Eternal Darkness: Sanity’s Requiem – игра в жанре психологического хоррора, которая вторгается в ваше сознание на совершенно ином уровне. Она была разработана Silicon Knights, основанной в 1992 году студией, которая, к сожалению, в 2014 году была закрыта. Кроме заглавной игры этой статьи студия также выпустила ремейк Metal Gear Solid для Gamecube и X-Men: Destiny для консолей 7 поколения и DS. Eternal Darkness была их первой игрой для Gamecube и представляла совершенно уникальный способ взаимодействия с игроком.
Александра Ройвас, главная героиня, вступает в дело после смерти своего деда, Эдварда Ройваса, в его особняке в Род-Айленде. Исследуя особняк, вы натыкаетесь на Книгу Вечной Тьмы. После прикосновения к книге вы вместо Алекс переключаетесь на управление древнеримским полководцем Пием Августом в 26 году до нашей эры. Там вам придется выбрать один из трех артефактов, каждый из которых принадлежит одному из Древних – божеству за границами измерений. Пий становится слугой Древнего, артефакт которого вы выберете. Вернувшись к управлению Алекс, вы должны найти новые главы книги. Все главы спрятаны в разных местах особняка. По ходу процесса вам снова предстоит сменить персонажа, как в первый раз было с Пием.
На протяжении Eternal Darkness вы поиграете за 12 различных персонажей от 26 года до нашей эры до 2000 года от Рождества Христова. Все они связаны не только с Книгой Вечной Тьмы, но и с каждым из Древних. Имена этих Древних – Ульяот, Ксел’лотас, Чаттур’га и Манторок. У каждого из них – своя сила и цвет, по которому их можно узнать. Ульяот обладает магической силой и представлен синим, у Ксел’лотаса ментальные способности, он зеленый, а Чаттур’га сосредоточен на физической силе и красный. Трое первых Древних связаны с Артефактами, которые вы находите в роли Пия. Четвертый, Манторок, известен как “Бог Хаоса” и физически находится на Земле.
По мере игры в Eternal Darkness Алекс с каждой главой будет получать новые знания. Они раскрывают игроку информацию о сюжете и помогают продвигаться по особняку. Три артефакта из начала игры также задают ее сложность. Сила слуг Чаттур’га – в более мощных атаках и большом запасе здоровья, монстры Ульяота атакуют вас магией, а приспешники Ксел’лотаса лишают вашего персонажа разума. Три цвета нейтрализуют друг друга по принципу “камень-ножницы-бумага”: Синий -> Красный -> Зеленый -> Синий. Эти преимущества и недостатки требуют выбора заклинаний и усилений соответствующих цветов.
Помимо жуткого сюжета и сеттинга есть еще пара моментов, отличающих Eternal Darkness. Это магическая система и шкала разума. Для использования заклинаний вам потребуются руны направления, по одной на каждого из Древних, и другие символы. Затем они используются для создания Кругов Силы на 3, 5 и 7 очков. Каждый из символов обладает своим смыслом, формирующим содержание заклинания. Например, Чаттур’га отвечает за силу, а с символами “поглотить” и “себя” создает заклинание лечения. Чем больше круг силы, тем более мощным будет заклинание. Самым лучшим в этой системе было то, что никто не говорил вам, какие должны быть комбинации. По ходу игры вы могли собрать все руны, но без экспериментов с различными сочетаниями остались бы без заклинаний. Кроме того, заклинания нужно было улучшать, а в конечном итоге вы получали возможность призывать монстров, которые сражались за вас.
Следующей важной особенностью этой игры, и наиболее выдающейся, стала шкала разума. На вашем экране рядом с уровнями Здоровья и Магии располагалась зеленая полоска, которая показывала уровень вашей вменяемости. Чем больше вы делали хорошего, тем сильнее она заполнялась, но при попадании в поле зрения врага или нападении ее уровень падал. Чем ниже было его значение, тем больше происходило разнообразных странных вещей, которые влияли не только на Алекс, но и непосредственно на игрока.
Среди стандартных эффектов низкого уровня вменяемости – дрожание камеры и странный шум на заднем плане. Дальше это усиливалось детскими криками, кровью из стен и даже странными действиями вашего персонажа. Сойдя с ума, вы могли проснуться на потолке или увидеть в комнате мнимых врагов.
Но наиболее впечатляющий в этом плане момент – игра пыталась обмануть игрока. При низком значении шкалы разума вы могли столкнуться с ложными сообщениями об ошибке чтения диска или внезапными отключениями звука с появлением соответствующего зеленого символа. Это было сделано для взаимодействия с сознанием игрока, чтобы он никогда до конца не верил тому, что видит своими глазами. Вполне возможно, что в одном прохождении увидеть все связанные с воздействием на разум эффекты не получится. У некоторых были случаи, когда персонаж на ровном месте буквально тонул в полу. Ниже вы можете посмотреть ролик от пользователя YouTube с ником SuperHobbit89, где показаны все эффекты, с которыми вы можете столкнуться.
Именно благодаря сочетанию сюжета и этих замечательных особенностей Eternal Darkness стала такой великой игрой. Стоит также отметить, что полноценную концовку игры можно увидеть только после трех прохождений, в каждом из которых нужно выбирать новый артефакт.
Eternal Darkness – это игра, которая принадлежала к жанру хоррора, но не связана с выживанием. Она создавала свою историю и развивала ее, а не была интерактивным фильмом ужасов. Для Eternal Darkness планировалось продолжение, но из-за ряда разногласий между Silicon Knights и Epic Games в 2014 году студия обанкротилась, и оно так и не вышло. Однако, Денис Дьяк, создатель Eternal Darkness, не оставляет надежду на разработку сиквела. Даже несмотря на пару неудавшихся попыток и провал на Kickstarter он остается верным желанию создать Shadow of the Eternals. В октябре 2014 года Дьяк даже создал новую компанию под названием Quantum Entanglement Entertainment для перезапуска разработки проекта, рассматривалась даже адаптация в виде фильма или сериала.
Подводя итог, можно сказать, что одно прохождение этой игры не займет у вас много времени, но ее сюжет с головой затянет на несколько часов. Благодаря такому количеству персонажей и сеттингов вы точно не соскучитесь.