Да-да, конечно, мы знаем, что ты рок-звезда в Guitar Hero или Rock Band, но все-таки это не значит, что ты действительно умеешь играть.

Или все-таки умеешь?

Споры не прекращаются с момента выхода первого Guitar Hero в 2005 г. Исследования показывают, что компьютерные игры способствуют развитию как умственного, так и физического здоровья. Но могут ли они помочь в занятиях музыкой?

Первое, что необходимо понять: музыка объединяет несколько областей человеческой деятельности. В ней всего понемногу от разных наук: математики, языкознания, истории. Есть куда приложить чисто физические способности, а больше всего в музыке, конечно, искусства. Потихоньку приходит понимание, что с музыкой в мире не связано очень мало вещей.

Если играешь в игру, которая делает упор на историю (например, в Civilization 6), то сможешь лучше оценить влияние истории на музыку. В играх же наподобие Dance Dance Revolution надо активно двигаться.

Мы составили список из 5-ти наблюдений, которые показывают, как комьютерные игры помогут учиться музыке. Ты удивишься, когда узнаешь, сколько между ними общего.

5. Знай свое место

Компьютерная игра почти любого жанра учит работать в команде. Отличные примеры Overwatch, Evolve, Borderlands, Star Wars Battlefront и Team Fortress 2.

Знай свое место

В шутере Team Fortress 2 воюют две команды, а сама механика основана на наличии различных классов персонажей. Игрок может выбрать Поджигателя, Шпиона, Разведчика, Солдата и Медика. Очень важно знать способности своего класса и понимать, когда и какие способности надо использовать. Игры учат, что для каждого оружия, класса, заклинания есть свое время, место и обстоятельство.

Ну, разве что кроме Ямчи, он всегда к месту.

При игре в группе, оркестре или пении в хоре точно так же важно знать все про свою роль. Ты вокалист? Гармонист? Может, ритм задаешь? Ты занимаешь четко определенное место в той музыке, которую ты создаешь. Четко знай, что от тебя нужно и не лезь, куда не просят.

Хороший музыкант не ограничивается изучением слабых и сильных мест своего инструмента. Сочинение и прослушивания, занятия и отдых это все о нем. Если ты играешь на трубе, это не значит, что как-нибудь тебе не придется играть тихо, ну а если твой инструмент фагот, это не значит, что тебе не достанется главная партия. Игры помогут понять, когда нужно блеснуть своим умением, а когда не выделываться и дать действовать другому игроку.

4. Разные миры, разные жанры, разная музыка.

Музыка в компьютерных играх прошла долгий путь, начав с пищалки в первых аркадах или игр про Марио. Для современный ААА тайтлов нанимают профессиональных композиторов, таких, как Джереми Соул, Мартин О’Доннел или Джек Уолл. Дай послушать какому-нибудь скептику любой трек из Arcanum: Of Steamworks или Magick Obscura. Спорим на что угодно, он ни за что не догадается, что это музыка из компьютерной игры.

Но разве саундтрек к игре, хоть и профессионально написанный, может помочь учиться музыке?

Конечно.

По-настоящему хорошо сделанная игра не будет экономить на музыке, которая поддерживает атмосферу игры. Вот у нас есть серия игр про ведьмака. Они сделаны на основе романов польского писателя Анджея Сапковского. «Ведьмак» пронизан славянской мифологией и средневековым фэнтези. Вслушайся в саундтрек и поймешь, что он хорошо соответствует духу книг. А если почитаешь статью, которая описывает процесс создания музыки для тайтла, то поймешь все еще лучше.

Такое есть не только в «Ведьмаке». Послушай японские мотивы в заглавной теме Shadow Tactics: Blades of the Shogun или саундтрек Civilization V: Brave New World целиком. Каждая нация в пятой «Цивилизации» имеет свой уникальный набор мелодий, основанных на национальной музыке каждой из них.

«Мирная» тема Древней Греции в пятой «Циве» взята из Эпитафии Сейкила древнейшей музыкальной записи, известной науке. Мелодия и текст выбиты на надгробном камне, датируемом 200 г. до н.э. Музыка – это тоже история, а компьютерные игры дают нам роскошную палитру музыкальных жанров, инструментов, композиторов и мелодий.

3. Звук оживляет картинку

Как и в кино, в компьютерной игре музыка на фоне меняется вместе с изменением действия на экране. Иногда событие наступает по скрипту, а иногда является реакцией игры на действия игрока.

Игрок может пройти половину стелс-миссии в Splinter Cell: Chaos Theory, как вдруг изменение музыки просигнализирует, что его заметили. То же самое случается, если в Скайриме на игрока нападает дракон.

Изменения тональности в музыке (модуляции) не являются чем-то исключительным. Они или добавляют какую-нибудь изюминку в текущую тему, либо вводят новую. Модуляциями дело не ограничивается: например, джазовые музыканты, такие как Хорас Сильвер и Фрэнк Заппа вдобавок часто меняют музыкальный размер.

Музыканты, которые часто слышат песни с модуляцией или необычным размером, не сбиваются, когда играют сами. Кроме того, умение уловить смену тональности позволяет лучше представить образ песни в голове, что в конечном итоге улучшает общую музыкальность.

2. Комьютерные игры учат правильно оценивать ситуацию

Старый слоган Electronic Arts гласит: «Бросай вызов всему». Компьютерные игры соревновательны по своей сути. А в любом соревновании есть две стороны: ты и противник. Игроку приходится соревноваться с кем-то, будь то ИИ, рейтинг или другой игрок. Все, что делает игрок, немедленно отображается на экране, а в мультиплеере к действиям игрока добавляются действия других игроков, совместные и не очень.

Вот, например, Street Fighter 4. Допустим, ты изучил все мувы и комбо у Рю. Но играть по одной и той же схеме все время ты не сможешь: бой против М. Байсона отличается от боя с Чунь-Ли, они абсолютно разные противники.

Победителем становится тот, кто правильно оценивает происходящее на экране и предпринимает соответствующие действия, использует сильные стороны своего персонажа и слабые стороны противника.

Игра в джазовом ансамбле это умение чувствовать других музыкантов и вести с ними музыкальную беседу. Умение слушать тут очень пригодится.

Если ты во время игры на клавишах слышишь, как ударник резко меняет манеру игры, будь готов поменять и свою. Вот саксофонист оборвал свою импровизацию: сможешь подхватить и продолжить мелодию?

Игры учат находить общий язык с другими игроками. Общаться между собой можно как на классическом литературном языке, так и путем нажатия кнопок в определенной последовательности. И музыка, и игры очень богаты на взаимодействие.

1. Компьютерные игры приучают к труду

Спроси любого музыканта: «Как ты научился так круто играть?» и он незамедлительно ответит, что дело в практике. Конечно, талант есть талант, но на одном таланте далеко не уедешь. Легендарный джазмен Чарли Паркер занимался по 11-15 часов в день, чтобы стать тем, кем он стал. Занимайся, и станешь таким же, как он.

Куча практики нужна в каждой игре. В Mortal Kombat IX есть специальная комната для отработки комбо у персонажей или тайминга для фаталити. В Halo 3 есть режим «театра», где игроки могут посмотреть на свою игру и разобрать свои ошибки.

Что, ты отмочил комбо в 30 ударов в Dragon Ball Z: Hyper Dimension и думаешь, что ты теперь гитарист-виртуоз?

Нет, не совсем так. Даже совсем не так. Тем не менее, это значит, что ты терпелив, усидчив и дисциплинирован, что очень важно в занятиях музыкой.

Эффект удваивается от игр, механика которых напрямую завязана на музыку: игра в группе в Rock Band, изучение пальцеломательных комбо из Guitar Hero и тренировка слуха и вдумчивое вслушивание в Loom.

Так что давай, хватай контроллер и пошли играть в Overwatch или Fortnite. А в следующий раз, когда сядешь за пианино, помни, что игры могут научить кое-чему в умении слушать, понимать свое место в команде и без напряга заниматься нудной, рутинной работой, необходимой для достижения результата.

Похожее