Когда игра выходит на неудачной консоли, она обречена на неизвестность, что бы вы ни делали. Конечно, как показал случай с Doshin the Giant, у игры всегда остается шанс прорваться к более широкой аудитории, но Doshin the Giant – скорее исключение из правила, добившееся успеха на другой консоли уже после выхода. Не каждая игра получает второй шанс на славу. Это особенно справедливо в отношении игр, вышедших на “проклятых” консолях типа Nintendo Virtual Boy.
В общей сложности для консоли было создано всего 22 игры, 14 из них вышли в Северной Америке. Но сегодня мы поговорим лишь об одной из них. Пожалуй, она стала единственной игрой в коллекции Virtual Boy, которой удалось показать, на что действительно способны 3D-эффекты. Эта игра называется Teleroboxer.
Teleroboxer, ставшая одной из стартовых игр для системы Virtual Boy, была очень простой игрой: там нужно было сражаться с роботами в трехмерных боксерских поединках и повышать свой ранг в боксерской лиге роботов. Опередившая время за много лет до выхода фильма “Живая сталь”, Teleroboxer в сущности стала Punch-Out! для Virtual Boy, используя принципы дизайна из популярной серии Nintendo для демонстрации трехмерных возможностей системы.
Игра была от первого лица – одна из двух в коллекции – поэтому основные экраны отображали хорошо прорисованных роботов, которые для нанесения урона буквально били игрока по лицу. Эффект трехмерности представлялся в выгодном свете именно из-за этого ракурса – игрок будто бы действительно стоял на ринге напротив своего соперника. Достигая практически обратного эффекта по сравнению с трехмерными фильмами, Teleroboxer использовала 3D-инновации, чтобы сделать игру более динамичной и более приемлемой, чем остальные игры коллекции Virtual Boy.
Частично секрет был в параллаксном ракурсе. В сущности, параллаксный ракурс – то оптическая иллюзия, показывающая расположение объектов на двух различных линиях взгляда. В Teleroboxer, как и в нескольких других играх для Virtual Boy, параллаксное освещение использовалось для создания иллюзии трехмерного пространства при помощи двухмерных рисунков. Это значительно повлияло на концепцию Teleroboxer – все ваши сражения были поединками один на один, поэтому было довольно легко сосредоточиться на детализации вашего соперника, в то время как фон оставался в буквальном смысле пустым экраном, чтобы ваши глаза не напрягались из-за чрезмерной нагрузки.
Стоит также отметить, LED-подсветка на Virtual Boy также была препятствием для разработки геймплея. Дизайнер Virtual Boy, знаменитый разработчик Ганпеи Йокои, выбрал для системы красные светодиоды, потому что в начале 1990-х годов они были относительно дешевыми. Цветное изображение было возможным, но невероятно дорогим, а одной из задач было сохранить бюджетность Virtual Boy в плане технологий – это совершенно не удалось, когда система вышла на рынок по цене 180 долларов. Цена была слишком дорогой для портативной системы, но слишком дешевой относительно большинства стационарных консолей того времени.
Кроме того, уникальность Teleroboxer – в его схеме управления. На контроллере Virtual Boy было две крестовины, каждая из которых управляла одной из рук робота. Совместное использование двух крестовин позволяло вам наносить удары, блокировать и уклоняться, иногда одновременно. Как и в некоторых других играх, главное здесь – овладеть управлением и внимательно следить за схемами действий ваших соперников. Игрок должен максимизировать все возможные преимущества.
В официальных обзорах Teleroboxer это часто отмечалось как главный недостаток. Во многих ретроспективах на этот факт тоже обращали внимание при поверхностном взгляде на игру. Нил Ронаган из 1UP писал, что “управление и механика на свою беду слишком запутаны”. Однако, за прошедшее с момента выхода время Teleroboxer получила и положительные отзывы. Патрик Колан из IGN отмечал, что игра “забавная и мучительно сложная”, хотя и ощущается выпущенной поспешно, а также хвалил графику игры за то, как она смотрится спустя все эти годы.
Частично удовольствие от Teleroboxer связано с ее запутанностью. Во многом подобно Punch-Out!, эта игра – одна большая головоломка, которую нужно решить игроку. Когда вы наносите удары, где и чего ждете для максимизации урона. Возможно, из-за этого Teleroboxer можно назвать самой сложной игрой на Virtual Boy в силу геймплея, а не просто ужасной графики или управления.
Как нам известно, с момента выхода консоли в Северной Америке прошло больше 20 лет, и Virtual Boy остается наиболее значительным коммерческим провалом Nintendo по всему миру. За весь недолгий жизненный цикл консоль разошлась тиражом всего в 770 тыс. копий, заставив Nintendo потратить еще 25 млн. долларов на рекламу и продвижение в Blockbuster, чтобы представить консоль, но в конечном счете менее чем год спустя, в марте 1996 года, поддержка и производство консоли были прекращены. В дальнейшем через некоторое время после провала Virtual Boy ушел на пенсию и Йокои – его последним проектом стал выход Game Boy Pocket в 1996 году.
Интересно отметить, что Йокои не хотел выпускать Virtual Boy таким, каким он был, потому что чувствовал, что система неполноценна и может быть доведена до ума. Однако, в те времена еще производилась Nintendo 64, и компания хотела сосредоточить все ресурсы на ней, а не Virtual Boy, поэтому последняя выводилась на рынок в спешке.
К сожалению после выхода на пенсию Йокои трагически погиб в автокатастрофе в 1997 году. Именно ему мы обязаны всей линейкой Game Boy, он изобрел cистемы Game and Watch и Game Boy, разработал крестообразный дизайн D-pad и был продюсером таких игр как Kid Icarus и Metroid. Кроме того, он прославился своим обсуждением “нешаблонного мышления в рамках отработанных технологий”, философии разработки игр, которой Nintendo придерживается до сих пор. Йокои утверждал, что игре не обязательно быть совершенной технически, чтобы стать хорошей – при наличии интересного геймплея с различными подходами к нему продукт будет успешным.
Но с Virtual Boy Nintendo не отказалась от своих изысканий в трехмерных играх. Успех Nintendo 3DS вернул трехмерность в портативном, доступном и гораздо более детализированном по сравнению с Virtual Boy виде. Сам по себе Virtual Boy становится своего рода культовой системой, с активным сообществом и рынком пользовательских игр, не уступающим официальной коллекции. И хотя большая их часть еще в разработке, сам факт того, что несмотря на провалы Virtual Boy эта система еще живет в сердцах преданной группы геймеров, можно считать признанием заслуг фанатов.
Что же касается Teleroboxer – это, пожалуй, лучшая игра для системы Virtual Boy. Благодаря виду от первого лица, сложному геймплею, качественно сделанной графике и уникальной схеме управления она сильно выделяется на фоне остальных игр для Virtual Boy. Это одна из немногих игр для Virtual Boy, которую действительно стоит приобрести, если такие вообще существуют. А найти ее довольно легко – это одна из самых распространенных игр для системы.