Nintendo, мы все тебя любим, но никогда не простим тебе твои глупости.

Наконец-то Nintendo сделали это! Они вернулись обратно в гонку за звание лучшего производителя игровых консолей и снова завоевывают сердца преданных фанатов. Последние два десятилетия были непростыми для Nintendo: большую часть времени компания тщетно пыталась сравняться со своими конкурентами. Случались непродолжительные моменты успеха, но все это время она все прочно оставалась на третьем месте в глазах геймеров.

После стольких лет затишья наконец вышел Nintendo Switch, мгновенно привлекший внимание как казуалов, так и хардкорных геймеров. Игры наподобие Legend of Zelda: Breath of the Wild и Mario Odyssey напомнили всем о том, насколько глубокими и насыщенными могут быть игры от Nintendo. Своей многофункциональной консолью компания доказала, что все еще способна экспериментировать и создавать невероятные игровые миры, в которых можно затеряться на многие часы.

Благодаря вновь приобретенному успеху Nintendo преодолели своего главного врага: самих себя. На пути к вершине они оставили позади огромное количество неверных решений в области бизнеса и дизайна и недальновидность, которая чуть не уничтожила одну из самых ярких звезд игровой индустрии.

10. Nintendo GameCube

Nintendo GameCube

GameCube – фантастическая консоль. Однако Nintendo неправильно подошли к ее запуску и дизайну и в итоге впервые за время своего существования оказались на третьем месте в консольных войнах. В это же время Xbox и PlayStation 2 захватили игровой рынок и вытеснили оттуда Nintendo.

Так что же пошло не так? Nintendo ненавидят CD (и многие пункты этого списка это подтвердят). Компания упрямо отказывалась привыкать к носителю, который все уже давно стали использовать в массовом производстве игр. Вместо этого Nintendo обратились к минидискам.

По всей видимости, этот формат был избран, чтобы избежать пиратства, но у него были свои ограничения. Из-за минидисков у GameCube отсутствовали функции DVD-проигрывателя, чего нельзя было сказать об Xbox и PS2. Искушенные геймеры требовали от своих консолей нечто большего, чем просто возможность играть в любимые игры, и Nintendo не учли эту потребность.

Более того, в перечне игр, которые были доступны при выходе GameCube, отсутствовало самое важное – игра серии Mario. Да, были среди них такие шедевры, как Luigi’s Mansion и Wave Race, но этого было недостаточно, чтобы привлечь покупателей. В итоге было продано 22 миллиона экземпляров GameCube. Для сравнения, продажи PlayStation 2 достигли 154 миллионов. Нежелание Nintendo использовать CD-диски в качестве носителей стало первой большой ошибкой компании.

9. Virtual Boy

Virtual Boy

Многие из вас наверняка ни разу не слышали об этом ужасающем творении Nintendo. Virtual Boy по всем меркам был невероятным провалом, и реакция геймеров на него на тот момент это подтверждала.

В 1995 году один из разработчиков Game Boy Гумпэй Ёкой загорелся идеей воплотить футуристичные мечты о гейминге будущего в реальность. Он захотел сделать консоль, полностью поддерживающую 3D-графику, и создать множество иммерсивных игр, позволяющих игрокам погрузиться в вымышленные миры на экране. К сожалению, за окном все еще был 1995-й, и технологии того времени не позволили мечтам Гумпэя осуществиться.

Те, кто имели несчастье купить Virtual Boy, могли использовать его разве что для вызова рвоты. Гениальные умы разработчиков из Nintendo произвели на свет очки на подставке, в которые игрокам приходилось все время смотреть, согнувшись при этом в три погибели.

Игры были немногим лучше того, что производили Tiger Electronics для своих устройств на светодиодах. Чтобы создать эффект «виртуальной реальности», экран пришлось сделать полностью красным, что не могло не повлиять на удобство пользования консолью.
Virtual Boy потерпел сокрушительное поражение и исчез с полок магазинов через год. Nintendo были в отчаянии: этот провал существенно поспособствовал упадку духа креативности среди разработчиков.

8. Проблемы с выдачей лицензий

Проблемы с выдачей лицензий

Nintendo, несмотря на всю свою креативность и новаторские идеи, совершенно не умели вести бизнес и выбирать партнеров. Пример тому – катастрофически ужасный фильм по Super Mario Bros., выпущенный в 1993 году.

Фильм лишь отдаленно напоминал франшизу, экранизацией которого он служил. Подбор актеров был отвратителен, образы персонажей – еще хуже. Складывалось впечатление, что тот, кто написал сценарий и срежиссировал фильм, не имел ни малейшего представления о том, кто такой Марио, либо питал искреннюю ненависть к видеоиграм в целом.

Фильм, естественно, провалился в прокате и стал по праву считаться одним из худших произведений киноискусства того времени. Разумеется, это не могло пойти на пользу репутации Nintendo. Их самого узнаваемого персонажа извратили и выставили на всеобщее обозрение перед многомиллионной аудиторией.

В тот же год Nintendo дали Philips право на создание игр Legend of Zelda для Philips CD-i. Изначально компания заключила сделку с Sony, по условиям которой Nintendo должны были использовать CD-диски в качестве носителей. Сделка провалилась, и Nintendo обратились к Philips. Игры от Philips были едва ли не хуже, чем вышеупомянутый фильм. У них была ужасная графика, и в них было практически невозможно играть. Единственное, что спасло Nintendo – это провал консоли Philips CD-i. За один год компания успела дать запятнать две своих ключевых франшизы на глазах у всех.

Nintendo всегда ассоциировались с высоким качеством и доверием. Геймеры были готовы слепо заплатить за все, что они одобряли. 1993 год стал переломным моментом: фанаты стали остерегаться Nintendo, и компания начала терять связь со своей аудиторией.

7. Провал Wii U

Провал Wii U

Wii U – незаслуженно оклеветанная консоль. У нее была отличная концепция, и она могла бы стать неплохой преемницей Wii. Конечно, у нее были свои проблемы и изъяны, вроде двух раздельных экранов, но немного доработки – и получился бы достойный продукт.
Однако Nintendo полностью провалили маркетинговую кампанию и запуск Wii U, в результате чего она появилась на свет уже мертворожденной. Маркетинг Wii U с самого начала был странным и неопределенным.

Была ли это преемница Wii? Или самостоятельная консоль? Предназначалась ли для казуалов или хардкорных геймеров? Была ли она консолью для всей семьи или только для подрастающего поколения? Маркетинговая кампания Wii U не дала ответ ни на один из этих вопросов. Nintendo ошибочно полагали, что миллионы казуалов, купивших Wii, непременно захотят приобрести и Wii U.

Такое ощущение, словно создатели сами разочаровались в своем готовом творении, но было уже поздно что-то изменить. Wii U мгновенно провалилась в продажах, и Nintendo вернулись к тому состоянию, в каком они были до выхода Wii.

6. Power Glove

Power Glove

В отличие от Virtual Boy, который появился на свет тогда, когда технологии еще не могли реализовать его полный потенциал, Power Glove – это периферийное устройство, у которого изначально отсутствовал потенциал. В 1989 году Nintendo решили, что обычные контроллеры устарели, и с головой погрузились в технологию захвата движений. Главный недостаток Power Glove? Он не работал. Вот и все.

Предполагалось, что Power Glove навсегда искоренит нужду в традиционных геймпадах и сделает управление полностью интуитивным. Вместо этого, для управления через Power Glove требовалось показывать невероятно сложные жесты, причем их распознавания приходилось ждать минутами. И это еще если он вообще распознавал что-либо.

Power Glove – позорный провал, предвосхитивший увлечение Nintendo новыми технологиями, даже если они были чересчур непрактичными и необязательными. Маркетинговая кампания Power Glove была, как вы уже догадались, ужасной. Nintendo позиционировали его как новую передовую инновацию в гейминге, и в рекламе он работал идеально. Nintendo даже профинансировали и выпустили на свет целый фильм «Волшебник», рекламирующий Power Glove. Знаете это ощущение, когда некоторые сети фастфуда рекламируют идеальные бургеры, а когда вы покупаете такой бургер, вам дают помятый сухой кусок фарша? Вот здесь так же.

Геймерам достался дорогущий кусок пластика, который не желал выполнять ни одну из команд, которые прежде можно было активировать одним нажатием кнопки.

5. Запуск 3DS

Запуск 3DS

Virtual Boy был унизительным промахом, и 26 лет спустя Nintendo повторили свою ошибку. 3DS был выпущен в 2011 году, когда как раз начался бум 3D-фильмов и все были уверены в том, что будущее за трехмерной графикой. Преемник невероятно популярного DS хвастался поддержкой 3D-графики без всяких очков и шлемов, и Nintendo ожидали, что эта консоль станет их новым прорывом.

Однако новые технологии всегда влетают в копеечку, и это отразилось на цене, которая составляла 249,99 долларов. Несмотря на заманчивость 3D-графики, большинство игроков не могли позволить себе потратить столько денег.

Nintendo осознали свою ошибку и урезали цену консоли до 169,99 долларов через четыре месяца. Однако ничего уже нельзя было исправить – никто уже все равно не стал бы рассматривать 3DS в качестве обязательной покупки. Что еще хуже, эта попытка привлечь новых потенциальных покупателей задела тех, кто уже приобрел 3DS за первоначальную цену. Этих людей Nintendo попытались задобрить, предлагая им бесплатные игры и прочие плюшки, но они, по понятным причинам, все еще были в ярости.

4. Атака на стримеров

Атака на стримеров

Nintendo известны своими старомодными подходами к постоянно меняющейся и развивающейся игровой индустрии. Пускай они и любили инновации, но всегда настороженно относились к интернету, практически не используя его в своих целях.

Недоверие к интернету достигла своего апогея, когда стриминг стал нормой в игровой индустрии. До этого игровой журнализм состоял из узкого круга доверенных лиц, с которыми Nintendo было удобно сотрудничать и которым компания позволяла делать обзоры на их продукцию. Но с наступлением массового интернета все большую популярность стал набирать стриминг, и теперь любой мог зайти в интернет и выложить запись игрового процесса на всеобщее обозрение.

Для Nintendo это была какая-то непостижимая концепция. Они сразу стали считать это пиратством и начали атаку на сообщество стримеров. По какой-то причине компания не могла понять, что от стриминга они только выигрывают: по сути, это бесплатная реклама. Но Nintendo считали, что стримеры просто наживаются на их интеллектуальной собственности.

Nintendo начали охоту на стримеров с YouTube и подавали жалобы на летсплеи из-за «нарушений авторских прав». Однажды компания заставила ютубера вернуть все заработанные им с рекламы с на канале деньги. Этот поступок, естественно, не поспособствовал улучшению отношений Nintendo с сообществом геймеров и в очередной раз доказал, какой недальновидной и враждебной иногда бывает эта компания.

3. Продажа Rare

Продажа Rare

Rare была одной из лучших компаний, занимающихся разработкой игр. Она произвела на свет такие шедевры, как Perfect Dark, Killer Instinct, Banjo-Kazoole, GoldenEye и Battletoads. Она была главной движущей силой Nintendo и помогала продвигать их консоли.

Затем каким-то невообразимым образом Nintendo упустили возможность купить Rare и сделать ее полноправной частью своей организации. Вместо этого они позволили Microsoft выкупить Rare, а вместе с ней и все права на интеллектуальную собственность, включая вышеупомянутые игры. Это означало, что Nintendo больше не могли выпускать сиквелы ни к одной из этих игр, зато Microsoft могли. Благодаря этому Xbox крайне быстро обрел популярность.

Это, опять же, очередной пример недальновидного мышления Nintendo. Компания позволила конкурентам захватить индустрию, в которой раньше она занимала видное место. И если самой индустрии это в целом пошло на пользу, то Nintendo остались ни с чем.

2. Опора на NES

Опора на NES

После обвала рынка видеоигр в 1983 Nintendo восстановились и успешно выпустили Nintendo Entertainment System. Успех был настолько велик, что усыпил бдительность компании. Nintendo просто откинулись в своих креслах и наблюдали за тем, как им капают денежки с продаж NES. Компания была уверена в том, что их консоль не потеряет популярность и в 90х.

Но затем на арене появился новый игрок – Sega со своей Sega Genesis, поддерживающей невероятную на тот момент 16-битную графику. Nintendo все еще ничего не предпринимали. Внезапно геймеры стали тянуться к Genesis, пораженные великолепной графикой и новыми играми. Своим бездействием Nintendo сами себе создали нового конкурента на рынке, который до этого полностью находился в их власти в течение пяти лет.

Nintendo были вынуждены по-быстрому сварганить Super Nintendo Entertainment System, чтобы хоть как-то помешать успеху Sega Genesis. Компании потребовалось два года, чтобы наконец выпустить ответ хиту от Sega. И все эти два года Sega наслаждалась своим удачным положением на рынке, который ранее был монополизирован Nintendo.

1. Создание PlayStation

Создание PlayStation

Когда речь заходит об ужасающем положении дел Nintendo в 2000-ых годах, только одно слово мгновенно приходит на ум: PlayStation.

Каково было бы узнать, что PlayStation был создан Nintendo? Это же все равно что сказать, что Винс Макмэн создал WCW и затем передал его Теду Тернеру. После очередных проблем с CD-носителями, Nintendo заключили сделку с Sony, согласно условиям которой они должны были выпустить аддон для системы SNES, с помощью которого можно было бы играть в игры как с дисков, так и с картриджей. Это было отличная идея. Представьте себе, какой классной бы вышла консоль, если бы Nintendo работали над ней вместе с Sony!

Но в какой-то момент Nintendo испугались и решили, что эта сделка дает Sony слишком много прав на игры от Nintendo. Затея провалилась. Забрала ли компания при этом PlayStation с собой? Может быть, она выкупила его у своего бывшего партнера? Ничего подобного. Новая консоль осталась у Sony, которая поскорее выпустила ее в продажу, чтобы отомстить Nintendo.

CD-формат оказался значительно проще в использовании, чем картриджи, и многие разработчики стали работать на Sony. Одним из таких разработчиков был Squaresoft, которого вы знаете по франшизе Final Fantasy.

Nintendo отдали отличную консоль с поддержкой CD-дисков, которые обретали большую популярность, чем картриджи, в руки своему противнику без единой задней мысли. Так компания обрела себя на пребывание на третьем месте на следующие два десятилетия, пока Sony PlayStation захватывала рынок игровых консолей.


Похожее