Мне пришлось потереть глаза. Как это могло случиться? Только запустив кампанию Shogun 2 на тяжёлых настройках, и я завоевал свой первый город. Моя начальная армия уже развивалась. Затем один из кланов высадил военно-морской транспорт рядом с моим родным городом и ввел туда небольшую армию. Похоже, у ИИ Total War больше нет проблем с кораблями.Так началось паническое возвращение моей армии, чтобы вернуть себе собственную столицу. Тревога, энурез и острое ощущение судьбоносного испытания: хорошее начало, ничего не скажешь.Действия, как и в первом Total War, происходят в период Сэнгоку японской истории, Shogun 2 меняет масштаб серии как в географическом, так и в военном смысле. После многонационального великолепия Empire и континентального разгула Napoleon, мир сузился до единого географического местоположения и меньшего количества типов войск.Период сэнгоку («враждующие царства») кажется естественным; это идеальный фон для стратегической игры с несколькими фракциями, а боевая культура здесь просто очаровательна. К 1545 году, когда начинается кампания, влияние правящего сёгуната ослабло, и диаграмма растущих кланов в Японии сильно изменились. Основа этого – окончательное объединения Японии под знамёнами клана Токугава – и на этом моменте в игру вступаете вы. Ваша задача, как Даймё, или лидера кланов, состоит в том, чтобы увеличить силу вашего собственного клана, завоевать или покорить противоборствующие кланы, получить власть в Киото и, в конечном итоге, сформировать новый сёгунат.Даже для тех, кто привык к прошлым играм Total War, армии Shogun 2 выглядят просто потрясающе. Каждый тип юнитов невероятно детализирован. Увеличьте масштаб, и в глаза сразу будут бросаться отдельные детали: демоническая маска, закрывающая всё лицо, шлем с необычным хохолком, усы … Creative Assembly также подняли техническую планку, создав замечательные погодные эффекты, и совершенно великолепные текстуры, особенно заметные во время дождя.Акценты и интонации кампании и боевых советников также бесподобны, особенно когда битва накаляется. Вы можете услышать едва различимый звук полёта плевка, когда ваш боевой советник с большим волнением кричит: «Наши войска бегут с поля боя! SHAMEFUL DISPLAY!!! »И музыка соответствует происходящему на экране. От, атмосферной, интригующей тяжелой струнно-флейтовой музыки на карте кампании до военного сопровождения барабанов, гонгов и ворчания самураев в сражениях атмосфера передаётся очень хорошо.Как всегда, есть две фазы игры. Слой пошаговой стратегии, в котором вы управляете своим кланом и принимаете решения, на которые уходят целые игровые сезоны, и режим боя в реальном времени, в котором вы ведете свои армии к победе или унизительному поражению.На раннем этапе игры дипломатия является ключевым фактором. Тем более на более высоких настройках сложности, где вы обнаружите, что ИИ усердно управляется с кланами, а вы еще усерднее, поскольку вам мешают дурацкие требования, сопровождающие каждый ход. Это дает кланам сильное чувство индивидуальности: они чаще приходят к вам с предложениями, но они могут быть безжалостными в своих условиях и склонны к разрыву отношений. Они также собирают большие армии на более высокой сложности и более активны в расширении территорий.Заключение союза влечёт за собой серьёзные обязанности. Нападение на союзника позорно, и, хотя оно может дать вам новые территории и возможности производства в захваченных городах, оно также снижает вашу Честь, фактор, способствующий удовлетворенности ваших людей и восприятию вас другими кланами.После экспериментального удара в спину я потратил чертовски много ходов, платя за захват земли с разбитыми альянсами, сокращением торговли и резким ударом по экономике, за которыми последовали гражданские войны, когда разгневанные крестьянские армии восстали, и случился большой всплеск враждебности по отношению ко мне со стороны других кланов.Гейши атакуютКак и в более ранних играх, специальные агенты нанимаются, чтобы изменить баланс на карте, и их влияние может быть сильно выражено. Важным элементом является Ниндзя. Его навыки уловки и убийства позволяют ему блокировать армию на ход или убивать ее генерала, а если вы укажете ему на вражеский замок, он может саботировать ключевые производственные структуры внутри или сами его ворота – полезная предпосылка для осады.Монахи, Гейши и Мэцукэ – тайная полиция ниндзя, – также могут выполнять ряд скрытых наступательных и оборонительных действий. Все эти юниты могут повысить уровень при использовании.Примерно на половине моей первой кампании дипломатия перестала быть проблемой, когда произошел раскол. Это происходит в разных точках в каждой игре. Когда ИИ оценивает вас как самую большую угрозу на карте, сёгун решает, что вы враг, и все кланы соглашаются. Особенность дизайна, позволяющая вам без труда идти к победе, заметно меняет темп игры: внезапно вас осаждают со всех сторон.Для того чтобы сохранить интерес, периодически появляются события, миссии и дилеммы. Выполнение миссии (скажем, путем исследования определенного навыка) дает вашему клану неограниченные преимущества – возможно, бафф военных или граждан.Киотский протоколБаланс военного и гражданского развития имеет решающее значение. Время от времени целесообразно переключать свои исследования в области технологий с Бусидо (бойцов) на Чи (граждан). Это позволяет разблокировать новые методы ведения сельского хозяйства и технологии улучшения налогов, а также передовые постройки и улучшения агентов.Тем не менее, сильный упор на развитие граждан не выиграет вам ни одной битвы. Бездействующие армии высасывают ресурсы и не предлагают никакой компенсации, а вам нужно завоевать определенное количество провинций, чтобы победить. Киото, камень преткновения по центру карты, тоже должен быть вашим. Война во всей красе.Определяющей характеристикой Shogun 2 является его утонченность разнообразия войск из более поздних игр серии. Старая-добрая пехота, лучники и кавалерия составляют костяк ваших армий, за исключением странного кланового исключения. В зависимости от того, какие здания вы строите и какие технологии вы исследуете на древе технологий, они поставляются вооруженными и бронированными различными способами для разных ролей на поле боя. Подружитесь с западными торговцами и примите христианство (ох!), И пороховые ружья – ваши, но ценой социальной и дипломатической вражды.Накопление вашей силы начинается с Асигару – по сути, крестьянского ополчения, а вскоре после этого появляются Самураи: дисциплинированные, выносливые, лучше экипированные и со значительно более изящными шляпами. Яри (копейщики) Асигару и Лучники Асигару доступны в качестве базовых вариантов для вербовки в любом городе, но с последующим развитием на поле боя становятся доступными юниты Монахи, Ронины и Ниндзя, которые имеют тенденцию к специализации на одной характеристике за счет другой. Достигните лучших технических достижений в любой школе вооружения и постройте соответствующее здание, и вы сможете набирать легендарных юнитов с высокими показателями, хотя ограничение по найму для них крайне высокое.Направление, в котором вы изучаете свое древо технологий и, следовательно, развитие армии, продиктовано вашими клановыми привилегиями. Клан Такэда, например, получает улучшенный моральный дух, сниженные затраты на вербовку и содержание всех кавалерийских подразделений и может нанимать превосходную кавалерию.Другой клан может получить больше от карты кампании, с бонусами к дипломатии и агентам, таким как Ниндзя, Гейша и Мэцукэ. И по традиции серии Total War каждый клан также отличается по сложности в зависимости от его положения относительно дружественных или враждебных кланов, независимо от уровня сложности.Общая выгодаПохоже, что и кампания, и поведение ИИ изменились к лучшему со времен Empire. Естественно, это не трудное испытание на Лёгкой сложности: вражеским кланам не хватает импровизации в бою, и они, как правило, создают менее продвинутые войска. Но перейдите на Тяжёлый уровень (допустим, я слишком труслив, чтобы играть на Легендарном), и игра полностью изменится. Помимо того, что ИИ более агрессивен в бою, он хорошо использует кавалерию в качестве фланговой или ответной силы. Направьте копейщиков на этих лошадок, и они будут мудро отступать назад, ища возможности, выжидая нужного времени. Попробуйте тот же трюк со своей собственной кавалерией, и ИИ будет держать свои наиболее подходящие отряды копейщиков в состоянии повышенной готовности.Благодаря умному окружению, сами поля боя теперь еще более точно отражают местность на карте кампании. Если ваша армия вступает в узкий проход, где гора с одной стороны и лес с другой, это будет именно то, что вы увидите на поле битвы. Это распространяется и на морские бои: появляются любые подходящие прибрежные объекты, дающие сражениям реальное ощущение местоположения.Это не только для визуального шарма. ИИ хорошо использует эту местность. Если поблизости есть холм, он использует его, собрав свои войска в хорошую оборонительную группу с лучниками на линии фронта, которые затем отступят за пехотинцев, если конфликт накалится. Игра, как правило, менее полезна для вас в сложных условиях. Мораль ИИ более устойчива – в визуальных подсказках видно очень мало, так как полосок морали юнитов, присутствующих в более простых настройках, больше нет, а юниты в лесу скрыты от глаз противников.С равными армиями у вас будет по-настоящему сложная битва с ИИ на Тяжёлом уровне. Если вы вдруг пропустили первый абзац, то повторюсь, что у ИИ нет проблем с нападениями с моря. Единственное, к чему я могу придраться, это то, что ИИ, когда его стрелы израсходованы, не умеет направлять своих лучников в качестве поддержки для ближнего боя. В общих чертах, в бою они не очень, но во время осады они просто будут стоять у стены и тупить, когда они могут нарушить баланс боя с помощью дерзкой атаки с фланга. Время покажет, есть ли у Shogun 2 ещё какие-либо грехи, но за время, которое я провел с ИИ, он показал заметное улучшение.Осада – более тонкий процесс, и, независимо от того, атакуете вы или обороняетесь, вам предлагается довольно приятная геометрическая головоломка про переходы между боями от двора к двору, основанную на концепции защитника, строящего свою оборону от защищенных зон поражения. С первого взгляда, это обычные стрелки, но, учитывая ограниченное количество стрел, доступных для юнитов-лучников, кончаются они довольно быстро. Варианты оружия для осады не такие, как на западе. В конце концов, вы можете исследовать мангонели и торговать с западом за пушки, но всё это сильно замедляет армию. Самое интересное в том, чтобы решать такие головоломки с помощью пехоты. Клановые услугиМультиплеер получил переработку в лучшую сторону. В то время как Napoleon предоставлял совместные кампании, Shogun 2 расширил возможности клановой игры и долгосрочного развития. Ваша первая задача – создать аватар, а затем начать карьеру, чтобы завоевать территории Японии на карте многопользовательской кампании. Он начинает с ранга 1, с базовыми доступными наземными и морскими юнитами, и каждое завоеванное им государство даёт очки опыта и открывает новый тип юнитов, технологию или слугу для участия в будущих битвах. Как и в одиночной игре, слуги дают бонусы своему генералу или армии или применяют дебаффы к вражеским армиям.Прокачка происходит разными способами. Помимо разблокировки юнитов, у вашего аватара есть свое собственное древо навыков, которое исследуется с помощью очков, заработанных за повышение рейтинга, и открывает боевые способности и бафы для вашего генерала или его общей армии. Охотники за достижениями будут рады отметить, что достижения в Steam также открывают новые части брони для вашего аватара, и есть реальные преимущества: полные наборы брони предоставляют новых слуг с уникальными эффектами.Продуманная клановая система подталкивает людей к совместной игре. Лидер клана может назначить целевые провинции на карте многопользовательской кампании, чтобы каждый мог атаковать, но если достаточное количество игроков клана выберет ее для места своего следующего сражения и выиграет, рейтинг этого клана поднимется в рейтинге. Победы в битвах также повышает ветеранство ваших юнитов с соответствующими усилениями характеристик.Действительно интересная вещь заключается в том, что любая конкретная битва совпадает с игроками с одинаковым рейтингом из пула тех, что доступны в настоящее время, так что долгого ожидания не наблюдается. Расходы на юнитов для найма зависят от ранга и ветеранства, поэтому, если вы играете с игроком того же ранга с опытными юнитами, он заплатит больше, чем вы, чтобы выставить их на поле.Это масштабное переосмысление; о том, насколько широко он будет охватываться, невозможно догадаться, но цель явно состоит в том, чтобы создать сбалансированные игры, ориентированные на игровое сообщество с чувством долгосрочного прогресса. Вы можете просто вспомнить старомодные игры «один на один», если хотите, и функции совместного использования юнитов, где, например, ваш приятель назначает контроль над вашей кавалерией, – очень приятное воспоминание.Последний бойНесомненно, это очень стильная игра, в которую приятно играть. Каждый юнит, каждая интерфейсная панель и каждый пункт меню оформлены в стиле средневековой Японии. Сухие технические описания приправлены небольшим всплеском поэтичного текста, такого как хайку, афоризм или известная цитата. Вам просто нужно пролистать внутриигровую энциклопедию (созданную с помощью Google Chrome, фанаты фактов), чтобы увидеть несколько замечательных примеров.Shogun 2 демонстрирует замечательный возврат к особенностям Total War. Это более жесткий и более сфокусированный игровой опыт, чем континентальный рост в Empire и Napoleon, не жертвующее сложностью и приносящее на поле битвы улучшенный ИИ. В конечном счете, он неизменно захватывающий, грандиозный по масштабности, удивительно атмосферный и кровавый.Shogun 2 – это отличный представитель серии Total War, вернувшийся к своей былой форме и имеющий самые необыкновенные шляпы в истории боевых действий. Тоцугеки!