С окончания эпохи расцвета beat’em up сайд-скроллеров прошло более двух десятилетий, но это ничуть не смутило французскую студию Le Cartel, взявшую на себя, казалось бы, непосильную задачу по возрождению жанра. Итоговый результат, получивший название Mother Russia Bleeds, был издан Developer Digital, и во всей своей неприукрашенной жестокости и кровавости демонстрирует не те аспекты жанра, которые разработчики игр упустили или не имели возможности реализовать двадцать лет назад, а, скорее, служит горьким напоминанием, почему жанр в своё время потерял популярность.
Игроку предстоит взять на себя роль одного из четырех доступных на выбор отбросов советского общества 80-ых, борющегося за выживание в подпольных боях без правил. Во время очередной драки, отряд повстанческих войск усыпляет газом и похищает главного героя ради участия в нечеловеческих лабораторных экспериментах в качестве подопытного. Вкалываемый учеными препарат вызывает жуткие галлюцинации, вызывающие у персонажа приступы рвоты, которая оказывается каплей зелёного в море красного цвета, ведь события очень быстро принимают весьма кровавый оборот.
Трупы, усеивающие пройденный путь главного героя, остаются лежать там, где они упали, не растворяясь в воздухе, как в большинстве игр сходного жанра. Но практически во всём остальном, Mother Russia Bleeds выполнена словно по золотому стандарту классического beat’em up. Крушить черепа врагов игроку придётся либо руками Сергея, не имеющего ни каких-либо слабых, ни сильных сторон; либо Наташи, ловкой, но хрупкой, как и все женские персонажи подобных игр; либо медлительного амбала Ивана; либо Бориса, недалеко ушедшего от Сергея в своей посредственности, но потерявшего немного скорости в обмен на дополнительную мощь ударов (к слову, он выглядит как Тревор из GTA V, когда тот выходит из себя). Набор доступных в игре приёмов стандартный: хук, кик, захват, всё это комбинируется с прыжками или уворотами.
К примеру, одновременное нажатие на клавишу удара ногой и прыжка приведёт к атаке в подкате. С поверженных врагов можно снимать разрушаемое оружие вроде ножей, бит, однозарядных ружей или револьверов. Ничего необычного. Впрочем, на одном из последних уровней можно разбить пару лиц, взяв в руки бесхозный потрёпанный аккордеон.
Некоторое разнообразие в боевую систему вносит Некро, наркотик, на который главного героя подсаживают в лаборатории. Его можно использовать для восстановления запаса здоровья, а также для вызова состояния бешенства при передозировке, что не только делает атаки более мощными, но также открывает парочку зубодробительных фаталити, от которых геймпад начинает вибрировать в руках, а игровая камера берет более крупный план изощрённого убийства. Когда запасы Некро подходят к концу, их всегда можно пополнить, собрав немного вещества с бьющихся в конвульсиях трупов врагов, а в случае хорошего настроения наркотиком даже можно поделиться с союзниками.
Кровавый маршрут игры проходит по восьми протяжённым уровням, и пиксель-арт игры достоверно передаёт как грязь и разложение отвратительных мест обитания бедняков и бездомных, так и всю мерзость жиреющих от излишеств богачей. Каждый из уровней заканчивается схваткой с боссом, различающихся по тактике ведения боя. К примеру, одного босса необходимо вовремя сбросить под молотилки неумолимо надвигающегося комбайна, при этом сохраняя нужную дистанцию от обоих источников опасности; а другого постоянно слепить световыми гранатами, не давая пользоваться прибором ночного виденья, и таким образом подвести его под колёса поезда, время от времени проезжающего по локации.
Здешняя система очков поощряет креативные и изощрённые убийства, а также удачно проведённые серии атак, но иногда игра своей сложностью вынуждает прибегать к более простым и эффективным тактикам, игнорируя всякие зрелищные приёмчики и прочие излишества. Подкат очень эффективен против большинства типов врагов – он позволяет повалить их на землю и быстро добить парой ударов.
Другой эффективной тактикой является постепенное отступление и расталкивание врагов ударами коленом в прыжке. Правда, при таком подходе есть риск вытолкнуть врагов за пределы экрана, откуда те из них, что обладают дальней атакой, смогут стрелять в персонажа, при этом оставаясь вне досягаемости (впрочем, иногда такое происходит и без участия игрока). Но даже лучшие представители золотой эры сайд-скроллер beat’em-up игр грешили наличием подобных значительно упрощающих игру тактик.
Mother Russia Bleeds не скупится на чекпоинты – правда, некоторые из них сохраняют игру прямо перед сюжетными вставками (которые можно пропустить) и прелюдиями к дракам с боссами (которые пропустить нельзя). Что иногда просто выводит из себя, учитывая протяженность боев. Чрезмерное количество врагов убивает темп игры, затягивая даже довольно удачные и неординарные эпизоды вроде защиты парня в садо-мазо костюме от толпы головорезов в масках или охраны рации с целью не дать охранникам вызвать подкрепление.
Вместе игра проходится веселее, а если у вас под рукой не нашлось друга с геймпадом, то на помощь всегда придёт ИИ-бот. К сожалению, они временами бывают до комического неуклюжи и часто бросают себе под ноги гранаты, а также наотрез отказываются лечиться, даже если их запас Некро полон. Иногда боты способны в одиночку убивать боссов, даже после смерти живого игрока, а на следующем уровне компьютерного компаньона снова придётся воскрешать 5 раз подряд. В общем и целом, стабильность работы ботов в игре оставляет желать лучшего.
Примерно на половине игры, геймлей превращается в довольно унылую гриндилку, ведь на убийство даже рядовых врагов уходит слишком много времени – они всё продолжают вставать! Конечно, повалив их на землю, ничто не мешает закончить дело парой добивающих ударов, но дело в том, что ближе к концу игры их понадобится не менее 20.
Если в Mother Russia Bleeds и заложен какой-то посыл, то разработчики не вложили в игру достаточной глубины для его раскрытия. Она недостаточно остроумна, чтобы счесть её за сатиру, а насквозь пропитанные нецензурщиной диалоги не делают их более аутентичными и соответствующими духу игры, а, скорее, напоминают речь матерящегося подростка, желающего шокировать своих родителей. Жестокость в игре слишком мультяшна, и не вызывает ни должного отвращения, ни ощущения греющей душу халтурности боевичков из 80-ых. Возможно, монотонность игрового процесса призвана обратить внимание на то, как даже самые чудовищные и жестокие действия воспринимаются в видеоиграх как рутина и данность, но это немного не вяжется с отсутствием души во всех прочих аспектах дизайна и сюжета.
Возможно, это что-то говорит о падении уровня чувствительности общества, ведь никого теперь не удивишь предоставляемой в игре возможностью оторвать голову человеку, а затем забит ею насмерть какого-то торчка. По прохождению этой небольшой, но переполненной насилия игры в голову лезут довольно гнетущие мысли. В этом ей стоит отдать должное.