Самое поразительное в игре Virginia – то, как в ней используются искусная анимация, хитрые кинематографические приёмы и волнующая озвучка для того, чтобы рассказать историю без единого диалога. Никто, включая главного героя Анну Тарвер, не произносит ни слова, и при этом персонажи остаются интересными, имеющими глубину и свои недостатки.
Тарвер – агент ФБР, расследующая исчезновение мальчика в сонном провинциальном городке Кингдом, штат Вирджиния. Её напарница, Мария Гальперина, ведёт дело, не зная, что Тарвер была назначена отделом внутренних расследований, чтобы присматривать за ней.
Кабинет Гальпериной находится в закоулках цокольного этажа, что отлично показывает, как игра без слов характеризует персонажей. Становится ясно, что Бюро считает её нарушителем порядка и старается держать подальше от собственных глаз. И если это напоминает вам некое привидение агента ФБР – это не случайно. На настроение и атмосферу игры сильно повлияли сериалы 90-х, такие как «Секретные материалы» и «Твин Пикс»
При первом знакомстве с Тарвер мы видим Гальперину напряженной и взволнованной, словно ей известно, что наша задача – следить за ней. И восхищает то, насколько чётко все это понимается только через язык тела и то, как она смотрит на нас. Лица нарисованы образно, но достаточно выразительно, чтобы передать нюансы эмоций.
История Virginia подаётся через серии коротких кат-сцен, смонтированных через затемнение, что придает игре драматизм. Вот вы просыпаетесь в своей постели, секундой позже вы едете в машине, а затем вы уже перед чьей-то дверью. Все это великолепно смонтировано, и ни одна сцена не злоупотребляет вашим вниманием, хотя иногда создает ощущение некоторой коридорности.
Другие игры, сосредоточенные на рассказе, такие как Firewatch, Gone Home или Dear Esther, хоть и линейные сами по себе, позволяют исследовать и открывать окружающий мир в удобном вам темпе. Но в Virginia вас непрестанно перебрасывает от одного момента к другому, и редко, когда бывает с чем ещё взаимодействовать, кроме единственного предмета, активирующего следующую сцену.
Поначалу я пытался сойти с проторенной дороги всякий раз, когда только было возможно побродить вокруг, высматривая любые дополнительные подробности истории или улики. Казалось, что настолько детально проработанный мир как будто подталкивает меня к этому. Но, за редким исключением, искать было просто нечего, так что я довольно быстро перестал исследовать все подряд.
Такая ограниченность позволяет поддерживать высокий темп игры, но несколько уменьшает вашу роль как игрока. Лично я так и не смог вжиться в роль Анны Тарвер. Это было скорее наблюдение со стороны за её жизнью, нежели участие в ней. Virginia рассказывает историю, полную драматизма, эмоций и разоблачений, но я ни разу не ощутил причастности к этому.
Однако, несмотря на этот недостаток вовлечённости в процесс, изысканное чувство стиля игры поддерживало интерес. Изюминкой выступают сновидения, использующие причудливые образы и сбивчивую подачу для раскрытия внутреннего мира Тарвер. Иногда кажется, что это просто странность ради странности, но каждый раз я с нетерпением ждал следующего сюрреалистического путешествия по её подсознанию.
А ещё в игре просто потрясающий саундтрек. Музыка Линдона Холланда в исполнении Пражского симфонического оркестра роскошна и волнующа, с мрачными и гнетущими нотками, усиливает атмосферу сериалов 90-х. К тому же это важный элемент в восприятии сюжета, заполняющий пустоты от отсутствующих диалогов и создающий эмоциональный фон игры.
Исчезновение мальчика в конечном счёте неважно. На самом деле Virginia – это история об Анне Тарвер и Марии Гальпериной и стечении обстоятельств, которое свело их вместе. Первые сцены заставляют поверить, что мы будем заниматься поиском улик и разгадкой тайны, однако это не совсем так, хоть в игре и присутствует и то, и другое. На самом же деле это изучение персонажа, поданное под видом полицейских процедур.
И пока расследование медленно отходит на второй план, игра теряет фокус. Она становится всё более раздробленной и абстрактной, заполненной символизмом и теряющей связь с реальностью. И хотя и интересный с художественной стороны, последний акт оставляет желать более убедительной или хотя бы более последовательной развязки.
Я не против, когда история остается свободной для интерпретации – на самом деле, если это грамотно сделано, я всегда предпочитаю такой финал однозначно описанному – но здесь я не мог избавиться от ощущения, что заключительные моменты были специально затруднены для понимания. Словно авторы просто пытались сбить вас с толку.
Но на ПК нет ничего похожего на Virginia. Это красиво поданная, невероятно атмосферная и кажущаяся одной из лучших видеоигр за последние годы. Но, возможно, её самое большое достижение как полностью немого повествования в том, что действующие лица как-то интереснее персонажей многих других игр, имеющие тысячи строк диалогов.