Может, это и не «лучшая» игра в стиле D&D, но The Temple of Elemental Evil – это определённо самый проработанный перенос настольной игры в виртуальное пространство.В деревенской таверне местные жители стараются перепить друг друга, а я, как известно, люблю напиваться в видеоиграх. У моего варвара (который к тому же и полуорк) очки интеллекта почти на нуле, зато сила прокачана как надо, так что, думаю, ему стоит принять участие в соревновании. Суть его заключается в том, что всякий раз, когда хозяин таверны кричит «Пей!», около десятка посетителей синхронно выпивают эль, попутно теряя очки здоровья (разумеется, это не смертельно). В итоге на ногах остаётся лишь мой варвар и путник по имени Коборт, который уже после следующей кружки присоединяется к мирно храпящим на полу горожанам.А я тем временем обчищаю их карманы. Причём собираю даже одежду. И вроде бы никто не возражает. Это своеобразный урок для всех любителей выпить. Им ещё повезло, что я не рисую на их лбах что-нибудь неприличное. До конца игры все сегодняшние посетители таверны будут выделяться из толпы, ведь людей в средневековом нижнем белье заметно за километр. Примерно так в The Temple of Elemental Evil проходит вечер пятницы.И перед тем, как продолжить, сразу оговорюсь: Planescape: Torment – это лучшая игра в стиле Dungeons & Dragons. В ней полно креативных решений, неожиданных поворотов сюжета, интересных концепций и отличных персонажей. Но если вы когда-нибудь играли в настольную версию D&D, то вы понимаете, что Planescape: Torment не особо на неё похожа (если, конечно, вашим Мастером Подземелий не был Крис Авеллон).Настольные версии D&D любят за их прямолинейность и почти полное отсутствие философии. Это идеальные игры для шумной компании, которая запаслась пивом и закусками и готова пуститься в приключения, попутно сражаясь с нелепыми монстрами вроде болотной тины и гоблинов, а затем вернуться в город, продать найденные вещи и отправиться в таверну. Там компанию ждёт весёлая потасовка с местными и крепкий сон, позволяющий восстановить манну, после чего можно вновь отправляться на поиски приключений.The Temple of Elemental Evil – это игра, которая лучше всего переносит этот опыт в виртуальное пространство. Может, это и не лучшая игра в стиле D&D, но это определённо самый верный духу D&D проект.Основной плюс The Temple of Elemental Evil заключается в том, что это адаптация реальной настольной игры, за разработку которой отвечали Фрэнк Менцер и Гэри Гайгэкс (один из создателей D&D). Вышедшая в 1985 году, она частично базировалась на приключении Village of Hommlet (1979 год) и подарила всем фанатам D&D один из самых запоминающихся сценариев.Деревня Хоммлет играла роль отправной точки, откуда игроки уходили на исследование леса, полного бандитов, соседнего поселения Нулб, где жили сплошь воры и мошенники, и разрушенного храма, причём каждый из этих уровней был сложнее предыдущего. Данная игра заложила основы хорошо известного нам формата, так что даже те, кто не был знаком с оригиналом, скорее всего, играли во что-нибудь, что было создано под его влиянием.Данная видеоигра следует всем правилам, заложенным в настольных версиях D&D, причём делает это детальнее, чем любая игра из эпохи Gold Box. Знаменитые правила версии 3.5 со всеми их причудами и особенностями пошагового боя перекочевали в игру едва ли не дословно. Вы знаете, что такое атаки при возможности? Чем важны пятифутовые шаги? Атаки на ходу?Вы обязательно всё это узнаете, поскольку в The Temple of Elemental Evil используются все классические элементы из настольных игр. Здесь даже объёмное руководство на 150 страниц, парочка из которых посвящена перечислению различий с официальными правилами (и почему-то рецепту печенья с шоколадной крошкой).И правил здесь довольно много. Они отображаются в радиальном меню, которое появляется при нажатии правой кнопки мыши. Каждый из пунктов содержит в себе несколько дополнительных разделов, которые появляются как инструменты из швейцарского ножа, только вместо кусачек для ногтей и штопора перед вами находятся списки заклинаний, умений, навыков и предметов.Выглядит немного нелепо, но зато это меню вполне функционально. Как и в случае с Blood Bowl, я слабо представляю себе людей, которые могут проникнуться этой игрой, не зная оригинальных правил. С Blood Bowl эту игру роднит ещё и то, что их создатели с любовью перенесли настольные правила в виртуальный мир, позаботившись о каждой мелочи.Вместе с правилами The Temple of Elemental Evil удаётся воссоздать дух классической игры D&D. Действие здесь происходит в мире Грейхок – одном из первых сеттингов D&D, который несколько лет считался главным. Удивительно, но это первый раз, когда Грейхок показывается в видеоигре; вероятно, дело в том, что этот мир – настоящая фэнтезийная солянка (хотя то же самое можно сказать и о Забытых Королевствах). Здесь есть всё, что вы ожидаете: гноллы, гномы, огромные лягушки и персонажи с труднопроизносимыми именами вроде «Зуггтмой» и «Спануар».Грейхок, как и большинство сеттингов, изначально являл собой лишь сценарный скелет, заполнять который должны были Мастера Подземелий. В видеоигре же дизайнеры из Troika взяли на себя эту роль и создали именно такие сайдквесты, которые пришли бы в голову среднестатистическому Мастеру. До того, как вы покинете Хоммлет, вам предстоит уладить вражду между двумя семьями (и возможно даже оказаться по итогам в браке), прогнать шпионов из храма и побывать на двух сторонах конфликта между местным друидом-старовером и адептами нового культа Святого Катберта.Всё взаимодействие с персонажами сосредоточено в диалоговом древе, благодаря которому ролевая игра ощущается именно как ролевая игра. Настольная The Temple of Elemental Evil в своё время вдохновила первые игры по вселенной Fallout (к слову, Тим Кейн, главный дизайн Fallout, занимался диалогами и в этой игре), и даже сейчас она остаётся верна своим корням, позволяя даже героям с низким интеллектом выдавать остроумные фразы. Уг, тот самый варвар-полуорк, обладает крайне скудным интеллектом (лишь 6 единиц), что открывает дополнительные варианты во всех диалогах с игровыми персонажами. К примеру, общение с NPC проходит следующим образом:Жена кожевника: Приятно познакомиться, Уг. Меня зовут Лисбет. Я жена Джекка, местного кожевника. Уг: Местного кочевника? Жена кожевника: Нет-нет. Он делает вещи из кожи для горожан. Он кожевник. Уг: Он делает веники из кожи? Хе-хе-хе. Брутально.Подобными шутками мы обмениваемся с друзьями, сидя за настольной игрой и поглощая фаст-фуд. Но Уг при этом ещё и довольно мило разговаривает с детьми Лисбет, рассказывая им, что полуорки – это совсем не монстры и что он не собирается их есть.Как я уже говорил, здесь мало общего с Planescape: Torment, но у игры есть собственное очарование. Да, у нас никогда не получится сыграть в ту самую The Temple of Elemental Evil, которую Гэри Гайгэкс показывал своим друзьям и детям, потому что даже версия 1985 года была заметно модифицирована, в то время как изначальная карта Гайгэкса была полностью случайной – все события и персонажи генерировались при помощи числе на кубиках. Но всё же та игра, что оказалась на прилавках – это самая близкая версия к тому оригиналу, что послужил вдохновением для культовой D&D.Конечно, сидеть в одиночку перед компьютером – это далеко не игра в шумной компании, где каждый то и дело дурачится или отпускает шуточки, но The Temple of Elemental Evil каким-то образом удаётся воссоздать эту атмосферу. И очень жаль, что игра не пользовалась особой популярностью.Одним из главных минусов выпущенной в 2003 году The Temple of Elemental Evil стал тот факт, что, как и другая RPG-адаптация от Troika под названием Vampire: The Masquerade – Bloodlines, игра была полна багов. К счастью, с тех пор вышло немало патчей, а сообщество моддеров, именующих себя Circle of Eight, выпустили набор модов, значительно улучшавших геймплей. Они добавили новые квесты, изменили уже существующие и даже прописали новый городок Вербобонк. А ещё один их мод позволяет сыграть вам в приключение «Крепость на границе», которое является своеобразной классикой в сеттинге Грейхок.Я до сих пор не до конца изучил мир The Temple of Elemental Evil – частично потому, что пещеры здесь по-настоящему огромны, и частично потому, что постоянно начинаю игру заново с другими персонажами. А механика в стиле D&D 3 добавила в игру возможность смешивать классы, благодаря чему теперь можно создавать хафлингов-паладинов или магов с арбалетами, и я не мог пройти мимо такой возможности.Тут легко можно потратить несколько часов, просто собирая отряд, и в каждом приключении есть девять разных завязок в зависимости от того, каких героев вы выберете.И хотя я, скорее всего, так и не доберусь до странной демонической королевы грибов, обитающей в подвалах замка, в таверне деревни Хоммлет я появлюсь ещё не раз, вновь выпивая с теми ребятами, чьи штаны я совсем недавно продал ближайшему торговцу.