Warhammer 40,000: Inquisitor—Martyr, который для краткости я буду называть “Martyr”. Это редкое явление – экшен-RPG во вселенной сорокатысячника. Выглядит это необычно, ведь никто до этого ещё не делал «Warhammer+Diablo», но это как раз то, что и получилось из Martyr.
Во вселенной сорокатысячника Инквизиторы – это тайная полиция, которая разыскивает и это странно делать игру про неё, основываясь на килстриках и луте, а не на тайнах и допросах. Вы выбираете между тремя сортами инквизиторов – крестоносца, псайкера и ассассина, собственно это классические воин, маг и разбойник. И вся эта троица отправляется на гигантский космический корабль-монастырь «Мученик», который захватили демоны и культисты.
Абилки на хотбаре определяются снаряжением, которое надето на персонаже, в точности как в Guild Wars – меняешь оружие, получаешь 4 новых атаки. Есть ещё один слот под способность, которая даётся надетой броней, и ещё одна под всякую экипировку: гранаты/мины/силовые поля/маленькие лазеры. У моего крестоносца был джетпак на его силовой броне и чаще всего в руках был большой топор с несколькими широкими атаками и чарджем. Мой ассассин, тем временем, могла создавать отвлекающие голограммы и была вооружена снайперской винтовкой, которая могла вести как прицельный огонь, так и пускать очередь от бедра, что было полезно при отходах.
Это классно, когда получается нащупать подходящую тебе комбинацию. Но некоторое снаряжение просто мусор. Например, дробовик – это просто лёгкий способ пощекотать несколько человек одновременно. А громовой молот не имеет вращательной атаки, как у Тора, которую вы ожидаете от него. И это проблема, потому что во время миссии невозможно сменить снаряжение. Вы несёте на себе два оружия и можете менять их на Tab (хотя это запускает заново все кулдауны, так что посреди боя так делать не советую), и не важно, что вы только что подобрали из сундука, вы сможете использовать это только в следующей миссии.
Не раз я пробовал новое оружие, понимал, что оно полный мусор, а после был вынужден всю оставшуюся миссию прорываться сквозь толпы врагов с абсолютно неэффективным оружием, отнимающим просто ничтожные крохи от полоски здоровья огромных демонов и дредноутов. И то, что у вас нет никаких скиллов, кроме тех, которые даётся вашим обмундированием, делает ситуацию только хуже.
Да, у вас есть скиллпоинты, которые вы получаете за новый уровень персонажа, но их можно потратить на какой-нибудь мелкий пассивный бонус, типа +1.5% к шансу крита, и лишь с открытием нового снаряжения у вас появляются новые способности. Я потратил много времени, прежде чем подобрал подходящую комбинацию, а когда она устаревала – страдал экспериментируя.
Теперь то, что мне понравилось: у вас есть полная команда поддержки из NPC, которая включает в себя: техно-жреца, который говорит всякие странности, саркастичного торговца-разбойника и ворчливого космодесантника, который очень сильно хочет отправиться в битву (и было бы логично, если бы он так и сделал). Их шутеечки делают эту игру тёмную игру немного светлее, хотя было бы неплохо, если бы они уж договорились о своём жаргоне, а не говорили каждый на своём.
История же выводит вас за пределы «Мученика» и ведёт вас по всему сектору, сталкивая вас с конкурирующими инквизиторами и планетарными восстаниями. Есть множество побочных квестов и прочих вещей, с которыми придётся разбираться, иначе же, даже закончив основную историю, вы упрётесь в стену.
У всего снаряжения есть свой рейтинг мощи, из которого складывается общий рейтинг, показывающий готов персонаж к следующей миссии или нет. Если вы недостаточно сильны, то получаете повышенный урон, а вносите – уменьшенный. Это очень толстый намёк на то, что пора бы уже купить или скрафтить новые имплантаты и оружие.
Если вам кажется неуместным упоминание крафта, то подождите, пока не узнаете, что ещё в этой игре происходит. Есть PvP, кооператив (пусть и только в побочных квестах), все побочные миссии объединены в кампании, называемые тут расследованиями. Так же есть просто челленджевые миссии в которых можно раздобыть различный лут, заработать кредиты, славу и веру.
Сложность и другие аспекты этих миссий можно менять картами таро. Порой появляется Endgame warzon, представляющий собой ограниченное по времени глобальное событие с лутбоксами (хотя и без микротранзакций). Скоро ещё обещают сезонный контент, ощущение, что Martyr хочет быть Diablo 3 или Destiny.
Это много, и если быть честным, то некоторые вещи тут лишние. Время ожидание в мультиплеере делает его бессмысленным, только если вы не играете с друзьями, которым придётся ещё и пройти через весь первый акт, чтобы разблокировать нужные режимы.
На самом деле, вам нужно поиграть аж 10 или 20 часов, чтобы увидеть сомнительную систему моральных выборов, которых за всю игру всего несколько штук, или добраться до момента, когда вам дадут порулить танком или мехом. В некоторых расследованиях мне приходилось принимать решения, которые меняли ход всей миссии, например, нанимать ли хакеров или псиоников, чтобы просканировать улей до того, как в него лезть. Но это было очень редко. Все эти крутые штуки используются и отбрасываются, а чтобы снова за них подержаться придётся продираться скозь тучи скучных и однообразных врагов.
И это расстраивает, так как это сделано действительно хорошо. Есть хорошая система укрытий, и она чувствуется, когда ты сидишь на корточках и выцеливаешь противника, а система прицеливания включает в себя рулетку, которая вращается и выбирает, какая из частей тела противника сейчас получит пулю. Колонны и другие части окружения разлетаются на части от выстрелов болтеров. Он пропатчили джетпаки, и теперь они полный хлам. Всё техноготично, с автоматическими дверями, и даже на вашем личном шкафчике есть лица лоботомизированных преступников или клонов, которые были кибернетизированы и превращены в сервиторов.
В книгах по Warhammer 40К есть цитата: «Вселенная- это большое место, и чтобы не случилось, ты это не пропустишь» это как раз то, о чём Martyr заставляет задуматься. Большая вселенная игры, но интересные и хорошие моменты разбросаны по ней так, что очень легко упустить их из виду.