Если говорить о стереотипных иконах жанра ужасов, вампиров определенно можно считать одним из его столпов. От книг до фильмов и сериалов мы видим представление вампиров как трагичных, дьявольских, инфантильных и даже искрящихся созданий, в зависимости от интерпретации. Поэтому вампиры в большей степени, чем любые другие монстры из хорроров, сформировали в реальном мире своего рода субкультуру. Естественно, вампиры в видеоиграх не стали исключением – в роли злодеев и даже героев они широко представлены во многих хоррорах на протяжении вот уже нескольких поколений.
Конечно, все знают серию Castlevania, которая сама по себе давно стала классикой видеоигр. Она прославилась богатым лором и целым рядом персонажей, обсуждать которых можно очень долго. Но так как данная рубрика касается менее известных игр, Castlevania для нее, пожалуй, слишком популярна. К счастью, есть огромное множество других связанных с вампирами игр, достойных упоминания, в частности, Nosferatu для Super Nintendo.
Nosferatu – эксклюзив SNES, разработанный корпорацией SETA (Super Entertainment and Total Amusement), основанной в октябре 1985 года. Эта компания была одним из первых издателей игр для консоли Nintendo NES. Ее игры были главным образом японскими эксклюзивами, хотя в те времена некоторые из них вышли и в Северной Америке, но с разными издателями, например, 8 Eyes и The Adventures of Tom Sawyer. Среди других игр SETA можно назвать Chopper Attack для Nintendo 64 и культовый хит Project Sylpheed для Xbox 360.
Если не брать спортивных симуляторов и игровых автоматов, большая часть игр SETA вышла очень небольшим тиражом. Nosferatu – один из таких примеров. Она вышла в 1994 году в Японии, а годом спустя – в США, и осталась практически незамеченной. Возможно, это главным образом связано с поздним выходом игры на Super Nintendo – до запуска Nintendo 64 оставалось меньше года. Кроме того, Nosferatu сильно отличалась от консольных платформеров тех лет. Вместо плавной спрайтовой анимации игра попыталась реализовать более кинематографичное качество в духе Prince of Persia, что для Super Nintendo было редкостью.
Кинематографичные платформеры, пытающиеся при помощи анимации создать реализм, можно выделить в отдельный поджанр. Во многих играх, например, Prince of Persia, для максимального приближения движений спрайтов к человеческим использовался метод ротоскопирования – покадровой ручной обработки изображений. Из-за этого возможности главных героев были серьезно ограничены – по сравнению с типичными платформерами они часто были более медленными и менее атлетичными.
Поэтому бег, прыжки и другие маневры в лучшем случае были сложными, а в худшем – невозможными. Несмотря на сложности подобного выбора, многие наиболее известные платформеры в мире в изрядной степени кинематографичны – например, Another World, первые две части Oddworld, а из более недавнего – Limbo.
В результате обычно получаются игры, очень сложные в управлении, но великолепные на вид. И Nosferatu – не исключение. Благодаря более “реалистичному” в некоторых отношениях подходу игра чуть более серьезно по сравнению с тогдашними стандартами раскрывает свою тему, полагаясь на полностью анимированных персонажей, а также платформинг и бой в стиле Prince of Persia. Вы играете за человека по имени Кайл, который ради спасения своей девушки от вампира Носферату отправляется в его замок и пробивает себе дорогу через полчища демонов и монстров.
Сюжет довольно простой, но во всем остальном Nosferatu с лихвой это компенсирует. С самого первого экрана заметно, как SETA пыталась сделать игру более прямолинейной. Один только вступительный ролик по меркам Super Nintendo можно считать достижением, и по сравнению с большинством подобных игр он гораздо более мрачный и тревожный. Даже по сравнению с Castlevania игре удается создать гораздо более жуткое настроение благодаря графике и визуальному представлению записки из вступления. Музыка, написанная Масано Акахори, способна вселить ощущение дурного предчувствия еще до того, как вы вообще начнете играть.
Если в Nosferatu и есть что-то, выполненное идеально, так это создание атмосферы. Музыка здесь часто мрачная и ненавязчивая, без ярких трелей, характерных для платформеров на SNES. Графика прекрасно анимирована, гораздо мрачнее и реалистичнее в плане представления. Здесь есть тайные двери, откуда твари могут просто выползать и нападать на вас. Вам предстоит обойти множество платформ и ловушек, часто с риском для здоровья. Даже фоновые изображения наполнены мелкими деталями, которые вносят свой вклад в атмосферу. Лишь статичные экраны некоторых сражений с боссами временами смотрятся чужеродно.
Но хотя игра и выглядит здорово, ее геймплей временами подводит. В нее не то чтобы тяжело научиться играть, но для привыкания к управлению и физике требуется определенное время. Жанр кинематографичного платформера предполагает серьезно ограниченные возможности вашего персонажа в плане сражений и прыжков, поэтому игрок как-то должен это компенсировать. Бездумные прыжки и падение с карнизов могут привести к верной смерти, а Кайл на протяжении всей игры безоружен, так что игроку потребуется научиться пользоваться комбо-атаками, особенно при сражении с врагами, расположенными выше или ниже вас.
Из-за этого бой здесь – скорее упражнение в стратегии, чем в агрессии. Благодаря медленному темпу он уникален по сравнению с другими платформерами, и судорожное нажатие на кнопки в бою с некоторыми врагами не даст ничего. Координация и правильный выбор момента, даже для комбо-атак – вот ключ к победе над монстрами голыми руками, а отсутствие паролей и системы сохранений придавало игроку дополнительный стимул быть осторожным, чтобы не умереть. Из-за этого победа была, пожалуй, более сладкой – вы преодолевали все тяготы как обычный человек, а не как обученный охотник на вампиров. Подобный сюжетный ход часто встречается и в современных хоррорах, например, серии Silent Hill и Amnesia: The Dark Descent.
Возможно, по сравнению с большинством хоррор-игр Nosferatu не будет самой страшной. Говоря откровенно, к числу лучших игр в истории она тоже не относится. Кроме того, по сравнению с другими платформерами она просто преступно короткая – умелый игрок может пройти ее меньше, чем за час, если знает нужный маршрут по лабиринту замка или хорошо владеет управлением. Но несмотря на все недостатки игры, Nosferatu – еще один прекрасный пример полноценного раскрытия собственного стиля геймплея, отличающийся от стереотипных платформеров тех времен, подобно Another World и Fade to Black в середине 1990-х
Поэтому SETA стоит по крайней мере отметить за то, что она подарила нам уникальный платформер хоррор-тематики. В отличие от многих других игр Nosferatu частично выделяется кинематографичностью, но главным образом – серьезным подходом к теме. Вряд ли она покажется игрокам страшной, но не потому, что не пытается – в создании атмосферы игра на высоте. В этом плане она, пожалуй, даже превосходит такие игры, как Castlevania, хотя здесь можно поспорить.
Как бы то ни было, Nosferatu за свои достижения заслуживает мгновения славы, пусть и краткого. Компании SETA больше нет – в 2009 году она была закрыта, поэтому мы еще не скоро увидим такие уникальные игры, а со временем вся ее коллекция, в том числе и Nosferatu, понемногу будет предана забвению. Но благодаря кинематографичности, более медленной боевке и прекрасному представлению Nosferatu определенно заслуживает того, чтобы ее помнили, выделяясь среди других хорроров для SNES как совершенно уникальное произведение.