Радио-хиты, поразившие сильнее, чем можно было ожидать.

Использование в видеоиграх музыки по лицензии – весьма рискованный ход. Песня, написанная для радио или клуба, вовсе не обязательно подойдёт конкретной игре. Результат может быть обескураживающим или даже неуместным.

Но при правильном размещении, в нужный момент или просто во внутриигровое радио, хорошо подобранная лицензированная песня может подчеркнуть атмосферу, дать нужный настрой и раскрыть персонажа, или создать идеальный фон для драматической сцены или разудалого экшена. Бывает, что именно песня вспоминается первой, когда говоришь о какой-то игре. Хорошо это или плохо, решать вам.

Я решил поближе взглянуть на те лицензированные игровые треки, которые часто заедают в голове. К нашему удивлению, нашлось немало отличных (и ужасных) песен, производивших в своё время смешанное впечатление.

Если у вас есть на примете какой-нибудь особенно назойливый игровой трек, не стесняйтесь, пишите его название в комментариях.

Powerman 5000 – When Worlds Collide

Tony Hawk’s Pro Skater 2

Боже правый, быть тринадцатилетним – жуткий отстой. Даже «Tony Hawk’s Pro Skater 2» не особо помогал. В этом возрасте только начинаешь осознавать себя как личность, а эклектичное, почти сатирическое изображение «крутой» культуры ранних нулевых в «THPS2» оказало на меня огромное влияние. Именно из-за этой игры я гонял на борде по выщербленным тротуарам провинциального городка Монтаны.

Да там и лошадь бы убилась, что уж о человеке говорить! Но, невзирая на ужасные условия, наша скейтерская банда умела проложить себе путь, а топливом нам служила музыка. Само собой, что мы стянули все треки из Подростковой Библии («THPS2»), а один из них я вспоминаю до сих пор – «When Worlds Collide» в исполнении «Powerman 5000».

Клип говорит сам за себя, но в «When Worlds Collide» есть всё: шипастые желтые прически, переизбыток «рыбьего глаза», куча кожаных прикидов и всякая демоническая ерунда. Несмотря на отвратительный вокал и гитарную какофонию, трек довольно прилипчивый. И когда я под него крутил 900 или darkslide, я чувствовал себя невероятно крутым. На самом деле я им не был, но в тринадцать лет я считал иначе.

Poets of the Fall – Late Goodbye

Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Я очень трепетно отношусь к двум частям Макса Пейна от Remedy, и особенно душу греет тот факт, что во второй части лейтмотивом всей истории они выбрали лиричный финский рок. На протяжении всей игры можно услышать, как «Late Goodbye» напевает уборщик, как Мона мурлычет песню в душе или гангстер наигрывает на пианино перед тем, как в комнату вламывается Макс, убивая всех до единого.

Ну и, конечно же, трек играет на заключительных титрах. По-настоящему киношное решение, благодаря которому я неосознанно начал испытывать симпатию к «Poets of the Fall», простирая на них свою любовь к играм Remedy. Кто ещё додумался до такого? Предполагалось, что и в «Quantum Break» появится их песня, но помешали контрактные неурядицы.

Солист группы, Марк Сааресто, друг Сэма Лейка из Remedy, поэтому и в «Alan Wake» играет музыка «Поэтов», которые в игре называются «Old Gods of Asgard» («Balance Slays The Demon» – из моих любимых треков). Я считаю их музыку приятно лиричной, что, на мой взгляд, сильно повлияло на восприятие творений студии игроками.

Ministry – Bloodlines

Vampire: The Masquerade – Bloodlines

«Каково это, появиться на свет в мире, где жизнь – преступление?». Не знаю, но я рад, что вы спросили, потому что «Bloodlines», титульный трек к ролевой игре «Vampire: The Masquerade» – та ещё песня. Вообще, весь саундтрек великолепен – Lacuna Coil, Tiamat, Darling Violetta и Chiasm постарались на славу, – но вишенкой на торте стал всё же именно трек «Bloodlines». Технически его нельзя назвать лицензированным, потому что он был написан специально для игры и стоит особняком от остального саундтрека, который как раз используется по лицензии и на слух гораздо готичнее, нежели ревущая индустриальная ярость «Ministry». Но он на отлично справляется со своей работой, заставляя человека трясти головой и прыгать, пока не пойдет кровь из глаз. По мне так всё прекрасно.

Саундтрек к «Bloodlines» сумел повернуть меня лицом к готичному року тогда, когда я считал себя слишком уже старым для подобных вещей. «Bauhaus», «Joy Division», «Gene Loves Jezebel», «Flesh for Lulu»: для меня не было ничего слишком экстремального или чересчур экзотичного (хотя в глубине души я подозревал, что вид человека моего возраста, едущего в солидном американском седане под жуткие завывания «Lecher Bitch», произведёт на соседей моих родителей не лучшее впечатление), но всё это весьма отличалось от моих обычных предпочтений. Один из треков застрял в моей голове на долгие годы.

Ирония в том, что даже восхождение «Ministry» на верхнюю ступень пьедестала игровых саундтреков (и спасибо Activision за этот шаг) не сделало меня поклонником группы. Это не моё. Впрочем, они помогли мне открыть для себя множество других интересных вещей. И каждый раз, когда я слышу этот трек, я сразу же мысленно переношусь на танцпол «Исповеди» или «Лечебницы». Приятное дополнение.

Miami Horror – Sometimes

Grand Theft Auto 5

Величайшее влияние на мои музыкальные вкусы за последние десять лет оказала студия Rockstar Games. Понятное дело, что у издателя были прочные связи в музыкальной индустрии и колоссальный опыт, от малоизвестных и волнующих треков «GTA 3» до подборки из 80-х в «Vice City» и гремящих «HEALTH» в «Max Payne 3». «GTA 5» стала кульминацией всего этого: всеобъемлющая, щедрая подборка музыки, где каждая станция бьёт точно в цель. Rockstar не скупится на лицензирование музыки, и для людей с таким же скудным набором жанров или любимых треков, как я, игра стала настоящей экспозицией прекрасного.

Поначалу моей любимой радиостанцией была Non-Stop Pop, где играет знакомая по хит-парадам юности музыка («The Time is Now» от группы «Moloko» моя любимая). Время шло, и я обратил свой взор в сторону Radio Mirror Park, на которой трек «Simetimes» от австралийской индитроник группы «Miami Horror» стал для меня настоящим открытием.

Он воодушевил меня разыскать их первый альбом, изумительный «Illumination», который разжёг во мне неподдельный интерес ко всему жанру. Второй альбом группы, «All Possible Futures», звучит ещё лучше. Как-будто кто-то бьет прямо по ушам квинтэссенцией лета, что для жителя унылых мест вроде Великобритании является практически лекарством.

HEALTH – Max Payne 3 The Original Sound Track

Max Payne 3

Снова Макс, и тут я слегка шельмую, потому что я уже был большим поклонником лос-анджелесских затейников «HEALTH» до того, как Rockstar объявили об их работе над всем саундтреком третьей части игры. Несмотря на, скажем так, анархическую репутацию группы (чтобы понять, о чем я, достаточно пару дней последить за их твиттером), они к этой работе отнеслись чертовски серьёзно, потратив на неё такое количество времени, что их собственный альбом из-за этого вышел с задержкой. Результат вылился в один из величайших, на мой взгляд, музыкально-игровых кроссоверов.

Сингл вырос из записи, размещенной выше, и он полон узнаваемых басов «HEALTH», долбящих в том же ключе, что и в «USA boys» и «Die Slow». Идеально подходит к шикарным перестрелкам, но несколько хуже к остальным моментам – музыка мрачнее, назойливее и необычно однообразна в сравнении с привычным взрывным творчеством группы. Впечатляет то, как музыка подчеркнула видеоряд. Меланхолические синты и угрожающий ритм ударных идеально подходит к параноидально-наркотическому кошмару Макса в фавеле.

The Cure – Friday I’m In Love

https://www.youtube.com/watch?v=wa2nLEhUcZ0

Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Сколько человек вы убили в Афганистане, чтобы раздобыть кассету Ким Уайлд «Kids In America»? Лично я – троих. В «MGS5» есть немало отличной поп-музыки 80-х, которая может доноситься из вертушки, прилетевшей за вами, или играть фоном во время боя. А ещё можно проигрывать свои файлы, что весьма приятно.

На лучше всего в игре – этот трек за авторством группы «The Cure», о которой я до «MGS5» толком ничего и не слышал, так как их расцвет миновал задолго до того, как я начал интересоваться подобными вещами. Но они нравятся моей маме, а это большое дело.

«Friday I’m In Love» теперь у меня прочно ассоциируется с забегом по пустыне вместе с Д-Догом и снайперами на вышках. «MGS5» подтолкнул меня разыскать альбом «Disintegration», который я должен был признать лучшим образцом электро-рока конца 80-х. Лучше даже, чем «Violator» «Depeche Mode».

Philip Glass – Pruit Igoe

Grand Theft Auto 4

Не стану утверждать, что я слушаю Филипа Гласса для того, чтобы расслабиться. Его музыка, пожалуй, слишком глубока для пары пива и игры «прокатись на другане», но у меня она будет вечно вызывать в памяти узкие улочки и высоченные здания Либерти-сити из «GTA 4», по которым я колесил под «Pruit Igoe» (как и «Koyaanisqatsi»). Этот трек играл в первом трейлеры игры почти десять лет назад, а затем появился на триповой радиостанции «The Journey». Пожалуй, здесь я впервые слышал эту песню, если не считать один из эпизодов «Battlestar Galactica».

Есть в «GTA 4» что-то от Нью-Йорка. Золотистые небеса, чистый Звездный проспект, то, как сверкают по ночам небоскрёбы – идеализированная интерпретация реального города. И, когда на радио включается «Pruit Igoe», всё это сливается в мощнейший коктейль, из-за чего «GTA 4» в своё время и считалась лучшей игрой с открытым миром. Поп-культура – страшная сила.

Не хочу слишком уж цветисто выражаться, но мне нравится то, как взаимодействуют игры и музыка. Нравится, что кусок песни может заставить человека вспомнить место, где он по-настоящему и не был даже, но помнит, как свою реальную жизнь. Лично я считаю, что этот эффект круче и эмоциональнее, чем дает музыка из кинофильмов. Игры же от студии Rockstar способны генерировать его очень часто.

Dusky – Ingrid Is A Hybrid

Forza Horizon 3

Третья «Forza Horizon» – потрясающая игра, открытый мир которой воплощает в себе мечту автолюбителя, карту со всеми возможными типами почвы и три сотни автомобилей, доступных для покатушек. Но истина, как мне ни больно это признавать, в том, что «Horizon 3» – вотчина клубняка. Да, там есть и хип-хоп, и альтернатива, даже классика, но каким-то образом все радиостанции постоянно скатываются в драм-н-бас или хаус. Клубняк отыщет вас на любой волне.

И от одного конкретного трека практически невозможно уйти. Как только игра загружается, врубается «Ingrid Is A Hybrid», давая осознать всю медитативную суть игры. А потом подключается вокал, напевая кредо автомобилистов: «Take me away / give me a sanctuary». Пожалуйста, пожалуйста, заберите меня отсюда! Найдите мне автоубежище.

Это акт психологической агрессии, разрушающий всю мою защиту от клубной музыки при каждом запуске «Forza». Я уже не понимаю, что реально, а что нет. Быть может, я всё время тыкаюсь по станциям в поисках электронной музыки. Иногда я ловлю себя на мысли, что неплохо бы сгонять на какой-нибудь фестиваль. Закрывая глаза, я вижу светящиеся в темноте браслеты. Быть может, я всегда любил клубную музыку.

Blondie – Atomic

Grand Theft Auto: Vice City

Даже не сомневайтесь, «Vice City» – это альфа и омега всех игровых саундтреков, и все остальные игры серии прячутся в её тени. Как человек, воспитанный неровно дышащим к Дебби Харри отцом, я уже был знаком с «Blondie», и даже как-то пару раз слышал «Atomic». Но есть такие песни, которые не раскрывают своего калейдоскопического великолепия, пока вы не услышите их, мчась на большой скорости по освещённому неоновым светом Майами, расстреливая всех недовольных из «узи». И «Atomic» относится к их числу.

Сказать по чести, я мог бы выбрать с полдюжины треков из подборки радиостанции Wave 103 в «Vice City». «Kids In America» Ким Уайлд (которая превосходна в «Metal Gear Solid 5»), «Gold» Spandau Ballet, «99 Luftballons» Нены – вот песни, в обычной ситуации их никак не свяжешь с безудержным насилием, каковое Кубрик явил в «Заводном апельсине».

Тарантино даже умудрился сделать карьеру на шикарных экшн-сценах под сахарные песенки. Первая пара куплетов «Atomic» настолько крута, что немедленно хочется сделать что-нибудь идиотское, достойное песни. И если к первому же припеву у вас не пятый уровень преследования полицией, вы играете вообще неправильно.


Похожее