Если говорить о стереотипных иконах жанра ужасов, вампиров определенно можно считать одним из его столпов. От книг до фильмов и сериалов мы видим представление вампиров как трагичных, дьявольских, инфантильных и даже искрящихся созданий, в зависимости от интерпретации. Поэтому вампиры в большей степени, чем любые другие монстры из хорроров, сформировали в реальном мире своего рода субкультуру. Естественно, вампиры в видеоиграх не стали исключением – в роли злодеев и даже героев они широко представлены во многих хоррорах на протяжении вот уже нескольких поколений.Конечно, все знают серию Castlevania, которая сама по себе давно стала классикой видеоигр. Она прославилась богатым лором и целым рядом персонажей, обсуждать которых можно очень долго. Но так как данная рубрика касается менее известных игр, Castlevania для нее, пожалуй, слишком популярна. К счастью, есть огромное множество других связанных с вампирами игр, достойных упоминания, в частности, Nosferatu для Super Nintendo.Nosferatu – эксклюзив SNES, разработанный корпорацией SETA (Super Entertainment and Total Amusement), основанной в октябре 1985 года. Эта компания была одним из первых издателей игр для консоли Nintendo NES. Ее игры были главным образом японскими эксклюзивами, хотя в те времена некоторые из них вышли и в Северной Америке, но с разными издателями, например, 8 Eyes и The Adventures of Tom Sawyer. Среди других игр SETA можно назвать Chopper Attack для Nintendo 64 и культовый хит Project Sylpheed для Xbox 360.Если не брать спортивных симуляторов и игровых автоматов, большая часть игр SETA вышла очень небольшим тиражом. Nosferatu – один из таких примеров. Она вышла в 1994 году в Японии, а годом спустя – в США, и осталась практически незамеченной. Возможно, это главным образом связано с поздним выходом игры на Super Nintendo – до запуска Nintendo 64 оставалось меньше года. Кроме того, Nosferatu сильно отличалась от консольных платформеров тех лет. Вместо плавной спрайтовой анимации игра попыталась реализовать более кинематографичное качество в духе Prince of Persia, что для Super Nintendo было редкостью.Кинематографичные платформеры, пытающиеся при помощи анимации создать реализм, можно выделить в отдельный поджанр. Во многих играх, например, Prince of Persia, для максимального приближения движений спрайтов к человеческим использовался метод ротоскопирования – покадровой ручной обработки изображений. Из-за этого возможности главных героев были серьезно ограничены – по сравнению с типичными платформерами они часто были более медленными и менее атлетичными.Поэтому бег, прыжки и другие маневры в лучшем случае были сложными, а в худшем – невозможными. Несмотря на сложности подобного выбора, многие наиболее известные платформеры в мире в изрядной степени кинематографичны – например, Another World, первые две части Oddworld, а из более недавнего – Limbo.В результате обычно получаются игры, очень сложные в управлении, но великолепные на вид. И Nosferatu – не исключение. Благодаря более “реалистичному” в некоторых отношениях подходу игра чуть более серьезно по сравнению с тогдашними стандартами раскрывает свою тему, полагаясь на полностью анимированных персонажей, а также платформинг и бой в стиле Prince of Persia. Вы играете за человека по имени Кайл, который ради спасения своей девушки от вампира Носферату отправляется в его замок и пробивает себе дорогу через полчища демонов и монстров.Сюжет довольно простой, но во всем остальном Nosferatu с лихвой это компенсирует. С самого первого экрана заметно, как SETA пыталась сделать игру более прямолинейной. Один только вступительный ролик по меркам Super Nintendo можно считать достижением, и по сравнению с большинством подобных игр он гораздо более мрачный и тревожный. Даже по сравнению с Castlevania игре удается создать гораздо более жуткое настроение благодаря графике и визуальному представлению записки из вступления. Музыка, написанная Масано Акахори, способна вселить ощущение дурного предчувствия еще до того, как вы вообще начнете играть.Если в Nosferatu и есть что-то, выполненное идеально, так это создание атмосферы. Музыка здесь часто мрачная и ненавязчивая, без ярких трелей, характерных для платформеров на SNES. Графика прекрасно анимирована, гораздо мрачнее и реалистичнее в плане представления. Здесь есть тайные двери, откуда твари могут просто выползать и нападать на вас. Вам предстоит обойти множество платформ и ловушек, часто с риском для здоровья. Даже фоновые изображения наполнены мелкими деталями, которые вносят свой вклад в атмосферу. Лишь статичные экраны некоторых сражений с боссами временами смотрятся чужеродно.Но хотя игра и выглядит здорово, ее геймплей временами подводит. В нее не то чтобы тяжело научиться играть, но для привыкания к управлению и физике требуется определенное время. Жанр кинематографичного платформера предполагает серьезно ограниченные возможности вашего персонажа в плане сражений и прыжков, поэтому игрок как-то должен это компенсировать. Бездумные прыжки и падение с карнизов могут привести к верной смерти, а Кайл на протяжении всей игры безоружен, так что игроку потребуется научиться пользоваться комбо-атаками, особенно при сражении с врагами, расположенными выше или ниже вас.Из-за этого бой здесь – скорее упражнение в стратегии, чем в агрессии. Благодаря медленному темпу он уникален по сравнению с другими платформерами, и судорожное нажатие на кнопки в бою с некоторыми врагами не даст ничего. Координация и правильный выбор момента, даже для комбо-атак – вот ключ к победе над монстрами голыми руками, а отсутствие паролей и системы сохранений придавало игроку дополнительный стимул быть осторожным, чтобы не умереть. Из-за этого победа была, пожалуй, более сладкой – вы преодолевали все тяготы как обычный человек, а не как обученный охотник на вампиров. Подобный сюжетный ход часто встречается и в современных хоррорах, например, серии Silent Hill и Amnesia: The Dark Descent.Возможно, по сравнению с большинством хоррор-игр Nosferatu не будет самой страшной. Говоря откровенно, к числу лучших игр в истории она тоже не относится. Кроме того, по сравнению с другими платформерами она просто преступно короткая – умелый игрок может пройти ее меньше, чем за час, если знает нужный маршрут по лабиринту замка или хорошо владеет управлением. Но несмотря на все недостатки игры, Nosferatu – еще один прекрасный пример полноценного раскрытия собственного стиля геймплея, отличающийся от стереотипных платформеров тех времен, подобно Another World и Fade to Black в середине 1990-хПоэтому SETA стоит по крайней мере отметить за то, что она подарила нам уникальный платформер хоррор-тематики. В отличие от многих других игр Nosferatu частично выделяется кинематографичностью, но главным образом – серьезным подходом к теме. Вряд ли она покажется игрокам страшной, но не потому, что не пытается – в создании атмосферы игра на высоте. В этом плане она, пожалуй, даже превосходит такие игры, как Castlevania, хотя здесь можно поспорить.Как бы то ни было, Nosferatu за свои достижения заслуживает мгновения славы, пусть и краткого. Компании SETA больше нет – в 2009 году она была закрыта, поэтому мы еще не скоро увидим такие уникальные игры, а со временем вся ее коллекция, в том числе и Nosferatu, понемногу будет предана забвению. Но благодаря кинематографичности, более медленной боевке и прекрасному представлению Nosferatu определенно заслуживает того, чтобы ее помнили, выделяясь среди других хорроров для SNES как совершенно уникальное произведение.