В Lost Sphear все основано на заполнении пробелов. В первые минуты я играю за Канату, молодого мечника, который по возвращению с рыбалки обнаруживает, что его деревня и прилегающая сельская местность были стерты с лица земли. Не уничтожены в полном смысле этого слова, как вы могли бы подумать – это как если бы кто-то прошелся ластиком по файлу из Photoshop и оставил позади непроницаемое белое вещество, напоминающее искрящуюся зубную пасту.
Каната и я, однако, научились собирать воспоминания и собирать их в своих карманах (Это JRPG: старайтесь не задумываться о таком). Мы поднимаем горстку ослепительно сияющих воспоминаний ввысь, и город опять растворяется в пустоте, словно нас отбросило к предыдущему сохранению.
Круто, конечно, но я хочу узнать больше об этой тайне. Вознеслись ли жители деревни на более высокий уровень существования? Они умерли, и я вернул их к жизни? Быть может, то, что вызвало беспокойство у горожан, на самом деле – всего лишь огромное облако пердежа? Сюда можно было столько всего вложить, но вложили только упущенные возможности рассказать интересную историю.
Весь Lost Sphear ощущается таким. Square Enix создали Tokyo RPG Factory именно ради удовлетворения предполагаемого спроса на новые 2D JRPG в стиле Chrono Triggers и игр серии Final Fantasy прошлых десятилетий, и первые плоды этих усилий достигли кульминации в нагнетающей атмосферу, но ничем не выдающейся игре 2016 года I Am Setsuna.
Сила I Am Setsuna заключалась не только в использовании простой ностальгии, но и в артистизме, раскрытом при помощи заснеженной эстетики и завораживающего фортепианного саундтрека. Несмотря на недостатки и затянутость, графический минимализм создавал впечатление интерактивного хокку. Lost Sphear не хватает этой силы. Он более нацелен на визуальное разнообразие, в отличие от однообразных снежных полей I Am Setsuna, но его пустые прерии не нагнетают, а вызывают скуку.
Lost Sphear – это ностальгия и ничего больше. Его ингредиенты – активные битвы, архетипы персонажей JRPG и 2D-спрайты – смешаны вместе с предсказуемым сюжетом, как будто этого достаточно, чтобы приготовить блюдо, которое мы будем с наслаждением поглощать. Но где же специи? Где душа?
Она явно заложена не в сюжете. Мне нравится идея восстановления мира с помощью воспоминаний, но сама история настолько переполнена клишированными JRPG-персонажами, вроде хмурого беловолосого зануды, что она становится похожей на пародию. Некоторые из персонажей откровенно противны, например, вооруженный арбалетом Локк и его склонность к жалобам на отсутствие еды, в то время как вокруг него исчезает целый мир.
Даже в собирании воспоминаний нет изюминки. Lost Sphear частично оригинален, например, в те моменты, когда я создавал воспоминания, выделяя ключевые слова в разговорах, но большую часть времени я попросту находил воспоминания в ящиках или среди кустов. С таким же успехом я мог бы собирать ягоды в Скайриме. В остальных аспектах здесь мало оригинальности, кроме возможности открыть через воспоминания «артефакты» на карте мира, которые предоставляют бонусы, такие как видимость полосок здоровья у врагов или увеличение скорости ходьбы.
Все это утомило бы меня до такой степени, что я бы вышел из игры, если бы не приличная боевая система. Она опирается на систему сражения с периодами активности из Chrono Trigger (и I Am Setsuna), но отличается тем, что позволяет персонажам менять положение на экране каждый ход ради более выгодной позиции. Некоторые из персонажей, которых я мог бы включить в команду из четырех человек, намного лучше подходят для боя, такие как Ван и его способность поражать сразу пять врагов своими волшебными лучами. Другие едва ли могут уничтожить одного, что сделало их бесполезными в последние несколько часов Lost Sphear.
Различные специальные способности могут быть куплены и экипированы на каждого персонажа, а импульсный датчик усложняет игру, награждая персонажей ускорениями за своевременные нажатия на кнопки. Все это вместе составляет действительно захватывающие моменты Lost Sphear, и мне нравится процесс принятия решения, каких персонажей и какие способности выбрать – он напоминает мне о подборе игровой колоды. Это побудило меня задуматься, так как Lost Sphear любит без подготовки бросать тебя в толпу сильных врагов с высокой выживаемостью, которые не прощают ошибок.
Для игры, которая, похоже, намерена вобрать в себе все особенности классических JRPG, вероятно, неудивительно, что здесь есть и мехи. К сожалению, они едва ли более эффективны в бою, чем обычные атаки, и у них ограниченный запас зарядов, который быстро истощается.
Как и мой интерес к этой игре. Lost Sphear пытается заполнить нишу на нынешнем игровом рынке в качестве японской RPG в старом стиле, но в лучшем случае он заполняет 20 или около того часов вашего свободного времени. Lost Sphear не совсем ужасен, но это время может быть потрачено куда эффективнее и дешевле, чем за 50 долларов. Вместо RPG, которая едва ли напоминает мне о Chrono Trigger (и так и не объясняет, что это за чертова «Сфера»), я предпочел бы ремейк на ПК самого Chrono Trigger.