Steel Division попросту поражает тем, как она совмещает в себе сложности игры Второй Мировой одновременно с микроменеджментом стратегии. Действие обстоит в разрушенных городах, “аду”, Нормандии. Именно поэтому я кричал от страха, когда мой грузовик со взрывчаткой не успевал добраться к артиллерии. Я охрип, но нисколько не сожалею об этом.
Серия Wargame всегда задаёт планку, и Steel Division – такая же часть в этом плане, как и другие игры, отличающаяся лишь названием. Это, конечно же, отлично и в свою очередь означает огромные, интересные для тактики карты, удивительное количество историчных юнитов, восозданных с невероятной точностью, и баталиями, которые настолько же поражающие, сколь и бросающие вызов. Отличает игру от предшественников больший фокус на маленькой территории и временном периоде.
Приближенно рассматривая отдельную часть войны, создатели уделили больше внимания войскам и технике в битве. Каждый юнит теперь испытывает стресс. Например, когда солдат подстрелен или оказывается близко к взрыву, он перестаёт слушать приказы. Однако он может принять приказ к отступлению в безопасность. Машины же могут под давлением начать двигаться обратно, отступая. В баталиях придётся учесть это: контроль территории и отталкивание противника важны.
Эти моменты разрушают старую систему битв в стратегиях, систему камня, ножниц и бумаги. Конечно, она в некоторой степени присутствует и здесь, но усложняется в разы благодаря тактике устрашения и шока. Неважно, какие юниты вы выставили на поле, они все спятят, лишь услышав грохот взрывов. Таким образом, могут получиться отличные битвы, где, например, слабая пехота может выиграть благодаря устрашающему, приводящему в панику танковому обстрелу из засады.
Расстроить может лишь игра в кошки-мышки во время погони за отступающими войсками противника. Однако без этого вы не можете быть уверены, что враг не вернётся дать сдачи. Это даже своего рода урок: не дайте прибитому к точке врагу бежать, он ещё может быть взят в плен. Этому также учит и кампания, призывая вас украсть грузовики с припасами, оставляя врагов без патронов.
Кампания очень хороша в обучении азам, но в остальном она разочаровывает. Она попросту скучна. Игры серии Wargame всегда были такими, но в то же время сохраняли динамику боя, например, в “эволюционирующей” карте кампании. Но не Steel Division: Normandy 44. В стратегии представлены 12 линейных миссий с невероятно простыми целями. Захватить город. Взять мост. Победить очередную волну врагов. Кампания заставляет играть в одном стиле, ограничиваться. В то время как в свободной игре или в мультиплеере вы получаете настоящий контроль над войсками и ощущение боя.
Представлены 6 разных стран, раздённые на 18 дивизий поровну между Союзниками и Осью. Каждая предлагает разный выбор юнитов: от 101-ого авиационного элитного подразделения до СС-овских Panzer’ов.
Вместо простого выбора дивизии вы сами создаёте собственное боевое подразделение, выбирая из огромной колоды. Очень полезно в образовании сильного войска для помощи союзникам. Сперва выбор может показаться очень тяжёлым: три Panzer’а IV или Tiger E Wittman. Фазы тоже должны быть учтены при игре. Каждый матч делится на три фазы по 10 минут, и некоторые юниты могут быть применены лишь в фазе B или C. Поэтому предпочтительнее в фазу A отправлять разведку, инвестируя во что-нибудь потяжелее для финального наступления.
Знание юнитов и тактик Второй Мировой может очень пригодится. Опыт тоже, потому простые кооперативные миссии лишними не окажутся. Поневоле начинаешь ценить мириаду сложностей, предлагаемых игрой. Большинство юнитов могут переносить более одного оружия, и каждое из них может быть отключено в целях экономии боеприпасов или фокуса на определённом противнике. Танки же представляют в игре сложные системы; броня, орудия и даже люди внутри могут быть повреждены, понижая эффективность машины.
Потому игра попросту великолепна в мультиплеере. Имея команду под боком, вы можете уделять больше внимания артиллерии или броне, отдельным юнитам. Разделив точки атаки, каждый игрок сможет фокусироваться на небольшом кусочке территории, а не огромной карте. Так легче вести бой и захватывать объекты.
Бои включают в себя одну из двух целей: контроль всей территории или уничтожение всех юнитов. Отличий от кампании немного, однако даётся намного больше свободы для достижения этих и заданных игроками целей. В один момент вы можете пытаться освободить ферму от немцев под артиллерийским прикрытием товарища. В следующий – завоёвывать превосходство в небе, выигрывая для союзника дорогу к цели.
Самые захватывающие матчи – “10 на 10”, но для отдыха от хаоса и глобальных действий “2 на 2” может оказаться подходящим местом. Так легче поддерживать коммуникацию, строить планы. Создаётся ощущение, что вы вносите большой вклад в матч. Также в режиме “2 на 2” вы можете помочь союзнику, в “10 на 10” вы, вероятно, даже не сможете подобраться к товарищу через всю карту.
Steel Division стоит того, чтобы изучить игровые моменты. В игре смешаны боевые действия, перемежающиеся с постоянным напряжением и тактическими загадками, но приходит игра в жизнь тогда, когда вы начинаете строить планы баталий с другими людьми, деля карту, придумывая способы обхитрить противников. Такие ощущения полностью искупают сорванный на грузов голос.