Просто представьте, что вы – ниндзя с бейсбольной битой, который сражается с полчищами живых мячей, перчаток, собак-мафиози и игральных карт по всем Соединенным Штатам, чтобы собрать золотые бейсбольные сувениры, украденные таинственным суперзлодеем с внешностью звезды бейсбола Бейба Рута.
Вы все еще здесь? Хорошо, потому что выше только что был описан сюжет Ninja Baseball Bat Man, одной из наиболее несуразных и бредовых видеоигр все времен.
На этом статью, в принципе, можно заканчивать. О сюжете и контенте игры мало что можно рассказать еще, но с проектом связана одна история, о которой стоит поговорить. Как и все забытые игры, Ninja Baseball Bat Man осталась таковой из-за ограниченной заметности – обратная сторона beat’em up, вышедшего только на игровых автоматах.
Среди всех рынков видеоигр ни один не является таким изобильным и при этом таким забытым, как игры для автоматов. Они постепенно становятся в игровой культуре чем-то вроде мистического единорога, особенно на западе. Большая часть залов игровых автоматов закрылась, когда на рынке стали доминировать ПК, консоли и мобильный гейминг. Но дело не только в этом – в настоящее время большинство игр для автоматов представляют собой лотереи и другие азартные игры, а не более “традиционные”, как раньше.
Многие автоматы начали забываться, и обычная публика помнит лишь некоторые популярные игры или серии. К счастью, определенные игры помогла увековечить эмуляция, а также усилия историков, коллекционеров и архивных работников, без устали работавших, иногда нелегально, чтобы создать архив игр для автоматов, охвативший период более 30 лет.
Некоторые игры и жанры на автоматах будут всегда – главным образом это шутеры от первого лица и гонки. Но beat’em up для 2-4 игроков – зверь редкий. Некоторые игры в 1990-х попали на консоли, например, Final Fight или Golden Axe. Другие завоевали популярность одним своим дизайном или силой звезд, например, X-Men или The Simpsons Arcade Games. Но у Ninja Baseball Bat Man даже несмотря на уникальность концепции с продвижением возникли проблемы.
Ninja Baseball Bat Man была разработана команией Irem Corporation, известной своей работой над патинко и игровыми автоматами в Японии с 1970-х годов. В 1980-е Irem была очень плодовитым разработчиком игр, наиболее заметными из которых стали серия R-Type и одна из первых beat’em up в истории под названием Kung Fu Master. Irem несколько десятков лет сохраняла активность в создании игр, что вылилось в открытие международной штаб-квартиры Irem America в 1988 году.
Самое уникальное в Ninja Baseball Bat Man – история появления ее концепции. Ее придумал сотрудник Irem America по имени Дрю Манискалко. Манискалко работал менеджером по внутренним продажам и представил себе Ninja Baseball Bat Man, прочитав, что самыми кассовыми фильмами начала 1990-х были “Бэтмен” и “Черепашки-ниндзя”.
Убежденный в актуальности героев в стиле комиксов, Манискалко придумал героя комиксов на основе ниндзя, потому что это слово показалось ему таинственным. Кроме того, он был преданным бейсбольным фанатом, поэтому персонаж получил бейсбольную тематику, носил форму и пользовался битами и шарами, сражаясь с врагами, также связанными с бейсболом.
Происхождение игры само по себе стало настоящим маркетинговым ходом, но для видеоигр такое не то чтобы в новинку. В частности, для продвижения печально известных картриджей Action 52 для NES с 52 плохими играми от Action Enterprises также была создана команду супергероев – Людей-гепардов. Засветившись в мультсериале, серии комиксах, фигурках и, конечно же, игре Action 52, они стали всемирным символом плохих видеоигр. Дошло даже до пародий на YouTube, например, у Джеймса Рольфа на его канале The Angry Video Game Nerd.
К счасть, Манискалко был чуть мудрее и не стал гнать лошадей с Super Ninja Bat Man. Изначально игра планировалась как приключение-платформер в духе Super Mario Bros, но со слов Манискалко, от этой идеи отказались, заменив ее beat’em up с горизонтальным скроллингом, так как платформер для игровых автоматов было бы очень тяжело продвигать.
Манискалко был убежден, что это изменение позволит его идее стать настоящим хитом на игровых автоматах, поэтому с разрешения Irem America он нанял Гордона Морисона, известного иллюстратора, который работал над оформлением автоматов для пинбола компании Gottlieb, для создания концепт-арта по своей идее и помощи в наполнении вселенной, где существовал его новый супергерой. В конечном итоге Манискалко создал четырех играбельных персонажей, названных в честь звезд бейсбола начала 1990-х, например, Хосе Консеко и Дэрила Строуберри, а также большую часть концептов для боссов и врагов.
Вся его работа была представлена Irem Japan, где концепция всем понравилась. и было принято решение о работе над производством. Возглавив творческий процесс, Irem Japan заменила концепцию персонажей, сделав их в более мультяшном по сравнению с оригиналом стиле, ближе к “Супер Сентай”. Но несмотря на это, многие моменты из дизайна Манискалко, в том числе боссы, вошли в окончательный продукт относительно неизменными.
Однако, в конечном итоге игра столкнулась с рядом проблем не в плане разработки, а в плане маркетинга. К 1992 году Irem переключилась на разработку консольных игр, в связи с чем игровые автоматы стали своего рода остаточным бизнесом. И хотя консольная версия игры обсуждалась, она так и не вышла. Неэффективное руководство, которое Манискалко называет главным провалом игры, вылилось в посредственную рекламную кампанию и ряд изменений в маркетинговой стратегии. В связи с переходом на консольные игры к концу 1992 года Манискалко решил уволиться из Irem America.
Общие продажи Ninja Baseball Bat Man составили 1042 автомата по всему миру. Для большинства игровых автоматов трудно найти точное количество продаж, но цифра в 1042 в этой индустрии считается относительно успешной (для сравнения, продажи Pac-Man, самого продаваемого игрового автомата, составили 400 тысяч штук, а продаж выше 100 тысяч штук по всему миру достигло всего 6 игр).
Со слов Манискалко, в Северной Америке было продано всего 43 автомата, поэтому английская версия Ninja Baseball Bat Man – большая редкость. А сама Irem перешла на консольные игры до землетрясения 2011 года, которое заставило компанию отменить незавершенные проекты, а спустя несколько лет окончательно закрыть подразделение разработки.
Однако, благодаря MAME – эмулятору, воссоздающему игровые автоматы для личного использования – игра получила новую жизнь. История самого MAME как продукта тоже очень яркая. Он был создан в 1997 году с целью создания возможности играть в игры для автоматов на ПК. С одной стороны, MAME важен с точки зрения истории игр, что на официальном веб-сайте отмечается как основная задача создания эмулятора.
Однако, хотя само по себе владение эмулятором не нарушает авторских прав, проблемы с исками о нарушении прав на старые игры – основное препятствие на пути таких программ. К счастью, в 2016 году MAME получил официальную лицензию Free Software, в соответствии с которой игроки легально могут скачать MAME и играть в игры для автоматов, при условии, что не будут выставлять их публично.
В MAME Ninja Baseball Bat Man нашла новую жизнь, завоевав большую популярность благодаря причудливому дизайну и геймплею в жанре beat’em uo. Успех эмуляции игры подогрел интерес в продолжении серии от Манискалко, хотя и в неигровой форме – в 2014 году он успешно выпустил профинансированную на Kickstarter короткую серию комиксов Ninja Baseball Man.
В конце концов, игра получила свою маленькую историю успеха. Подобно многим другим культовым проектам, с начала 2000-х ее аудитория только выросла. В ретро-обзорах игру хвалили за креативность. Кроме того, в ней даже проводились спидраны со сбором средств на благотворительность, например, на мероприятии SGDQ 2014, деньги с которого были переданы “Врачам без границ”. Даже Рольф в коротком видео 2011 года похвалил игрового персонажа, пошутив, что “игра изменила его жизнь”.
Так что в конечном итоге называть Ninja Baseball Bat Man незаметной было бы не вполне правильным, но для широкой аудитории, которая может не знать о таких недооцененных играх для автоматов, остановиться на ней может быть полезно. Ninja Baseball Bat Man повезло – относительно незаметная игра со временем завоевала большую популярность и нашла свою аудиторию. В наши дни этим могут похвастаться немногие игры для автоматов, но будем надеяться, что в будущем новую жизнь получит еще больше таких игр. В конце концов, игровые автоматы – это важная часть истории индустрии, и о них тоже стоит помнить.