Вроде бы кажется очевидным, почему ремейк Secret of Mana может быть отличной идеей. Игру уже можно назвать классикой, хоть она и не заслуживает этого в полной мере: последняя версия для SNES Classic Mini кроме того, что помогла заново прочувствовать фантастический дух и приятный саундтрек, открыла игрокам глаза на огромное количество недостатков игры.
Ремейк даёт истории второй шанс показать новым пользователям багаж своих багов. Это даже увлекательно, понимать, что разработчики не только нагло не исправили практически ни один недочёт, но даже сделали шаг вперёд, добавив ещё несколько в новую игру. Графика, звук и даже управление игрой никуда не годятся, весь ремейк представляет собой настоящее разочарование.
С самого включения это выглядит как халтура. Сюжет прежний: лохматый главный герой Рэнди вместе с раздражительной девушкой Прим и жизнерадостным эльфом Попои должны вернуть энергию волшебному мечу и помешать империи восстановить мощный военный корабль. Но теперь эпизоды полностью озвучены и анимированы, что не может не раздражать.
Реплики колеблются межу чересчур глубокими и до удивления простыми, а рты героев не двигаются, будто у каждого из них талант чревовещания. Теряется весь шарм оригинальной истории, а скетчи на точках отдыха быстро приводят в уныние своей бессмысленностью, так что вы обрадуетесь возможности пропускать каждую строку.
И это одна из наименьших проблем ремейка. В начале 90х сражения в Secret of Mana были одним из движущих моментов игры – смесь неожиданных нападений, как в Zelda, с тактическими схемами настольных ролевых игр. Но только в Secret of Mana все было намного глубже, так как противники становились сильнее; больше нельзя было полагаться на беспорядочные выстрелы, приходилось погружаться в меню, чтоб добавить себе возможностей или совершать направленные атаки огня или воздуха, как только раздобудете книгу заклинаний.
И конечно, можно было «подобрать» парочку друзей, чтобы начать совместную кампанию на троих. Большая часть из этого осталась и в ремейке – функция игры втроём спасает – но управлять стало гораздо более неловко.
Для новичков возможность целиться во всех направлениях делает выстрелы гораздо менее точными чем раньше. Вы будете гораздо чаще промахиваться из оружия дальнего действия, и даже уколам меча или копья доверять полностью нельзя, так как вы не выстроились как положено. И так как противники теперь тоже могут атаковать в любом направлении, уворачиваться от них станет целой наукой.
Secret of Mana – все еще по большей части простая игра, если не считать эпизоды, когда сложность резко возрастает: например, на любом уровне, где оппоненты используют баллистические снаряды, ваших товарищей быстро сметает с поля боя, что вынуждает вас тратиться на дополнительные жизни. Безнадежно отстающий искусственный интеллект и навигация ваших сокомандников мало чем помогают – проблема конечно не нова, но раздражает еще больше с введением боевого челленджа.
Ситуация накаляется, когда на сцену выходит магия. Окружающее персонажа волшебное меню и в оригинальной версии было едва ли понятным и не имело нормальных инструкций, но со временем к нему можно было привыкнуть. Теперь же, вместо того, чтобы окружить игрового персонажа, меню раскидывается на весь экран. И единственным индикатором, о меню какого персонажа идёт речь, является цвет курсора – что, очевидно, представляет проблему в пылу боя.
И что поражает еще больше, так это отсутствие памяти заклинаний, так что чтобы несколько раз произнести одно и то же заклятие, нужно снова и снова проходить через одну и ту же канитель, вместо того, чтобы нажать несколько клавиш. Конечно, можно добавить два оружия или заклинания на панель быстрого доступа, но имея такой богатый выбор кнопок, такое ограничение кажется крайне ничтожным. Все это может показаться придирками, но эти недостатки являются признаками недостаточного внимания к игрокам со стороны разработчиков, которое перешло из оригинальной версии в ремейк.
Это распространяется и на визуальные эффекты. Объемные модели выглядят неплохо, но они слишком пресные, вследствие чего теряется харизма персонажей оригинальной 2D версии. Во время битвы не появляется ощущение настоящих тычков и уколов: персонажам не хватает энергии, физически они почти не взаимодействуют. Вся эта идея вообще выглядит небрежно.
Персонажи часто находят друг на друга, что выглядит невероятно дёшево в 3D игре, особенно во время совещаний внутри команды, что неизбежно приводит к тому, что трио сливается в одного персонажа. И лучше даже не вспоминать про обновлённый саундтрек – ограничимся тем, что вас порадует возможность сменить эти вызывающие головные боли резкие звуки на оригинальную музыку.
Это ощущение беспорядка отражается и в наборе больших и маленьких глюков. Два самых больших, на которые я напоролся, полностью испортили мне игру. В первом случае Рэнди ни с того ни с сего начал парить над землёй в Лесу Призраков – это продолжалось до тех пор, пока я не добрался до точки сражения, где теперь Попои и Прим никак не сопротивлялись нападениям противников, вынуждая меня перезапустить игру. Во втором случае, Рэнди потерял все свои очки здоровья, но остался жив, и хоть бессмертие это всегда отлично, я не мог открыть ни одно меню.
Это все делает и так вялые первые уровни Mana просто невыносимыми. Разработчики не предприняли ничего, чтобы избавить нас от повторений и полетов туда-обратно между одними и теми же точками, медленно раскидывая заклятия и тренируясь пользоваться оружием. К середине истории становится получше, когда игрок уже привыкает к ритму мира, карта немного открывается, хотя все еще сложно представить, что много кто зайдёт так далеко.
Короче говоря, сложно представить, для коого выходит этот ремейк. Игра вряд ли понравится тем, кто влюблён в оригинальную версию и ждёт путешествия по рекам ностальгии, так как в обновлении потеряна большая часть очарования SNES, и её совершенно нечем заменить. А те, кто никогда не играл в Mana, и вовсе не поймут, что в ней такого замечательного. Самое лучшее, что я могу сказать о ремейке, так это то, что по сравнению с ним оригинальная версия выглядит шедевром. Но кажется мне, что цель разработчиков была не в этом.