, которые уже успели стать своеобразной фишкой серии, и это определённо идёт сюжету на пользу. Борьба за освобождение региона Гир Абания и замка Дома сопровождается оптимизмом, которым буквально пронизаны смелые и уверенные в себе герои, в числе которых Лорд Хиен, ни разу даже не задумавшийся о том, чтобы сдаться.
Все трагические события в игре ощущаются намного острее из-за заметного контраста с оптимистичным тоном истории. Несмотря на то, что Stormblood – это MMO, в ней хватает запоминающихся моментов, сделанных на уровне моих любимых RPG. К примеру, осада замка Дома завершается на очень трагичной ноте, которая ничем не уступает эпизоду со смертью Аэрис в Final Fantasy 7.
Моя единственная серьёзная претензия к Stormblood заключается в том, что история здесь перемежается типичным для любой MMO гриндом. В сравнении с сюжетными квестами, где полно интриги и развития событий, побочные квесты выглядят блекло и сумбурно, являя собой винегрет из несущественных персонажей. Более того, на их примере становится понятно, насколько ограниченным является дизайн квестов в Final Fantasy 14.
Практически каждое задание выполнено по единому шаблону: доходим до пункта назначения, нажимает на объект и возвращаемся к квестодателю. В сюжетных квестах эта схема маскируется умело рассказанной историей и отличными битвами с боссами, но вот побочные задания зачастую могут предложить вам лишь очки опыта. К моменту, когда я докачался до 70 уровня, меня уже натурально воротило от них. К счастью, набирать опыт в Stormblood можно по-разному. Бегать по подземельям в составе отряда или сражаться в режиме PvP намного веселее, и я сильно пожалел, что не забросил сайдквесты в первый же день игры.
Помимо продвижения сюжета основные квесты нужны ещё и для того, чтобы познакомить вас с новыми локациями, и Stormblood следует заданной в оригинальной Final Fantasy 14 традиции, показывая игроку невероятно красивую по меркам современных MMO графику. Оказавшись в городе Куган (эдакий торговый центр Stormblood, выполненный в японском стиле), я был просто поражён красотой величественного замка и реалистичностью оживлённых улочек города.
Каждая пещера, каждый монстр, каждый босс и каждая локация выглядят настолько же уникально, насколько и Куган. То же можно сказать и про саундтрек Final Fantasy 14, который пополнился несколькими новыми композициями в Stormblood, и который я смело могу назвать одним из самых запоминающихся видеоигровых саундтреков.
Я буквально влюбился в Отард: в его бескрайние луга и нетронутые пляжи, однако новые подводные зоны не вызвали восторга. Поскольку под водой не происходит никаких битв, все эти зоны нужны лишь для поисков определённых ресурсов и выполнения парочки квестов. Учитывая, что Square Enix преподносили плавание как одно из главных достоинств расширения, результат получился весьма разочаровывающим, поскольку это плавание практически бесполезно для основного прохождения.
Оружие и битвы
Но плавание, увы, меня мало интересует, поскольку в Stormblood хватает более интересного контента, благодаря которому она легко попадает в список самых захватывающих MMO. Новые пещеры прекрасны, однако схватки с боссами – это моя самая любимая часть Stormblood.
Битвы с боссами в Stormblood, судя по всему, вдохновлялись играми от Platinum Games. И хотя боевая механика выполнена по всем стандартам MMO, данные сражения запоминаются потрясающим визуалом, шикарном музыкой и совершенно безумными моментами. К примеру, одна из таких схваток напоминает битву из Metal Gear Rising: Revengeance, где бог Сюзано нападает на главных героев, размахивая исполинским мечом, и нам приходится блокировать его атаки танком в режиме QTE.
А битва с последним боссом – это одна из лучших схваток в RPG. В какой-то момент я даже невольно выкрикнул: «Какого хрена?», поскольку битва резко сменила драматический тон на весьма абсурдный, но при этом зрелищный. Сражения в Stormblood получились такими запоминающимися именно благодаря подобным внезапным моментам, которые призваны напомнить вам, что вы пытаетесь убить невероятно могущественное существо.
Помимо этих битв стоит отметить и обновлённую механику Stormblood, куда входит новое меню, условно называемое «особенностями класса». Оно прямо во время боя наглядно показывает уникальные особенности выбранного вами класса, благодаря чему каждый класс теперь смотрится ещё оригинальнее, чем раньше.
Лучше всего это меню работает с новыми классами Stormblood – Красным магом и Самураем. К примеру, у Красного мага отображается полоска чёрной и белой манны, которые пополняются в зависимости от используемых заклинаний. Главная задача – держать их на одном уровне, чтобы они светились красным. Самые разрушительные атаки Красного мага используют оба вида манны, а потому крайне важно поддерживать их баланс. У Самурая же на экране отображаются три эмблемы, загорающиеся по мере выполнения определённых комбо. Если активировать все три, то можно запустить смертельную атаку «Мидаре Сетсугекка», буквально сметающую врагов с лица земли.
Но даже без этих особенностей Красный маг и Самурай – это крайне занятные классы, поскольку они одинаково хорошо показывают себя как в ближних боях, так и в сражениях на средних дистанциях. А их умения мало кого оставят равнодушными.
Но помимо Красного мага и Самурая стоит сказать пару слов и о старых классах, умения которых значительно переработали. К примеру, вам больше придётся прокачивать другие классы, чтобы открыть нужное вам умение для основного класса. Все умения, необходимые для PvP, заметно упростили и выделили для них отдельную полоску на экране. И теперь, когда режим PvP больше сфокусирован на навыках и умениях, чем на экипировке героев, и предлагает больше очков опыта, чем раньше, это один из моих любимейших способов времяпрепровождения в Stormblood.
Самая длинная история
К сожалению, как это часто бывает с расширениями для MMO, не все нововведения вызывают восторг. Поскольку я играю за Белого мага, мне не очень понравилось, что часть моих уникальных способностей передали другим целителям, а взамен я не получил ничего выдающегося. Не обрадуют изменения и Школяров. Меня это насколько разочаровало, что я решил выбросить свой посох и выбрать новую профессию для прохождения Stormblood.
Но хочу сразу предупредить всех желающих погрузиться в мир игры. Поскольку в Final Fantasy 14 заметен упор на сюжетную составляющую, всем новичкам, которые хотят начать знакомство с миром именно с Stormblood, придётся перед этим пройти около 50 часов игры. Их, конечно, можно пропустить, благо, Square Enix предлагает такую опцию, но пропуск этот обойдётся примерно в 50 долларов, и вы упустите эпизоды, благодаря которым персонажи (вроде той же Лайс) выглядят настолько убедительными. Тем не менее, Final Fantasy 14 – это эпическое путешествие, окунуться в которое я советую всем, кто готов потратить 50 часов на то, чтобы войти в курс дела.
Таким образом, все недочёты Stormblood меркнут в свете его достоинств. Если вы не большой фанат Final Fantasy 14, то расширение вряд ли изменит ваше мнение об игре. Но если вам нравится этот вымышленный мир и населяющие его персонажи, то Stormblood станет для вас настоящим откровением.