Мне пришлось потереть глаза. Как это могло случиться? Только запустив кампанию Shogun 2 на тяжёлых настройках, и я завоевал свой первый город. Моя начальная армия уже развивалась. Затем один из кланов высадил военно-морской транспорт рядом с моим родным городом и ввел туда небольшую армию. Похоже, у ИИ Total War больше нет проблем с кораблями.
Так началось паническое возвращение моей армии, чтобы вернуть себе собственную столицу. Тревога, энурез и острое ощущение судьбоносного испытания: хорошее начало, ничего не скажешь.
Действия, как и в первом Total War, происходят в период Сэнгоку японской истории, Shogun 2 меняет масштаб серии как в географическом, так и в военном смысле. После многонационального великолепия Empire и континентального разгула Napoleon, мир сузился до единого географического местоположения и меньшего количества типов войск.
Период сэнгоку («враждующие царства») кажется естественным; это идеальный фон для стратегической игры с несколькими фракциями, а боевая культура здесь просто очаровательна. К 1545 году, когда начинается кампания, влияние правящего сёгуната ослабло, и диаграмма растущих кланов в Японии сильно изменились. Основа этого – окончательное объединения Японии под знамёнами клана Токугава – и на этом моменте в игру вступаете вы. Ваша задача, как Даймё, или лидера кланов, состоит в том, чтобы увеличить силу вашего собственного клана, завоевать или покорить противоборствующие кланы, получить власть в Киото и, в конечном итоге, сформировать новый сёгунат.
Даже для тех, кто привык к прошлым играм Total War, армии Shogun 2 выглядят просто потрясающе. Каждый тип юнитов невероятно детализирован. Увеличьте масштаб, и в глаза сразу будут бросаться отдельные детали: демоническая маска, закрывающая всё лицо, шлем с необычным хохолком, усы … Creative Assembly также подняли техническую планку, создав замечательные погодные эффекты, и совершенно великолепные текстуры, особенно заметные во время дождя.
Акценты и интонации кампании и боевых советников также бесподобны, особенно когда битва накаляется. Вы можете услышать едва различимый звук полёта плевка, когда ваш боевой советник с большим волнением кричит: «Наши войска бегут с поля боя! SHAMEFUL DISPLAY!!! »И музыка соответствует происходящему на экране. От, атмосферной, интригующей тяжелой струнно-флейтовой музыки на карте кампании до военного сопровождения барабанов, гонгов и ворчания самураев в сражениях атмосфера передаётся очень хорошо.
Как всегда, есть две фазы игры. Слой пошаговой стратегии, в котором вы управляете своим кланом и принимаете решения, на которые уходят целые игровые сезоны, и режим боя в реальном времени, в котором вы ведете свои армии к победе или унизительному поражению.
На раннем этапе игры дипломатия является ключевым фактором. Тем более на более высоких настройках сложности, где вы обнаружите, что ИИ усердно управляется с кланами, а вы еще усерднее, поскольку вам мешают дурацкие требования, сопровождающие каждый ход. Это дает кланам сильное чувство индивидуальности: они чаще приходят к вам с предложениями, но они могут быть безжалостными в своих условиях и склонны к разрыву отношений. Они также собирают большие армии на более высокой сложности и более активны в расширении территорий.
Заключение союза влечёт за собой серьёзные обязанности. Нападение на союзника позорно, и, хотя оно может дать вам новые территории и возможности производства в захваченных городах, оно также снижает вашу Честь, фактор, способствующий удовлетворенности ваших людей и восприятию вас другими кланами.
После экспериментального удара в спину я потратил чертовски много ходов, платя за захват земли с разбитыми альянсами, сокращением торговли и резким ударом по экономике, за которыми последовали гражданские войны, когда разгневанные крестьянские армии восстали, и случился большой всплеск враждебности по отношению ко мне со стороны других кланов.
Гейши атакуют
Как и в более ранних играх, специальные агенты нанимаются, чтобы изменить баланс на карте, и их влияние может быть сильно выражено. Важным элементом является Ниндзя. Его навыки уловки и убийства позволяют ему блокировать армию на ход или убивать ее генерала, а если вы укажете ему на вражеский замок, он может саботировать ключевые производственные структуры внутри или сами его ворота – полезная предпосылка для осады.
Монахи, Гейши и Мэцукэ – тайная полиция ниндзя, – также могут выполнять ряд скрытых наступательных и оборонительных действий. Все эти юниты могут повысить уровень при использовании.
Примерно на половине моей первой кампании дипломатия перестала быть проблемой, когда произошел раскол. Это происходит в разных точках в каждой игре. Когда ИИ оценивает вас как самую большую угрозу на карте, сёгун решает, что вы враг, и все кланы соглашаются. Особенность дизайна, позволяющая вам без труда идти к победе, заметно меняет темп игры: внезапно вас осаждают со всех сторон.
Для того чтобы сохранить интерес, периодически появляются события, миссии и дилеммы. Выполнение миссии (скажем, путем исследования определенного навыка) дает вашему клану неограниченные преимущества – возможно, бафф военных или граждан.
Киотский протокол
Баланс военного и гражданского развития имеет решающее значение. Время от времени целесообразно переключать свои исследования в области технологий с Бусидо (бойцов) на Чи (граждан). Это позволяет разблокировать новые методы ведения сельского хозяйства и технологии улучшения налогов, а также передовые постройки и улучшения агентов.
Тем не менее, сильный упор на развитие граждан не выиграет вам ни одной битвы. Бездействующие армии высасывают ресурсы и не предлагают никакой компенсации, а вам нужно завоевать определенное количество провинций, чтобы победить. Киото, камень преткновения по центру карты, тоже должен быть вашим. Война во всей красе.
Определяющей характеристикой Shogun 2 является его утонченность разнообразия войск из более поздних игр серии. Старая-добрая пехота, лучники и кавалерия составляют костяк ваших армий, за исключением странного кланового исключения. В зависимости от того, какие здания вы строите и какие технологии вы исследуете на древе технологий, они поставляются вооруженными и бронированными различными способами для разных ролей на поле боя. Подружитесь с западными торговцами и примите христианство (ох!), И пороховые ружья – ваши, но ценой социальной и дипломатической вражды.
Накопление вашей силы начинается с Асигару – по сути, крестьянского ополчения, а вскоре после этого появляются Самураи: дисциплинированные, выносливые, лучше экипированные и со значительно более изящными шляпами. Яри (копейщики) Асигару и Лучники Асигару доступны в качестве базовых вариантов для вербовки в любом городе, но с последующим развитием на поле боя становятся доступными юниты Монахи, Ронины и Ниндзя, которые имеют тенденцию к специализации на одной характеристике за счет другой. Достигните лучших технических достижений в любой школе вооружения и постройте соответствующее здание, и вы сможете набирать легендарных юнитов с высокими показателями, хотя ограничение по найму для них крайне высокое.
Направление, в котором вы изучаете свое древо технологий и, следовательно, развитие армии, продиктовано вашими клановыми привилегиями. Клан Такэда, например, получает улучшенный моральный дух, сниженные затраты на вербовку и содержание всех кавалерийских подразделений и может нанимать превосходную кавалерию.
Другой клан может получить больше от карты кампании, с бонусами к дипломатии и агентам, таким как Ниндзя, Гейша и Мэцукэ. И по традиции серии Total War каждый клан также отличается по сложности в зависимости от его положения относительно дружественных или враждебных кланов, независимо от уровня сложности.
Общая выгода
Похоже, что и кампания, и поведение ИИ изменились к лучшему со времен Empire. Естественно, это не трудное испытание на Лёгкой сложности: вражеским кланам не хватает импровизации в бою, и они, как правило, создают менее продвинутые войска. Но перейдите на Тяжёлый уровень (допустим, я слишком труслив, чтобы играть на Легендарном), и игра полностью изменится. Помимо того, что ИИ более агрессивен в бою, он хорошо использует кавалерию в качестве фланговой или ответной силы. Направьте копейщиков на этих лошадок, и они будут мудро отступать назад, ища возможности, выжидая нужного времени. Попробуйте тот же трюк со своей собственной кавалерией, и ИИ будет держать свои наиболее подходящие отряды копейщиков в состоянии повышенной готовности.
Благодаря умному окружению, сами поля боя теперь еще более точно отражают местность на карте кампании. Если ваша армия вступает в узкий проход, где гора с одной стороны и лес с другой, это будет именно то, что вы увидите на поле битвы. Это распространяется и на морские бои: появляются любые подходящие прибрежные объекты, дающие сражениям реальное ощущение местоположения.
Это не только для визуального шарма. ИИ хорошо использует эту местность. Если поблизости есть холм, он использует его, собрав свои войска в хорошую оборонительную группу с лучниками на линии фронта, которые затем отступят за пехотинцев, если конфликт накалится. Игра, как правило, менее полезна для вас в сложных условиях. Мораль ИИ более устойчива – в визуальных подсказках видно очень мало, так как полосок морали юнитов, присутствующих в более простых настройках, больше нет, а юниты в лесу скрыты от глаз противников.
С равными армиями у вас будет по-настоящему сложная битва с ИИ на Тяжёлом уровне. Если вы вдруг пропустили первый абзац, то повторюсь, что у ИИ нет проблем с нападениями с моря. Единственное, к чему я могу придраться, это то, что ИИ, когда его стрелы израсходованы, не умеет направлять своих лучников в качестве поддержки для ближнего боя. В общих чертах, в бою они не очень, но во время осады они просто будут стоять у стены и тупить, когда они могут нарушить баланс боя с помощью дерзкой атаки с фланга. Время покажет, есть ли у Shogun 2 ещё какие-либо грехи, но за время, которое я провел с ИИ, он показал заметное улучшение.
Осада – более тонкий процесс, и, независимо от того, атакуете вы или обороняетесь, вам предлагается довольно приятная геометрическая головоломка про переходы между боями от двора к двору, основанную на концепции защитника, строящего свою оборону от защищенных зон поражения. С первого взгляда, это обычные стрелки, но, учитывая ограниченное количество стрел, доступных для юнитов-лучников, кончаются они довольно быстро. Варианты оружия для осады не такие, как на западе. В конце концов, вы можете исследовать мангонели и торговать с западом за пушки, но всё это сильно замедляет армию. Самое интересное в том, чтобы решать такие головоломки с помощью пехоты.
Клановые услуги
Мультиплеер получил переработку в лучшую сторону. В то время как Napoleon предоставлял совместные кампании, Shogun 2 расширил возможности клановой игры и долгосрочного развития. Ваша первая задача – создать аватар, а затем начать карьеру, чтобы завоевать территории Японии на карте многопользовательской кампании. Он начинает с ранга 1, с базовыми доступными наземными и морскими юнитами, и каждое завоеванное им государство даёт очки опыта и открывает новый тип юнитов, технологию или слугу для участия в будущих битвах. Как и в одиночной игре, слуги дают бонусы своему генералу или армии или применяют дебаффы к вражеским армиям.
Прокачка происходит разными способами. Помимо разблокировки юнитов, у вашего аватара есть свое собственное древо навыков, которое исследуется с помощью очков, заработанных за повышение рейтинга, и открывает боевые способности и бафы для вашего генерала или его общей армии. Охотники за достижениями будут рады отметить, что достижения в Steam также открывают новые части брони для вашего аватара, и есть реальные преимущества: полные наборы брони предоставляют новых слуг с уникальными эффектами.
Продуманная клановая система подталкивает людей к совместной игре. Лидер клана может назначить целевые провинции на карте многопользовательской кампании, чтобы каждый мог атаковать, но если достаточное количество игроков клана выберет ее для места своего следующего сражения и выиграет, рейтинг этого клана поднимется в рейтинге. Победы в битвах также повышает ветеранство ваших юнитов с соответствующими усилениями характеристик.
Действительно интересная вещь заключается в том, что любая конкретная битва совпадает с игроками с одинаковым рейтингом из пула тех, что доступны в настоящее время, так что долгого ожидания не наблюдается. Расходы на юнитов для найма зависят от ранга и ветеранства, поэтому, если вы играете с игроком того же ранга с опытными юнитами, он заплатит больше, чем вы, чтобы выставить их на поле.
Это масштабное переосмысление; о том, насколько широко он будет охватываться, невозможно догадаться, но цель явно состоит в том, чтобы создать сбалансированные игры, ориентированные на игровое сообщество с чувством долгосрочного прогресса. Вы можете просто вспомнить старомодные игры «один на один», если хотите, и функции совместного использования юнитов, где, например, ваш приятель назначает контроль над вашей кавалерией, – очень приятное воспоминание.
Последний бой
Несомненно, это очень стильная игра, в которую приятно играть. Каждый юнит, каждая интерфейсная панель и каждый пункт меню оформлены в стиле средневековой Японии. Сухие технические описания приправлены небольшим всплеском поэтичного текста, такого как хайку, афоризм или известная цитата. Вам просто нужно пролистать внутриигровую энциклопедию (созданную с помощью Google Chrome, фанаты фактов), чтобы увидеть несколько замечательных примеров.
Shogun 2 демонстрирует замечательный возврат к особенностям Total War. Это более жесткий и более сфокусированный игровой опыт, чем континентальный рост в Empire и Napoleon, не жертвующее сложностью и приносящее на поле битвы улучшенный ИИ. В конечном счете, он неизменно захватывающий, грандиозный по масштабности, удивительно атмосферный и кровавый.