В 2015 году при помощи 70,000 человек, поддержавших проект на Kickstarter, game-dev компания Obsidian собрала лучшие части самых любимых геймерами CRPG вроде Baldur’s Gate и Planetscape. Torment – это глубокая боевая система, развесистые древа диалогов, взрывной сюжет.
Pillars of Eternity хоть и позаимствовала лучшее от флагманов жанра, но она также добавила свои собственные штрихи при помощи сеттинга, столь хорошо реализованного и наполненного своей историей, из-за чего начинает казаться, что игра поставлена на какой-то старой, забытой серии фэнтези.
В этот раз Obsidian переносит нас в другой край этого невероятного мира – в опасный и экзотический архипелаг Дэдфайер – гряду островов, тянущуюся далеко на восток от относительно зелёного и прекрасного Дирвуда.
Вы – Хранитель, герой, проклятый (или благословенный, зависит от мнения) способностью видеть души мёртвых людей и говорить с ними. После событий первой игры вы решили повесить оружие на стену, начать жить спокойной жизнью, поселившись в крепости Каэд Нуа.
Но внезапно огромный колосс из кристаллов, удачно закопанный прямо под замком, одержимый богом Эотасом, решает вырваться из земли, сжечь ваш дом и оставить вас умирать. Благодаря зловещему благодетелю вы выживаете, после чего узнаёте, что колосс отправился на архипелаг Дэдфайер. И вы отправляетесь в погоню за ним на своём собственном корабле, «Дерзком», который наполнит сюжет игры постоянным действием.
Если вы не играли в первую часть Pillars of Eternity, не нужно судорожно копаться в интернете в поисках её сюжета, сиквел не только аккуратно и лаконично перескажет события оригинала во вступлении, но также позволит вам создать историю своего персонажа, вместо загруженного сохранения из первой части игры.
Огромное число выборов и решений немного пугает, но для подобного случая Obsidian предусмотрели вариант выбора уже готовой истории для персонажа. Это поможет вам сразу определить, будет ваш герой добряком, тираном или же чем-то средним. Можно даже выбрать историю, в которой каждый ваш спутник убит, а каждый квест выполнен с самым ужасным возможным концом. И вы поймёте, когда ваша история, созданная или импортированная из первой части, повлияет на вторую через особые реплики персонажа в диалогах.
Игравшим в игры жанра CRPG основы покажутся знакомыми. Передвижение осуществляется при помощи нажатия в нужное место на изометрической карте, вы общаетесь с людьми вокруг, сражаетесь с монстрами и выносите всё ценное из подземелий. Города, городки, храмы и глубокие джунгли по всей территории игрового мира заполнены долгими квестами с закрученными сюжетами, интересными персонажами и морально трудными ситуациями.
Ваша жизнь будет смешана с жизнью множества людей, живущих на Дэдфайере, от пиратов и священников до контрабандистов и королев. Повышайте уровень, открывайте новые способности и заклинания, собирайте свою собственную группу и находите магические артефакты с названиями, навевающими воспоминания.
Всем, игравшим в RPG на Infinity Engine, выпущенные до дебюта серии Pillars of Eternity, будь то Divinity 2, Tyranny, Tides of Numenera, они создадут тёплые ностальгические чувства.
Но особенностью, выделяющей сиквел среди других CRPG, является фокус игрового процесса на мореплавании. Для путешествий между островами невероятных размеров архипелага не обойтись без корабля. А для управления кораблём нужна команда. И в ней, а именно в снабжении их ресурсами и заключается главный аспект морского управления.
Набор команды происходит в тавернах, также в неё могут вступить разные люди, встреченные вами по мере прохождения игры. От качества и количества воды и еды в трюмах вашего корабля зависит моральное настроение и качество работы команды в море. Снабжайте их лишь сухарями и водой, и однажды на корабле поднимется бунт. Наделите их ромом и свежими фруктами (которые гораздо дороже), и ни у кого из них не поднимется вопрос о ваших управленческих способностях.
Также вам придётся справляться с другими проблемами вроде: пиратов, лечения ран экипажа и разборок между его членами. Это добавляет яркости чувству реального путешествия, что случается не часто в подобных играх. Проблема в том, что мореплавание здесь не очень реалистично. Вы передвигаетесь в мире неподвижности, просто кликая мышкой. У меня никогда не возникало впечатления, что я действительно нахожусь у штурвала настоящего корабля, сражающегося со стихией. Постоянно пополнять трюмы и поддерживать настроение команды вскоре наскучит, скоро это превращается в рутину, и начинает казаться, что эти элементы мореплавания слегка бесполезны.
Морское сражение реализовано немного лучше. Оно пошаговое, и для него используется отдельный экран с отдельным интерфейсом. Небольшой круг показывает, куда ваш и вражеский корабли направлены, и вы командуете экипажем через выбор действий через меню.
Вы можете изменить направление движения корабля, ускориться для приближения к врагу, замедлиться для увеличения расстояния или открыть огонь. Каждый вид пушек эффективен на определённом расстоянии от врага, а потому следить за позиционированием корабля жизненно необходимо. Показаны также расстояние до корабля врага и его состояние, что позволяет быстро оценить ход битвы. Команда в течение битвы может получить урон, а потеря рулевого или командующего пушечным огнём может сказаться на эффективности ваших боевых способностей.
«Дерзкий» может быть улучшен – новый корпус, крепкие паруса и мощные пушки увеличат вероятность пережить подобные схватки. Также вы можете купить совершенно новый корабль, если у вас накопилась пара тысяч лишних медяков, но больший корабль требует большего экипажа, а тех, в свою очередь, нужно обеспечить большим количеством припасов, выпивкой и большей зарплатой, так что подобная покупка требует еще больших затрат.
Если же вам не особо нравится торговаться с капитанами других судов за пушечные ядра, вы можете просто брать вражеские корабли на абордаж, разогнавшись в них на полной скорости.
В этом случае механика сражения станет такой же, как и на суше, и вы, прыгнув на чужой корабль, как классический Голливудский головорез, начнёте сражение с командой этого корабля. После победы в такой битве ваша команда получает бонус к морали, и вы можете вытащить из-под обломков припасы и выбрать, разделить ли деньги с их продажи или присвоить.
Пришвартуйте «Дерзкого» на одном из множества разбросанных по архипелагу островов, и в паруса игры ударит мощный поток ветра. Когда игра возвращается в старый добрый поток обычных RPG, прекрасно видно старание разработчиков Obsidian и их полную отдачу делу.
Сеттинг Дирвуда действительно хорошо поставлен, пропитан местной культурой и историей, но архипелаг Дэдфайер гораздо более загадочен и великолепен. На островах будто спрятан целый маленький мир – мир странных ритуалов и обрядов, управляющих водой священников, древних морских драконов и веков завоеваний и разделений.
И я обожал впитывать всё это через разговоры, книги и надписи вокруг меня, жаждая узнать всё об этом до абсурда богатом сеттинге. Но такое количество информации может ошеломлять и отталкивать поначалу, особенно, если вы не играли в первую часть.
Дэдфайер – более раскрепощённое, дикое место в сравнении с Дирвудом, наполненный разбросанными по всей площади островками, не обозначенными на карте, нетронутыми цивилизацией и пиратами, патрулирующими морские пути. Но вы прибываете сюда во время перемен, когда сторонние фракции прибывают в архипелаг, желая использовать местные земли в своих целях.
Как и некоторые из лучших фэнтези, игра отражает нашу историю, и очевидно, что суматоха на Дэдфайре походит на времена колонизации Тихого океана. На островах базируется местная племенная фракция Гуана, традиции и обычаи которых подвергаются опасности со стороны прибывших из большого мира торговых компаний вроде Валлийской. И как Хранитель, вы можете выбрать, кого хотите поддерживать – если вы вообще хотите.
Вы просто можете пообщаться со слоняющемся по таверне НИПом, а затем вы уже сражаетесь с культом в затопленной пирамиде.
Не весь Дэдфайер состоит из отдалённых деревушек и торговых постов. Его крупнейший город, Некетака, сильно напоминает город Аскатла из Baldur’s Gate II или Torment’s Sigil:огромный город, распластавшийся на огромном участке суши, делится на уникальные районы, полные квестов, слухов и разговоров. Город является замечательной иллюстрацией того, как Obsidian любят щедро наполнять бэкграунд своих проектов мелочами, будь то, опять же, диалоги жителей города, его запутанная архитектура, отражающие обычаи и культурные мелочи региона.
К тому же, сиквел на голову опережает свой первоисточник в плане освещения в реальном времени и сильного улучшения качества 3D моделей персонажей, что позволяет чувствовать окружающий мир более натуральным, живым. Пускай всё ещё заметны некоторые определённые черты Infinity Engine, но всё же окружение выглядит гораздо более натуральным и утончённым.
Хоть вашей главной целью на протяжении всей игры является охота на Эотас, сиквел позволяет вам протаптывать свой собственный путь через архипелаг. С момента конца пролога вы полностью свободны, открытый мир почти полностью в вашем распоряжении, как и бесконечное множество квестов, беспорядочно разбросанных по всему игровому миру.
Даже через десятки игр мой журнал заданий был полон. Это игра, где, просто пообщавшись со случайным НИПом, который слонялся в местной таверне, вы оказываетесь в гуще сражения со злым культом внутри древней затопленной пирамиды на отдаленном необитаемом острове. Есть, конечно, квесты с более низкими ставками, вроде помощи директору театра найти актёров для выступления или помощи пирату, проглотившему в панике драгоценный камень, … достать его. Вариантов квестов в игре множество, как великих свершений, так и грязной работы.
И, разумеется, при выполнении квестов вы в большинстве случаев будете вынуждены сражаться с местными опасностями. Для этого в игре используется классическая система стратегий в реальном времени с автоматической паузой в определённых моментах.
Ваше влияние на бой зависит от вашего решения. Вы можете полностью отдать бразды командования компьютерному интеллекту, и он решит, каким образом будут действовать ваши бойцы. Или же вы можете сами контролировать ход битвы, уделяя внимания каждому вздоху членов вашей маленькой армии. На более сложных уровнях последний вид ведения боя необходим.
Игра довольно сложная, и вам нужно будет использовать весь арсенал баффов, дебаффов, заклинаний и видов атак, чтобы переживать любые нападения мощных врагов. Но если вы здесь ради сюжета, то можете снизить сложность игры и проходить любые сражения без особых трудностей. Подобная свобода изменения особенностей игры стандартна для множества RPG.
Но здесь она на этом не заканчивается. Вы можете настроить особенности автопаузы, выбрать события, активирующие её – от начала битвы до столкновения с ловушкой, что полезно, если вам не особо нравится спотыкаться о чужие растяжки и мины.
Вы можете увеличить радиус обыска поверженных врагов, дабы не бегать к каждому мертвецу вокруг. Позволение Obsidian игроку настроить игру под себя является исключительным, и сиквел лучше всего это реализовывает. А геймеры с некоторыми мазохистскими сторонами характера будут рады тому, что вернулся Путь Проклятого – экстремальный уровень сложности с умными, гораздо более агрессивными врагами, брошенными на вашу великую долю.
В игру возвращаются множество персонажей из первой части, включая спокойного бывшего фермера, ставшего солдатом Эдра, покорного долгу мага-эльфа Элота и богоподобного паладина Паллегины, но и новых персонажей для совместного путешествия в игре достаточно.
Майя Руа – рейнджер омауа, превосходный стрелок из ружья, путешествующая с хищной птицей с красной полоской по кличке Ишиза. Ксоти – священник, поклоняющийся Гауну, аспекту Эотаса, использующая странную магическую лампу для поимки блуждающих душ. Текху – морской преподобный бард. Серафен – жуткий, мудрый моряк, преданный пиратской фракции Principi Cen Patrena, один из моих любимчиков.
Они по-своему довольно интересны, и наблюдать, как их отношения с Хранителем и меж друг другом развиваются со временем, довольно занимательно. И да, теперь с некоторыми членами вашей команды можно завести интрижку, если они плавают на вашем галеоне.
У каждого из персонажей есть свои взгляды на мир, а потому некоторые ваши действия могут повлиять на их отношение к вам. Для Ксоти, например, не будет особо приятно, если вы покажете какие-то антирелигиозные взгляды. А если вы сделаете неприятный выпад в сторону Prncipi Sen Patrena, Серафен это обязательно отметит.
В листе вашего персонажа можно отследить, кто и как к вам относится, так же как и ваш характер, который формируется через общение с людьми и выбор решения проблем. Сомневающийся, рациональный, пылкий, агрессивный, дипломатичный – лишь несколько путей развития персонажа, открытых для выбора, и от них будет зависеть отношение людей вокруг к вам.
Тем самым игра открывает атмосферу ролевой игры еще глубже, позволяя создать персонажа с тонкой индивидуальностью, для которого будут открыты и закрыты определённые двери в диалогах и отношениях с персонажами.
По мере исследования архипелага вы будете находить бездомных животных, которых можно приручить, и они будут давать полезные бонусы вашей команде, если будут в ней. В своих путешествиях я нашёл Шанси, карликовую свинью, которая давала бонус к ловкости; Каза, щенка Сиба-Ину, с бонусом к скрытности и выживанию, и кота Питера, который давал ауру, увеличивающую урон от способностей на 15%.
После того, как Серафен присоединится к вашей команде, он откроет местоположение лидера пиратов, в убийстве которого вы будете заинтересованы. Он спрятался в форту Дэдлайт, и в этом месте происходят события одного из интереснейших квестов игры.
Можно просто пробиться силой внутрь форта, но пройти скрытно и влиться в пиратский коллектив будет гораздо интересней. Разговаривая с местными обитателями, можно узнать, что ваша цель собой представляет, в чём ее слабости, её постоянные заботы, и внезапно ощутить себя наёмным убийцей.
Путей убить его множество, и форт полон различными подземными тоннелями, секретными проходами и НИПами. Квест гениально проработан, но не настолько, насколько бы хотелось. Когда стражники заметят вашу хитрость, они используют горн для поднятия тревоги в форте, и я попытался украсть у них этот горн, дабы они не смогли этого сделать. Но каждый раз из ниоткуда появлялся новый, и они снова поднимали тревогу. Не считая этой, других проблем у квеста нет.
Pillars of Eternity II – это еще одна хорошая RPG от Obsidian, отлично показывающая сноровку студии в постройке новых миров, написании хороших историй и разработок различных квестов. Огромная, глубокая, многословная CRPG в классической обработке, но наполненная множеством новых идей. Единственная вещь, не впечатлившая меня в ней, это мореплавание, которое будто готовилось на коленках перед самым дедлайном, если сравнивать с остальной игрой. Но если вы зашли в игру за страницами гениальных, хорошо поданных диалогов и огромным миром для исследования, то архипелаг Дэдфайер даст вам это, и еще больше.
Мы более испорчены вариативностью других RPG, похожих на Pillars, чем в 2015, потому сиквел не сильно отличается от первой части. Но это лишь часть от того факта, что сиквел – еще одна прекрасная игра от лучшей game-dev студии в своём жанре, предоставляющая часы качественной ролевой игры.