Играя роли

При всем многообразии игр, наиболее продолжительные в мире игровые серии, пожалуй, представлены именно ролевыми играми. Выросшие из настольных игр, RPG могут быть самых разных форм и видов, ориентироваться на различную механику и открывать нам мириады миров и концепций. Поэтому RPG – один из наиболее разнообразных жанров в игровой индустрии.

В этой рубрике мы хотим проанализировать историю и культуру компьютерных RPG, рассмотрев характерные черты, механику, концепции и даже ретроспективы некоторых классических RPG-серий. Мы претендуем на некоторую научность, поэтому попытаемся критически оценить само понятие ролевой игры, и выдвинем новую гипотезу о том, что у разных RPG много общего, несмотря на различные сеттинги, стили игры и механику.

Проблема манчкинизма

Проблема манчкинизма

Манчкинизм, или power gaming, - интересное явление, давно укоренившееся в жанре RPG с пришедшими из настольных игр тонкостями "заточки" персонажа и выживания в долгих, тяжелых сражениях. Конечно, со временем ролевые игры эволюционировали, и теперь понятие power gaming часто применяется к различным действиям с механикой видеоигр, от использования полезных багов до создания специальных стратегий, позволяющих справиться с концепцией более сложной игры. Часто power gaming показывает разницу между "ролевиками" и "манчкинами", но ролевые игры часто стремятся угодить всем типам игроков, а когда дело касается связанных с манчкинизмом механики и сложности - даже чаще, чем мы думаем.
Ретроспектива Star Wars: Knights of the Old Republic

Ретроспектива Star Wars: Knights of the Old Republic

“Звёздные войны” всегда были знаковым медиа-активом. Популярность фильмов и повсеместная любовь к расширенной вселенной не угасает более 40 лет. Как и в любой другой мультимедийной франшизе, некоторые представители выделяются сильнее других, переполняя нас ностальгическими воспоминаниями и надевая розовые очки, определяющие наши ожидания.
Конфликт и бой

Конфликт и бой

Бой - один из основных элементов во всех RPG, но излишнее увлечение или пренебрежение им часто может приводить к обманчивым впечатлениям от игры. В RPG часто сочетаются боевые и “ролевые” ситуации, но часто необходимым компромиссом является использование конфликта вместо боя, или, в некоторых случаях, переработка конфликта и боя для соответствия игровой механике.
Психология свободы действий игрока

Психология свободы действий игрока

Мы часто обсуждаем свободу действий игрока, когда дело касается удовольствия от игры, но эта тема редко раскрывается полностью. Было предпринято несколько попыток обсудить психологию в основе действий игрока - что в конечном итоге притягивает игрока к игре в связи с ее содержанием. Конкретно для RPG одним из наиболее заметных примеров стал знаменитый тест Бартла, который на данный момент является, пожалуй, одним из лучших инструментов для анализа предпочтений игроков.
Ретроспектива Gauntlet

Ретроспектива Gauntlet

Многие ролевые игры ведут свою историю от “зачистки подземелий”. Пожалуй, наиболее известными примерами являются такие игры, как Diablo и Wizardry, но одна игра взяла идею “зачистки подземелий” и трансформировала ее в привлекательную, уникальную концепцию, открыв жанру дорогу на игровые автоматы и консоли. Эта игра - Gauntlet, дедушка современной “зачистки подземелий”.
Ретроспектива Heroes of Might and Magic

Ретроспектива Heroes of Might and Magic

Heroes of Might and Magic - пожалуй, наиболее успешная тактическая RPG на PC. Более 20 лет она радует нас тактическими сражениями и ролевой концепцией в семи различных реинкарнациях. И хотя “Герои” являются спин-оффом популярной серии Might and Magic, их значение для истории, наверное, даже выше, потому что они задали новую планку для жанра тактических RPG.
О тактических RPG

О тактических RPG

Есть много поджанров ролевых игр, но тактические RPG - пожалуй, один из самых недооцененных. Тактические RPG, берущие свое начало в различных источниках из 1980-х, представляют собой уникальный сплав определяемых параметрами тактических сражений и ярких историй, возможный только в ролевом жанре. И хотя жанр до сих пор занимает узкую нишу рынка, он устойчиво популярен и имеет своих ненасытных фанатов, с нетерпением ждущих очередную игру.
О концепциях игр

О концепциях игр

Концепция играет важную роль во всех играх, но в RPG она даже более важна для достижения успеха. Один из старейших споров в мире настольных игр связан с тем, какие правила лучше - конкретные или абстрактные. В видеоиграх все ещё сложнее, потому что концепции часто меняются в угоду рынку. Абстрактная или конкретная, концепция часто является краеугольным камнем ролевой игры, определяющим, как механика помогает игрокам получать удовольствие.
Совместное прохождение и сетевая игра

Совместное прохождение и сетевая игра

Совместное прохождение и сетевая игра - растущие тенденции в ролевых играх. Эти механизмы реализованы в новых играх, например, Borderlands, Magicka и Torchlight, но если рассматривать историю RPG на игровом рынке, они просто продолжают давнюю традицию совместного прохождения в жанре, который считается одиночным. Если вспомнить сетевые MUD и консольные RPG с совместным прохождением, то даже настольную игру можно перенести на экран телевизора и подарить любителям ролевых игр новые ощущения.
Играя роли: ретроспектива Final Fantasy

Ретроспектива Final Fantasy

FF - бесспорно одна из важнейших RPG в истории. В одночасье перевернув судьбу целой игровой компании и показав при этом один из глубочайших среди ролевых игр на консолях геймплей, FF стала катализатором взрыва популярности RPG, которые долго были андеграундным жанром PC-рынка. Этот рост популярности навсегда изменил путь развития ролевых игр, а FF стала одной из наиболее известных игровых франшиз в истории.
Выбор и последствия

Выбор и последствия

Выбор и последствия - основа ролевых игр. Возможность "выбирать свой путь" - важнейшее конкурентное преимущество, как и внутренняя мораль такого выбора. Для создания иллюзии выбора в RPG часто прибегают к множеству уловок, но сюжеты игр редко меняются из-за важности следования абсолютно линейной истории. Однако именно благодаря подаче истории RPG могут действительно блистать и дарить игрокам возможность наслаждаться выбором и его последствиями.
Играя роли: ретроспектива Bard's Tale

Ретроспектива Bard’s Tale

The Bard's Tale - искренне любимая, но немного забытая серия, хотя в свои лучшие годы она была серьезным представителем рынка RPG на PC. Одна из лучших игр в жанре "зачистки подземелий" 1980-х, она также была одной из наиболее впечатляющих в плане механики благодаря поразительной доступности по сравнению с другими "зачистками подземелий" с прокачкой параметров.
Этимология RPG

Этимология RPG

Ролевые игры - большой и разнообразный жанр видеоигр, частично благодаря давнему наследию настольных игр. Первые RPG честно пытались воссоздать настольные игры, но жанр быстро развивался, подвергаясь влиянию различных источников со всего мира. В наши дни RPG часто относят к более узким "жанрам", чаще всего связанными со страной происхождения, например, западные/японские RPG. Однако, влияние ролевых игр действует в обоих направлениях, и на фоне меняющихся трендов на рынке RPG такие обозначения устаревают.