Римский сенат будет оплакивать Крассипа. Они будут гордо говорить о том, как великий генерал бросился к стенам Массалии. Они расскажут о том, как он сжег ворота и захватил центральную площадь, и как дюжина копий Аверни положила конец его выдающемуся командованию итальянским Легионом. Но будут ли они говорить о флоте, находящемся всего в миле отсюда, неподвижно наблюдавшем, как великий человек пркладывает путь в учебники истории? Понимают ли они, что патриот, которого они обожали, был намеренно послан на смерть? Интересно, что бы они сделали, зналя, что судьба Крассипа, всей армии и поселений Рима была возложена не на богов, а на одного бородатого журналиста, передвигающего их как пешки на огромной игровой доске.
Какая это красивая доска – запутанная карикатура на Европу из папье-маше, украшенная достопримечательностями, реками и утрированной топографией. Total War прошла долгий путь от бумажных карт Shogun, оставив ту же форму. Вы должны вести свою избранную страну к славе, управляя городами, ведя дипломатию, планируя шпионаж и перемещая армии, чтобы завоевать новые поселения. Когда ваши армии встречают сопротивление, вы погружаетесь в битву в реальном времени и командуете войсками лично.
В отличие от сфокусированных, более коротких кампаний Napoleon и Shogun 2, Rome 2 возвращает Total War обратно на мировую арену для огромной и разнообразной кампании. Это 272 г. до н.э., девять играбельных наций и десятки других, от Британии до северного края Африки, до Сирии и восточных племен воюющих за территории. Рим настраивает своих подчиненных против кельтских берсерков на Западе. Греция наращивает свои культурные возможности, чтобы заручиться поддержкой на центральных территориях. На востоке Египет порабощает народы своими колесницами и свирепствующими боевыми слонами, Это самая грандиозная и амбициозная стратегия, не в последнюю очередь потому, что «Rome 2» стремится придать пешкам, которыми вы жертвуете, лица, голоса и личности.
Вот почему я почувствовал укол вины за бедного Крассипа. Генералы являются жизненно важными ресурсами в Rome 2. Раньше вы могли собирать крошечные армии из нескольких воин, и лидер был бы выбран из их рядов. Теперь войска не могут двигаться вообще, если у них нет генерала, а количество генералов, которое вы можете иметь, ограничено размером вашей империи. Легионы, которыми они командуют, также состоят из постоянных юнитов, которые со временем могут получить привязку “военная традиция”. Это значительный сдвиг, который влияет на все: от того, как строятся армии, до решений на стратегической карте.
Территории теперь сгруппированы в «провинции», которые могут быть усилены указами по увеличению производства, если вы ими владеете полностью (полезно для быстрой социальной инженерии в условиях нехватки продовольствия). Здания ваших городов теперь имеют эффекты провинций. Постройте высококачественное здание для военной подготовки в Риме, и разблокированные войска, могут быть набраны из любой точки региона Италии. Новые отряды теперь набираются генералами на поле, избавляя их от долгой прогулки от казарм до поля битвы.
Эти изменения призваны уменьшить количество движущихся частей на доске, не уменьшая логистическую сложность Total War. По той же причине фермы, шахты и другие вспомогательные здания теперь находятся в пределах границ города, когда раньше они были разбросаны по всей карте кампании, как крошки для цыплят виде крошечных вражеских отрядов. Ограничение армии и сжатые цели поощряют более великие стратегические жесты. Если в Shogun 2 я мог бы потратить время, используя небольшие силы, чтобы опустошить ресурсы региона, прежде чем снова собирать их для захвата территории, в Rome 2 я соберу огромную армию и направлю ее к дверям их огромного города, а затем будет огромный бой, чтобы решить, за кем она останется.
Армии также более гибки благодаря разнообразным позициям, которые позволяют им очень быстро перемещаться с помощью «форсированного марша», создавать деревянный форпост на месте с «фортификацией» или устроить засаду на стратегической карте. Карта была разработана с учетом этих позиций, поэтому вы можете доминировать в больших регионах, используя умные точки дросселирования. Альянсы сейчас тоже чрезвычайно полезны. Государства-союзники и государства-клиенты (которые будут сидеть тихо и платить вам десятину каждый ход в обмен на свою жизнь) способствуют подсчёту ваших расчетов для условий победы. Вы можете направлять своих активных друзей в нужное место с помощью новой опции дипломатии, вам обозначать поселения, которые вы хотите захватить.
Это отличные изменения по двум причинам. Во-первых, новый интерфейс объединяет все ваши строительные работы в аккуратные рамки, которые позволяют вам точно видеть, что и где нужно обновить. Это делает управление зданиями намного быстрее и проще, чем в предыдущих войнах. Во-вторых, сражения, которые у меня случались в Rome 2, были более масштабными и драматичными, чем любые сражения, в которых я побывал в предыдущей игре Total War, – в любой игре, вообще-то.
Когда встречаются два армейских аватара, они сходятся на карте, и вам предоставляется выбор: автоматически разрешить битву, сражаться или бежать. Если в радиусе действия подкрепления будет другая армия, они присоединятся. Вот так я и взял сорок лучших римских единиц в сражение против объединенных сил Аверни и Гельвети в Галльском форте Бибракте в 190 году до нашей эры. Тысячи погибли под дождем. Кельты напали на мои линии без защиты, и столкнулись с пылающими копьями моего Велитеса, однако дрогнули только тогда, когда столкнулись с ветеранами-легионерами. Римляне, как и в жизни, превосходят их.
Битвы Rone 2 потрясающие. Большое внимание было уделено тому, чтобы сделать войска более отзывчивыми. Если юниты находятся под огнем, они поднимут свои щиты, и входящие снаряды превратят их в деревянных дикобразов. Они разразятся бурным овациями, когда разобьют отряд, и вы увидите бегущих от них врагов. Кинематографическая боевая камера направляет вас прямо в рукопашную схватку, где вы услышите, как люди кричат друг на друга, увидите различия между боем юнитов. Преторианцы используют свои огромные щиты, чтобы тащить варваров назад, где их зарежут поддерживающие ряды.
Атакующие собаки, с ужасающей скоростью врываются в бой и тащат противников вниз, кусая их. Если вы столкнетесь с экзотическим отрядом, который вам нравится, вы сможете набрать их в качестве наемников за высокую стоимость. Наемники – единственные войска, которых вы можете нанять на вражеской территории, но римляне могут построить вспомогательные казармы, которые позволят вам правильно подбирать подразделения других фракций. Это отражает то, как римская армия исторически использовала иностранные войска и поощряла своего рода военный туризм. Я все еще пытаюсь объединить слонов и кельтских стрелков в одну армию.
Поля битвы то же стали лучше. Они сильно различаются в зависимости от погодных условий и местоположения, и улучшены новой системой прямой видимости. Если ваши войска не видят врага, это означает, что каждая возвышенность может скрыть вражеское подразделение, если вы немного не разведаете. Получившаяся игра в угадайку делает бой интереснее и заставляет их протекать быстрее. Новый движок так же учитывает города. Крупные столицы, такие как Рим и Карфаген, имеют свои собственные впечатляющие карты, выполненные по индивидуальному заказу, существуют вариации для наземных и прибрежных городов, которые также полностью различаются по стилю и структуре в зависимости от их культурного происхождения. Кельтские форты представляют собой многоуровневые земляные образования, заключенные в деревянные стены. Римляне предпочитают листы из белого камня и традиционные башенные укрепления. Одно поселение в каждой провинции будет укреплено стенами и потребуется осада для прорыва, что вы можете сделать с помощью оборудования, такого как лестницы и черепахи, построенные в месте осады.
Вспоминая битвы и самые удивительные моменты из пятидесяти с лишним часов, в которые я наиграл до сих пор, легко забыть о расстраивающих элементах «Rome 2», таких как лодки. Морские сражения интересны. Там, где когда-то это было вяло и неточно, сейчас просто неточно, но это только в ближнем бою. Они были разработаны, чтобы играться больше как наземные сражения, и они делают это благодаря штурмовым кораблям, которые должны забивать врагов до смерти или высаживаться на них, для победы в ближнем бою. Есть также корабли поддержки, которые должны плавать очень близко к вражеским лодкам, чтобы бросать в них копья. Морские сражения, как правило, приводят к массивным деревянным толпам и большим крикам.
Однако скорее всего, вы редко будете сражаться в море. ИИ перевозит армии через океан и делает это эффективно, но, похоже, он никогда не совершает набеги на торговые маршруты и не строит особенно большие флоты. Я часто встречал города, окруженные четырьмя или пятью крошечными флотами с одной или двумя лодками, которые ничего не делали. Есть также проблемы с береговой обороной. Впервые в серии наземные и морские сражения могут происходить на одной карте. Лодки, которые переживают морское сражение, могут сбежать на берег и развернуть войска непосредственно в сухопутном бою в сценах, которые были бы необычны, если бы войска всегда могли двигаться, а не стоять как вкопанные. У меня было три основных осадных сражения в прибрежной зоне, в которых мне пришлось откинуться назад, перенести битву вперед и позволить 60-минутному таймеру сработать, чтобы одержать автоматическую победу в обороне против замороженного противника ИИ. Серьезность проблемы, кажется, сильно варьируется в зависимости от карты, на которой вы сражаетесь. Разочаровывает, да, но три инцидента за 50 часов далеко не разрушают игру.
Хуже всего то, что ИИ постоянно склоняется к самоубийственным действиям против городов. Это происходит, когда вы побеждаете фракцию, и все их мини-армии блуждают по карте, бездумно нападая на вас. Вся эта работа, сэкономленная перемещением ресурсов в города, отменяется этим неослабевающим явлением, которое тем хуже, чем больше становится ваша империя. К концу я автоматически разрешал четыре или пять бесполезных атак за ход, и поскольку автоматическое сражение часто не убивает малочисленных юнитов, они продолжают возвращаться. Наряду с чрезвычайно длительным временем загрузки в конце хода (которое длилось более двух минут на моем ПК), это сильно замедляет прогресс.
Это только часть того, почему Rome 2 чувствуется сырым даже по сравнению с Empire. Вы не сможете завершить кампанию в воскресенье днем или в даже за неделю. Исследование такой огромной карты требует времени, и баланса между поддержанием общественного порядка на только что завоеванной территории и началом новых вторжений. Это является постоянной проблемой, которая мешала мне бегать по карте. Управление балансом зданий иногда больше походило на работу администратора, чем на строительство империи, когда я манипулировал несколькими территориями, хотя я обнаружил, что у меня было больше денег, чем я мог потратить, когда накопил достаточно поселений. Это пригодится для задабривания потенциальных союзников.
К сожалению, многообещающая, но непрозрачная система внутренней политики также не работает. Прежде чем взять на себя ответственность за республику, вы должны присоединиться к местной партии. Из трех доступных римских вариантов я взял на себя ответственность за дом Юлии. Каждый генерал, которого вы нанимаете, принадлежит одному из домов Рима, и его мощь, отраженная в двух характеристиках – авторитете и амбициях, способствует влиянию их домов на сенат. Для монархий или племенных обществ ситуация меняется на противоположную – ваш дом начинает с огромного влияния, а другие дома атакуют, когда думают, что вы ослабеваете. Это захватывало изначально. Я с подозрением наблюдал за моими генералами, соответственно продвигал и подбадривал соперников, замышлял, как настоящий римлянин. Вот почему я отправил Крассипа в Массалию, на смерть. Его многочисленные победы принесли ему авторитет Бэтмена, и я начал беспокоиться о его стремлениях.
Мне не нужно было. Влияние вашего дома измеряется поддержкой сената, и мое само по себе накапливалось на протяжении всей игры. В явно случайный момент (для меня 83% поддержки) началась гражданская война, и ведущие генералы других домов взяли свои армии, заняли поселение и пошли в Рим. Гражданская война была интересным испытанием, и после того, как я сокрушил всех сочувствующих сенату, я мог выбрать, оставаться ли республикой или стать полным деспотом в качестве империи, но внутренняя политика, которая вызвала ее, похоже, не требует участия игроков. Я попытался ускорить превращение Рима из республики в империи, предпринимая действия против других домов, но убийство их членов уменьшило мое влияние в сенате, по-видимому, предотвратив его. После многих, многих ходов, способ взаимодействия амбиций, авторитета и влияния остается неясным.