Разбираем меланхолию эпизодической игры Dontnod.

После того как я закончил игру, мне захотелось вновь услышать саундтрек, так что я отправился на YouTube. Там были комментарии, в которых люди требовали, чтобы Макс и Хлоя были вместе навсегда, или говорили, что ни одна игра не пробуждала в них такие эмоции. Среди них был такой комментарий от AlchemicalGames: “Из-за этой игры мне становится странно грустно. Я немного ностальгирую, но есть также чувствую потребности того, чтобы моя жизнь была похожа на жизнь Макс”. Ему ответили: “Я думал, я единственный это чувствовал”.

Последовало еще больше ответов:

  • “Когда играешь в эту игру, кажется, что в твоей жизни чего-то не хватало, и ты понял это только сейчас”.
  • “Для меня это дружба Макс с Хлоей. В подростковые годы у меня ни разу не было такой дружбы”.
  • “Просто кажется, что в жизни чего-то не достает, а в этой игре оно есть”.

В последний раз, когда я туда заглядывал, в треде было больше 40 ответов.

Чувство, которое испытывают многие пользователи YouTube, на самом деле не такое таинственное. Немцы, которые идеально изучили меланхолию, даже придумали для этого отдельное слово. “Sehnsucht” – разновидность болезненной ностальгии о том, чего не было в вашей жизни. Что меня впечатлило, так это то, что Life is Strange вообще попыталась пробудить это чувство в людях.

Игры обычно стараются не ввязываться в состояние игроков. Даже в сюжетных играх сами игроки редко испытывают тоску: NPC грустят, а мы обычно улучшаем их настроение, выполняя квест. В этом аспекте Life is Strange предпринимает более взрослый подход. Это эпизодический приключенческий детектив, подростковая драма о старшей школе… В то же время это игра о горечи.

В детстве Макс и Хлоя были лучшими подругами. Вместе они провели счастливое детство. Когда нынешняя Макс исследует дом Хлои в Эпизоде 1: Хризалида, это место полно её воспоминаний. На что бы вы ни кликнули, любой предмет способен пробудить в ее мыслях воспоминания о старых добрых деньках.

Старый комод: “Мы весь день потратили на то, чтобы покрасить его в синий”. Диван: “Раньше мы представляли, что это пиратский корабль”. В саду есть побледневший рисунок на картоне, который изображает двух девочек, которые убегают в нарисованный мир приключений. “Мы с Хлоей потратили на этот рисунок целый день”.

Почему мне нравится ощущение горечи в Life is Strange

Эти воспоминания счастливые, но Макс от них не радуется. Она уехала и не смогла поддерживать связь с Хлоей. Отец Хлои погиб, теперь она злая и едкая. Мир их беззаботного детства исчез навсегда. Макс сидит на качелях, которые сделал для них отец Хлои, и вспоминает о том, как Хлоя всегда была рядом. Тем временем Джулия Стоун печально поет: “Ты где-то, я где-то… Ты нигде, я нигде”.

Этот потерянный рай, нарисованный мелками, выступает фоном для всего, что произошло дальше. Единственный эгоистичный поступок, который Макс сделала в своей жизни, – то, что она не поддерживала общение с Хлоей. Серьезно. Она официально самый хороший персонаж в видеоиграх. Теперь ее стремление помириться с Хлоей, каким-то образом все исправить ведет весь сюжет к разрушительному завершению.

Тоскливая атмосфера заполняет все. Практически каждый персонаж когда-либо говорил Макс о том, что хочет вернуться назад во времени и изменить что-либо в своем прошлом. Саундтрек почти полностью состоит из акустических, спокойных инди-песен, в которых герой говорит о том, что скучает по кому-то, прощается или же хочет, чтобы все было иначе. В прекрасном городе Аркадия-Бэй весна? Лето? Нет. Осень. Это то время года, когда мир начинает увядать. Само слово “Аркадия” – синоним потерянного рая.

Итак, Макс же получила способность возвращаться назад во времени и исправлять ошибки прошлого, так?

Как оказывается, нет. Она не может вернуть потерянное детство. Теперь Хлоя и Макс подростки. Она не может уберечь отца Хлои от смерти, ведь за это Хлое придется заплатить огромную цену. В конце она может сделать только один выбор: пожертвовать целым городом или человеком, которого она больше не хочет отпускать. В любом случае она будет всю жизнь испытывать муки совести.

Почему мне нравится ощущение горечи в Life is Strange

Если мы можем почувствовать ностальгию о потерях, случившихся в маленьком мире Макс, все дело в том, что разработчики проделали блестящую работу, сумев оживить это чувство. Оно проявляется в разных моментах: когда героиня тайно купается с Хлоей в школьном бассейне, в последний раз отправляется с ней на ночевку в душераздирающей альтернативной временной линии или просто смотрит на пейзаж, который пролетает мимо, под песню Хосе Гонсалеса.

Ни у кого из нас не было таких глубоких отношений, мы не жили в таком живописном месте. Однако у всех нас было что-то подобное. Более напряженная версия Dontnod кажется знакомой, поэтому ее больно терять.

Мы не можем держаться за счастливые времена, как Макс. Именно этот потрясающий секрет лежит в основе Life is Strange: то, что сначала казалось суперспособностью, которая может избавить от сожалений, на самом деле усиливает эти эмоции.

Похожее