Inmates начинается с отлично поставленной сцены сна, которая совершенно не влияет на историю и далее никак не упоминается. После этого протагонист по имени Джонатан просыпается в тюрьме, не имея ни малейшего представления о том, как он в неё попал. Он быстро сталкивается с ужасной правдой: он оказался в видеоигре с кучей длинных коридоров и без кнопки бега.
Сложно не критиковать игру, которая почти не делает попыток быть интересной. Конечно, здесь можно найти алфавит убийцы Зодиака, отсылки к массовому суициду членов культа Heaven’s Gate и демонологии, но всё это никак не раскрывается. Inmates – это очередной хоррор с уймой цитат из Библии о надвигающемся конце света, однако даже это клише не работает на сюжет. История Джонатана вовсе не связана с религией, равно как и мотивы его врагов.
Однако в Inmates есть одна важная отсылка: головы практически каждого героя постоянно трясутся, что нагоняет жути и явно указывает на источник вдохновения – ленту «Лестница Иакова». К слову, это самый страшный элемент игры, что сильно огорчает.
Потребуется около 15 минут, чтобы понять, что тюрьма – это часть подсознания Джонатана, и что мужчина, притворяющийся его доктором, а также призрачный охранник тюрьмы, тоже призваны олицетворять части его внутреннего Я. Подобную концепцию использовали уже сотни раз в более удачных фильмах и играх, приправляя её разнообразием и интригой, чего отчаянно не хватает Inmates.
Большую часть игры нам предстоит бродить по скучной тюрьме разума Джонатана, решая простые задачи и слушая голос его «лечащего врача», выдающий миссии вроде «найди ключи» или «отправься в соседнюю камеру».
Я не силён в головоломках, однако задачи Inmates не вызывали у меня никаких проблем. В одной из них я оказался в комнате без гравитации. Посреди комнаты находилась дверь, а за ней – четыре рычага. От меня требовалось лишь запомнить символы на двери, а затем передвинуть каждый рычаг, чтобы появились нужные знаки. И всё, дверь открылась. Это была самая сложная головоломка в игре, и только потому, что я не сразу заметил эти рычаги.
Дизайн уровней никак не мотивирует исследовать их. Перед нами один тюремный блок с заключёнными и большие тюремные ворота, и открыть можно либо ключами, спрятанными где-нибудь на уровне, либо после заскриптованной сценки. Геймплей выглядит следующим образом: бродим по уровню, открываем дверь камеры, читаем записку внутри, выходим, двигаемся дальше и открываем очередную камеру. И так до тех пор, пока не обойдём весь блок. Время от времени нас радуют обязательными для жанра клише вроде надписей «Дом, милый дом» на стенах или внезапно запирающихся дверей камер (для того, чтобы открыть их, достаточно решить одну из простых задач, коих в Inmates в избытке).
Inmates с радостью выдаёт игрокам спички, которые оказываются бесполезными чуть более, чем полностью. Например, в той же Amnesia, на которую Inmates всеми силами старается походить, источник света был способом сохранить здравый рассудок, а потому спички были важной частью геймплея. В Inmates же они не играют никак роли – более того, свет от них так сильно бьёт в глаза, что вы вряд ли захотите использовать их.
Механики управления в Inmates выглядят слабо. Отсутствие кнопки бега меркнет в свете более серьёзной проблемы: отсутствие интересных столкновений. Джонатан просто бродит по одной локации, решая задачи. Жуткий Рой, одна из личностей самого Джонатана, время от времени разбавляет эту рутину, напоминая нам, что мы всё-таки играем в хоррор. Джонатан искренне боится Роя, однако для игроков появление Роя говорит о том, что впереди долгожданное продвижение сюжета. Inmates почти нечего предложить игроку – у неё нет ни глубокого сюжета, ни впечатляющих элементов управления. Я прошёл игру, получив все достижения, за один полуторачасовой присест.
В графическом плане игра выглядит достойно – в конце концов, она сделана на движке Unreal 4 – и за те 90 минут, что я потратил на её прохождение, я не заметил ни багов, ни вылетов. Отметить стоит разве что небольшие подвисания. Да и меню с настройками не помешало бы сделать более функциональным. В настройках графики Inmates можно типичные варианты (низкие, средние, высокие), а также настроить вертикальную синхронизацию, яркость и размытие. На этом список заканчивается. Быть может, игра и позволяет как-то сменить разрешение экрана, но я этой опции не нашёл. Изменить значение клавиш тоже нельзя, зато можно инвертировать движения мыши и поколдовать над её чувствительность.
Главный недостаток Inmates – это невероятная скучность всего происходящего. Вместо того, чтобы по-новому взглянуть на потрёпанные временем клише о диссоциативном расстройстве идентичности, Inmates прилежно повторяет всё, что уже было сказано до неё. Отсылки, которые, по задумке авторов, видимо, должны были пугать, воспринимаются совершенно без эмоций. Пугать или удивлять у Inmates получается крайне редко.