Многим наверняка знакома игра Another World, также известная как Out of this World. Кинематографичный платформер от креативного гения Эрика Шайи стал ярким хитом и прославился невероятной сложностью, опередившими свое время трехмерными роликами и очаровательной историей о рыжем ученом по имени Лестер, который попал на чужую планету. Another World, вышедшая на домашних компьютерных системах Amiga и Atari ST в 1991 году, в дальнейшем была портирована на многие другие платформы и консоли, добившись восторженного признания в игровом мире, которое сохраняется до сих пор.
Даже игровые разработчики отмечали непосредственное влияние Another World на свою работу. Один из наиболее знаковых примеров – Хидео Кодзима, считающий Another World одной из немногих игр, которая повлияла на его творчество. Еще одним фактором влияния стало рождение поджанра кинематографичных платформеров. Основанная Шайи студия разработки Delphine Software прославилась другими похожими на Another World играми, в том числе Flashback и Fade to Black. Также Шайи продолжил развивать эти идеи в игре Heart of Darkness и своем последнем произведении под названием From Dust, вышедшем в 2011 году.
Another World прославилась как знаковая игра, но герой этой статьи – не она. Однако, было важно упомянуть Another World, потому что игра, о которой пойдет речь в данной статье – ее прямое продолжение, от которого Шайи быстро отказался сразу после выхода, сделав неканоничным в плане сюжета. Эта игра – Heart of the Alien для Sega-CD.
В этой игре, изданной Virgin Interactive в 1994 году и разработанной главным образом Interplay, нужно играть за Бадди, инопланетного товарища Лестера из Another World, продолжая историю сразу же после развязки предыдущей игры. Sega-CD стала единственной платформой, на которой вышла Heart of the Alien, причем эксклюзивно в Северной Америке.
Довольно интересно, что Шайи изначально планировал создать для этой системы продолжение в сотрудничестве с Interplay. Как он говорил, “Interplay настаивала на создании продолжения, чтобы выжать максимум из возможностей CD-ROM. После обсуждения я согласился. Вместо того, чтобы продолжать хронологическое развитие первой истории, я решил, что отличной идеей станет переработка игры с точки зрения инопланетянина, и предоставил игроку возможность увидеть мир Another World другими глазами”. Сейчас это обыденность, но в те времена смена персонажа, особенно в продолжении, была редким явлением – так в основном делали только в RPG.
Со сменой персонажа игрок получил новые способности. В Another World у Лестера был лазерный пистолет с ограниченным количеством выстрелов и способность создавать щит, если оружие было заряжено. У Бадди, напротив, есть щит, который действует практически мгновенно, и кнут, используемый как для передвижения по платформам, так и в сражениях с врагами. Это перевернуло всю динамику головоломок и подарило игрокам новые возможности путешествовать по старым и новым локациям в роли Бадди, преодолевая препятствия при помощи кнута и собственной реакции.
Поэтому Heart of the Alien была более напряженной, чем Another World. Бадди как играбельному персонажу больше приходилось сражаться с врагами, а не избегать их. Такое яркое различие между двумя играми позволяет Heart of the Alien выглядеть более самобытной. Сам по себе платформинг в игре также был менее смертоносным, и для перемещения по ее уровням требовалось гораздо меньше проб и ошибок. Однако, это ни в коем случае не означает, что игра была простой – чтобы одолеть врагов, требовались хорошая реакция и своевременность действий.
Также с новой игрой серия увидела более динамичные кат-сцены с большим по сравнению с Another World количеством кадров анимации, в том числе воспоминания, представляющие некоторые моменты прошлого Бадди и объясняющие, почему в первой части игры он был в заточении. Несмотря на несколько посредственное качество картинки, связанное с временем загрузки на Sega-CD, сама анимация в культовом ныне стиле Another World была практически безупречной. Качество роликов в игре было вполне на уровне ее предшественниц, обеспечивая идеальное сочетание платформера с органично дополняющими его сценами, созданными Шайи.
К сожалению, в конечном итоге Шайи остался недоволен Heart of the Alien, посчитав неудачной даже анимацию. “Концепция была хорошей,” – говорил он – “Но ни анимации, ни игра, полностью разработанная Interplay, не соответствовали высокой планке. Это был провал”. Heart of the Alien действительно провалилась, но не из-за плохого качества анимаций или уровня игры. Скорее, она провалилась из-за Sega CD.
Коллекция игр Sega CD состояла главным образом из плохих игр с живыми видео и портов игр для Genesis с улучшенной графикой. Система постоянно с немалыми усилиями пыталась реализовать свой потенциал, несмотря на инновационность в плане качества аудио и видео, псевдотрехмерную графику и хорошие порты с игровых автоматов. Heart of the Alien была одной из немногих игр, созданных эксклюзивно для CD, но низкие продажи и недостаточная реклама привели к коммерческому провалу. Несмотря на хорошие отзывы, игра оставалась в изрядной мере незамеченной. Многие критики хвалили ее как достойную преемницу Another World, несмотря на некоторые недостатки, хотя сам Шайи публично дезавуировал игру как официальное продолжение Another World.
Однако, на этом история не заканчивается. Преданный фанат по имени Гил Мегидиш извлек исходный код игры, чтобы обеспечить возможность запуска на современных компьютерах. И хотя для этого по прежнему нужен компакт-диск, код был открыт, а графика – улучшена, позволяя игре получить вторую жизнь на новых машинах. Вряд ли мы когда-нибудь увидим ремейк или порт Heart of the Alien, к тому же Шайи неоднократно заявлял, что не собирается делать официального продолжения Another World и предпочитает оставить игрокам противоречивый финал.
Несмотря на отречение Шайи, Heart of the Alien остается любопытным образцом истории видеоигр. Сегодня есть самые разные мнения об игре – кто-то хвалит ее как достойную преемницу Another World, а кто-то критикует за недостатки и в какой-то степени спорную концовку, о которой мы не будем говорить во избежание спойлеров. Некоторые в дальнейшем поддержали мнение Шайи, что игра не является достойной наследницей серии, и поэтому совершенно неканонична.
Heart of the Alien можно любить или ненавидеть, но в любом случае это любопытная игра, которую стоит вспомнить. И конечно же, в нее стоит поиграть, если такая возможность представится. Может быть, ей и не удалось передать такое же ощущение чуда, как Another World, но у нее есть душа, а иногда этого вполне достаточно, чтобы запомниться надолго.