Игра, созданная “командой мечты” из Хиронобу Сакагути, Юдзи Хории и Акиры Ториямы в сотрудничестве с такими великими именами, как Масато Като, Кадзухико Аоки, Ясунори Мицуда и Нобуо Уэмацу, стала своего рода “идеальным штормом”, который может больше никогда не повториться, даже учитывая слияние Square и Enix. Великолепный баланс, разветвленные побочные квесты, множество концовок и уникальный геймплей выдержали испытание временем и позволяют игре оставаться одним из наиболее любимых примеров классики в истории индустрии.
Пожалуй, одной из самых сильных сторон Chrono Trigger является огромная глубина и вовлеченность в сюжетный конфликт буквально каждого персонажа игры. И хотя любой из этих персонажей заслуживает более подробного разбора, один из них всегда был вечным любимчиком фанатов: благородный земноводный рыцарь Фрог. Но в своей истории он не одинок, главным образом благодаря своей вовлеченности в одну из наиболее продолжительных тем игры.
Зная, как эта история завершается, совершенно невозможно обсуждать Фрога самого по себе из-за его сильной связи с одним из антагонистов, темным волшебником Магусом. Фрог и Магус были задуманы как противодействующие силы, отражающие друг друга, что сильно связало их сюжетные линии. Поэтому вполне логично подробно рассмотреть их обоих, чтобы показать великолепное переплетение двух образов в эпичной истории, написанной Хории.
Впервые мы встречаем обоих персонажей в средневековой эпохе игры. Фрог – антропоморфный рыцарь, помогающиу отряду в спасении Марл, которую по ошибки принимают за Королеву Лин из прошлого. Магус, в свою очередь, Повелитель Демонов, возглавляющий группу мистиков, которая воюет с людьми из средних веков и похищает персонажа игрока Марл, когда вы впервые попадаете в эту эпоху.
Истории Фрога и Магуса тесно переплетены и постепенно раскрываются по ходу игры, а оба персонажа здорово дополняют друг друга по принципу контраста. По своим ролям в игре они кажутся совершенно противоположными. Фрог соответствует архетипу “воина” – это один из самых физически сильных членов отряда. Магус, наоборот, главным образом пользуется магией и обладает уникальными теневыми способностями и разнообразными техническими умениями, что позволяет классифицировать его как типичного “черного мага”, характерного для многих ролевых игр.
Но главным образом мотивацию обоих персонажей на протяжении игры определяют не их классы и внешность, а взаимоотношения друг с другом. Когда-то Фрог был молодым сквайром по имени Гленн, который постоянно сомневался в своих боевых способностях и имел склонность отказываться от насилия. Его лучшим другом и учителем был рыцарь по имени Сайрус, великолепный фехтовальщик, с которым он подружился еще в детстве.
Вместе Сайрус и Гленн прошли через множество приключений. Они сражались с монстрами и вернули амулет героя, забрав его у Лягушачьего Короля. Также Сайрус использовал волшебную силу сущностей, известных как Маса и Мун, чтобы создать меч Масамунэ, могущественный артефакт, которым он планировал воспользоваться для победы над новой угрозой своей эпохи, Повелителем Демонов Магусом.
К сожалению, в бою с Магусом Сайрус был убит. Гленн, в ужасе от смерти своего друга и наставника от магии, игнорирует призыв Сайруса убегать. Магус превращает его в Лягушку и сбрасывает со скалы в реку. С этого момента Гленн, теперь известный как Фрог (Лягушка), объявляет персональную войну Магусу и его приспешникам, чтобы отомстить за Сайруса, не зная страха.
У Магуса, напротив, гораздо более туманная предыстория. Когда-то он был принцем Янусом, рожденным за 12 тысяч лет до нашей эры в Королевстве Зиль, выдающимся волшебником. Его единственными близкими людьми были мать и сестра. Янус любил свою сестру, Шалу, но был обижен на мать, которую считал отстраненной от своих детей.
Оказалось, что эта отстраненность была связана главным образом с окончательными плпнами Королевы Зиль: запустить Машину Маммоны. Эта машина – один из важнейших элементов сюжета. Она была создана для сбора энергии инопланетного паразита под названием Лавос, который потерпел на планете крушение в доисторические времена. Королева Зиль становится одержима контролем над Машиной Маммоны, подвергнув опасности Януса и Шалу, но Машина наносит ответный удар, отправляя Януса, Шалу, Королеву и трех гуру – Мельхиора, Гаспара и Бальтазара – к самому Лавосу, который разбрасывает их по различным эпохам и уничтожает королевство.
Янус попадает в Средние Века, где встречает Мистиков. Их предводитель, Оззи, видит его потенциал волшебника, обучает его, и Янус становится могущественным магом и лидером Мистиков. Он сменяет имя на Магус и становится все более озлобленным на силу Лавоса. Одержимый судьбой своей сестры Шалы, Магус решает отомстить Лавосу, используя свое новое положение для победы над паразитом любой ценой.
В сущности, обоими персонажами движет желание мести. Через это желание их действия фактически отражают друг друга, и у этого есть как хорошие, так и плохие проявления. Начатая Магусом в средние века война, которая вызвала реакцию Сайруса, была частью его личной мести Лавосу. В своем противостоянии Магус использует подход в духе Макиавелли. Война с Королевой Лин нужна лишь для накопления силы, которая повысит шансы выжить в борьбе с паразитом. Преследуя свои желания, Магус становится одержимым и жестоким, творит злодеяния и даже время от времени мешает команде Хроно, которая встает на пути его планов.
Фрог, напротив, представлен как благородный персонаж. Он свято предан чести и справедливости, но сильно сомневается в собственных способностях. Главным образом это связано с его чувствами по поводу смерти Сайруса. Фрог думает, что именно он оставил своего друга в руках Магуса, и эта мысль движет его личной местью. Во многом его персонаж – мученик-одиночка, намеренно отталкивающий людей, которых он мог бы назвать союзниками, из страха потерять их в бою против Магуса.
Фактически мотивация Фрога такая же, как у Магуса, но средства исполнения мести у них отличаются. Хотя в ряде моментов Фрог становится к Магусу очень близок. Один из квестов игры связан с восстановлением меча Масамунэ, единственного оружия, с которым можно победить Магуса в бою. Так как сила меча доступна лишь его истинному владельцу, Фрогу, команда пытается убедить Фрога присоединиться к их усилиям и остановить Магуса. Сначала Фрог соглашается неохотно, продолжая сомневаться в своих силах.
Но когда игрок возвращается к секретному месту, гда Магус планирует призвать Лавоса, Фрог, бравируя и размахивая своим мечом, клянется убить Магуса во имя Сайруса и себя самого, а также носить Масамунэ с истинной доблестью. Затем он берет меч и разрубает пополам целую гору, раскрывая вход в логово Магуса. Это один из самых культовых моментов игры.
Настоящее испытание связано со “смертью” заглавного персонажа Хроно. Это один из самых напряженных моментов игры – Лавос убивает Хроно в эпоху древнего королевства, после того как Магус попытался вмешаться в первоначальный призыв существа Машиной Маммоны. Выживших спасает Шала, из последних сил отправляя Магуса, Фрога и остальную команду сквозь время и давая им шанс уничтожить Лавоса раз и навсегда.
Магус, подавленный крушением своих иллюзий после неудавшейся попытки убить Лавоса, снова сталкивается с командой. Он насмехается над ними за их ошибки и смерть Хроно, и партия может сразиться с ним в бою или оставить в живыых. Если в команде есть Фрог, сцена получает новое измерение – игрок может выбрать провести дуэль Магуса с одним Фрогом или помочь Фрогу осознать, что его месть бессмысленна.
Канонический вариант – Фрог и партия оставляют Магуса в живых, что вполне обоснованно, так как логически завершает рост Фрога как персонажа. Магус уже был сложным и мстительным из-за своих желаний, и в нем эта черта никогда не изменится. Его стремление найти Шалу просто пожирает его, и даже в лучшей концовке игры это единственное, что ему нужно после победы над Лавосом. Для Фрога выбор отпустить Магуса демонстрирует развитие его характера: ему удается не стать отражением Магуса и не позволить мести поглотить себя полностью.
Магус показывает некоторое сочувствие, даже если в финальном бою Фрог с ним сражается. Именно он дает команде информацию, необходимую для оживления Хроно, а если Магус попадает в партию сам, мы узнаем больше о мистиках из средневековой эпохи. Магус все равно остается одиночкой, холодным и бесстрастным по сравнению с остальной партией, но здесь дело снова в подходе в духе Макиавелли.
Он объединяет усилия с врагами, понимая, что это лучшая возможность победить Лавоса. Именно поэтому он присоединяется к команде. В конечном итоге Магус не может найти настоящего избавления, в отличие от Фрога. Уже слишком поздно.
Его одержимость иногда переходит все грани разумного. В версии Chrono Trigger для DS был добавлен новый контент – секретный босс Пожиратель Снов, в котором Магус видит свое будущее после убийства Лавоса. Магус сражается с версией себя, но узнает, что Шала была поглощена Пожирателем Снов независимо от того, что случилось.
После сражения Шала предупреждает альтернативного Магуса, что ее спасти невозможно, и просто желает ему лучшей жизни, но Магус отказывается, уничтожив свою собственную память об этом. Так мы видим, насколько низко Магус пал – одержимость поглотила его, заставляя совершать злодеяния и отбрасывать других ради достижения собственных целей. Магусу можно сочувствовать как персонажу, презираемому за злодейство, но вызывающему жалость других персонажей и игрока своими ошибками и оправданиями.
Именно таким в Chrono Trigger мог бы стать Фрог. В нескольких концовках Chrono Trigger представлены различные возможности развязки игры, в зависимости от того, в какой части сюжета вы убили Лавоса. Одна из наиболее выдающизся альтернативных концовок довольно мрачная. В ней Фрог атакует большой замок, населенный мистиками, пробивая себе путь к Магусу в подготовке к последнему поединку. Здесь он полностью поглощен своей местью, и эта концовка показывает, насколько далеко может зайти его персонаж. Победитель остается неизвестным – мы видим только темный силуэт в плаще на фоне освещенного луной темного неба.
Оба персонажа представляют собой стандартные архетипы, широко представленные в искусстве – олицетворяющих добро и зло соперников с личной мотивацией, идущих по похожему пути. Хрестоматийное определение антагонистов. Конечно, это клише, но оно реализовано просто великолепно благодаря сильному сценарию Хории и его команды. Фрог становится культовым благодаря пути избавления после трагедии, а Магус вызывает сострадание, как обреченный быть злодеем.
Продуманный сценарий дарит Фрогу и Магусу тесно переплетенные истории и судьбы, а игрокам – сильную дополнительную сюжетную линию в игре, где и без того уже прекрасный сюжет.
Что касается Chrono Trigger вообще, то Фрог и Магус – лишь один из примеров сложных взаимоотношений в игре. От отношений Хроно и Марл до печали трех пророков, эта игра просто наполнена интересными персонажами и отличными сюжетами, которые до сих пор позволяют считать ее одной из лучших игр всех времен. История Фрога и Магуса, пожалуй, самая сложная, но она наиболее ярко характеризует уровень сценария и глубину персонажей игры.