И почему сейчас каждый сложный экшн похож на Dark Souls? Dark Souls – отличная игра, которая вдохновила людей на создание множества похожих игр. Это все очень здорово, но должен же быть хоть какой-то предел. В последние несколько месяцев поток похожих на Dark Souls игр был просто нескончаем. Это уже откровенно переходит всякие границы.
Посмотрите, что произошло с Code Vein. Bandai Namco начали пиарить загадочный проект, показав сумбурный трейлер на вампирскую тематику, который назывался «Prepare to Dine» («Приготовься поесть»), очевидно, содранный с главной фразы Dark Souls – Prepare to Die. Издатель ограничился кратким описанием: «Будет, как Dark Souls». Интерес подогрел президент компании From Software Хидетаки Миядзаки, который заявил, что игр, подобных Dark Souls, больше не будет. Фанаты сильно заинтересовались новинкой.
Но когда стало ясно, что Code Vein представляет собой экшн-аниме-RPG наподобие God Eater, все поклонники геймплея «Душ» разбежались, как крысы с тонущего корабля. Ведь если игра обещает быть похожей на Dark Souls, то она обязана соответствовать определенным ожиданиям.
Ожидания не оправдались и интерес к Code Vein развернулся в обратную сторону. Если бы Bandai заявили бы о просто анимешной RPG, игру, скорее всего, приняли бы лучше. Но многие игроки ждали именно аналог Dark Souls, пошла волна разочарований. То же самое происходит, когда, в общем-то, совершенно разные игры записывают в аналоги Dark Souls, вводя игроков в заблуждение.
Несправедливое сравнение
Salt and Sanctuary компании Ska Studios многие рассматривают как двумерное воплощение Dark Souls. Не без оснований, надо сказать. Соль вместо душ, святилища вместо костров, подозрительно похожие боссы… Конечно, механика беззастенчиво содрана с Dark Souls, но я бы все же описал Salt and Sanctuary как 2D экшн RPG, и не стал бы жестко привязывать игру к Dark Souls . Лучше сравнить ее с The Dishwasher:Vampire Smile, предыдущей 2D-экшен-RPG от Ska.
Посмотрите на Dragon’s Dogma, которой не повезло выйти через несколько месяцев после Dark Souls. Её до сих пор называют клоном Dark Souls. Это тоже RPG с открытым миром, гигантскими боссами и боевыми действиями на выносливость. Но у нее гораздо больше RPG-элементов, вроде системы классов и спутников, и ей не хватает атмосферы и сложности, которые делают Dark Souls тем, чем она является. А еще в Dark Souls нельзя залезть на лапы грифону.
Сравнение каждого экшена с Dark Souls не только игнорирует какие-то вещи, которые делают именно эту игру уникальной, но и создает предпосылки для их провала. Dark Souls – своеобразная лакмусовая бумажка, а навешенный ярлык «прям как Dark Souls» создает ненужные стандарты, которые могут похоронить отличные игры. Salt and Sanctuary – отличная 2D RPG. Dragon’s Dogma – RPG с огромным открытым миром. Но, как игры «прям как Dark Souls», они просто ужасны, вероятно, потому, что они совсем не «прям как Dark Souls».
Ненужный ярлык
Эти примеры показывают, насколько неправильно говорить об игре, что она «прям как Dark Souls». Подобное всегда происходит, когда мы навешиваем ярлыки, а не описываем игры с использованием простых, уже устоявшихся терминов. Такие обозначения, как «метроидвания» и «рогалик», тоже являются неправильными для игр, пусть и имеющих в качестве первоисточника Castlevania, Metroid и Rouge. Слишком уж эти обозначения широкие. Их выделяют в отдельные жанры, хотя общими для таких игр являются лишь несколько конкретных игровых механик.
Даже если вы хорошо знакомы с Dark Souls, фраза, что она «прям как Dark Souls» ни о чем на самом деле не скажет, потому что четких критериев у «жанра» нет.
Подобные обозначения работают только если у человека есть определенные познания в какой-то сфере. Ну а если этих знаний нет? Представьте, что вы, как и многие другие люди, никогда не играли в Dark Souls. И что даст вам знание, что вот эта игра «прям как Dark Souls»? Даже если вы краем уха слышали о Dark Souls, ничего, кроме вопросов, у вас не возникнет.
Но даже если вы хорошо знакомы с Dark Souls, ярлык «прям как Dark Souls» по-прежнему вряд ли что-нибудь прояснит. Четкого определения-то нет. Salt and Sanctuary, Dragon’s Dogma, Dead Cells, The Surge, Titan Souls, Code Vein, Sundered, Furi, Hyper Light Drifter, Lords of the Fallen, Necropolis, Ashen, Nioh, Hollow Knight очень сильно отличаются друг от друга, но все они записаны в категорию «прям как Dark Souls».
Вообще вина лежит на всех, кто вращается в игровой среде. Мы все время выдумываем что-нибудь этакое, а потом сами мучаемся. А придумать что-нибудь этакое просто до безобразия. Смотри, сейчас я придумаю дурацкий жанр, но по своей сути будет тоже самое, как и «прям как Dark Souls». Вот, уже придумал.
«Прям как Big-headed-children». Игры «Прям как Big-headed-children» посвящены перемещению детей и похожих на детей персонажей с большими головами из одного места в другое. Часто (но не всегда), перемещать их нужно в большом страшном мире.
В числе игр «прям как Big-headed-children» игры Brothers: A Tale of Two Sons, Limbo, Bastion, Inside, Child of Light, Giana Sisters: Twisted Dreams, Little Nightmares, Cave Story, Hollow Knight, Poncho, Rogue Legacy, Rain World, The Binding of Isaac и Fez.
Звучит предельно глупо, не правда ли? The Binding of Isaac не похожа на Limbo. Fez ничем не похож на Brothers: A Tale of Two Sons. Ну, объективно не похожи. Тем не менее, согласно этому определению, которое одновременно и ограничено, и безгранично, все они одинаковы. «Жанр» «прям как Dark Souls» ничем не отличается. Черты «жанра» обрисовывают по нескольким конкретным чертам, а потом валят в одну кучу множество совершенно разных игр.
Выход есть
Сказать, что игра «прям как Dark Souls» значит ничего не сказать. Попробуем просто описать ее. Возьмем Dead Cells. В описании в Steam написано что это «экшн-платформер в стиле метроидвании» с элементами «2D боя почти как в Dark Souls». Эх, приятель. И что тут может понять человек, который эти игры в глаза не видел? Как мы расскажем об игре человеку, далекому от жанровой свистопляски? Вероятно, надо сказать что-то наподобие: «Dead Cells – сложный 2D экшн об исследовании подземелья и сборе лута, где враги и локации меняются каждый раз, когда ты умираешь».
Разберем Titan Souls. Titan Souls – это изометрический экшн с кучей боссов, которые играют роль головоломок. Головоломки надо решать, используя только лук и одну стрелу. Так, теперь Hyper Light Drifter: изометрическая RPG, главная цель которой состоит в изучении великолепного пиксельного мира и борьбе с хитроумными боссами.
Так, делаем еще шаг. Как бы мы описали Dark Souls тому, кто ничего о ней не знает? Мы же не можем сказать, что она «прям как Dark Souls». Получится так: Dark Souls – невероятно сложная RPG с открытым миром, тщательно проработанным рукопашным боем, динамичным окружением и потрясающей историей, которая раскрывает невероятно глубокое устройство мира.
Даже в таком объяснении чувствуется недостаток информации. Где асинхронный мультиплеер? Где готический антураж? Где эклектичные персонажи? Где подавляющий страх нахождения в игровом мире и контрастные моменты триумфа? Целая статья не в состоянии описать все элементы игры, куда уж там короткому ярлыку.
Разумеется, впервые подобные идеи были реализованы не в Dark Souls, но именно она развила и проработала их так хорошо, что теперь эти идеи ассоциируются именно с ней. Более того, Dark Souls стала популярной именно потому, что она не ограничивалась рамками какого-то определенного жанра. Становится понятно, почему похожих на Dark Souls игры стало так много, но вместе с тем стала очевидной полная бессмысленность такого занятия. Можно скопировать механику, терминологию, высокую сложность, интерфейс, но нельзя скопировать общий результат.
Уникальную атмосферу первой Dark Souls не смог повторить никто, даже ее продолжения. Поэтому, когда мы говорим, что какая-то игра «прям как Dark Souls», мы не просто обманываем игроков не просто неправильно маркируем игры. Мы просто-напросто теряем время.