Что пошло не так со второй портативной попыткой Sony?

История Sony на рынке портативных консолей полна взлётов и падений. PlayStation Portable стала их первым выходом на эту сцену, и хотя некоторые могут сказать, что успехи Nintendo DS значительно превосходят PSP, сложно назвать последнюю провалом. В итоге было продано более 80 миллионов копий PSP, и ко времени остановки производства на консоли образовалась отличная библиотека игр, охватывающих всевозможные жанры.

С PlayStation Vita у Sony были все шансы укрепить свои позиции в сфере портативных консолей и стать силой, с которой стоит считаться. Всё, что им требовалось сделать, – это повторить путь PSP, только лучше и последовательней. Но на сегодняшний момент нам известно, что всё вышло совсем не так. Было продано менее 15 миллионов консолей, что сделало PS Vita наименее успешной системой PlayStation из когда-либо созданных. И хотя в её библиотеке имеется немало достойных игр, этого оказалось недостаточно для большей части аудитории.

Что пошло не так с PS Vita?

Sony закрыла производство консоли и её аксессуаров, а также маловероятно, что компания когда-либо решится на ещё одну портативную систему. Так как же они пришли от PSP – системы, которая, несмотря на отставание от своего прямого конкурента, оказалась довольно успешной, – к Vita, ставшей единственным недвусмысленным провалом в ряде PlayStation?

Большая часть вины, разумеется, лежит на Sony. С самого начала они приняли ряд крайне плохих решений. Первой и самой очевидной причиной провала стала цена. При цене в $249 на момент выпуска (или $299 для версии с 3G) Vita сразу же стала восприниматься как консоль с завышенной ценой, и при этом не имели значения её впечатляющие технические характеристики. Тот факт, что существовали альтернативы гораздо дешевле, значительно навредил системе.

Что пошло не так с PS Vita?

Её прямой конкурент, консоль 3DS, также была выпущена по высокой цене, однако Nintendo довольно быстро её снизила, что позитивно сказалось на продажах. К слову, PS3 – гораздо более мощная система с впечатляющей библиотекой – в течение ранних лет Vita была доступна по более низкой цене, что ещё сильнее повлияло на продажи последней. Не говоря уже о том, что в те годы набирали оборот мобильные игры.

В итоге, в середине 2013 года Sony также снизили цену на Vita, одновременно представив более дешёвую модель PS Vita 2000, однако существовали и другие факторы, влияющие на успешность системы. Ещё одним просчётом Sony стал их подход к картам памяти Vita. Вместо того чтобы позволить пользователям использовать стандартные карты SD, Sony разработала отдельные карты памяти для своей консоли, которые продавались по смехотворно высокой цене.

Продвижение данной портативной системы также было далеко от идеала в том смысле, что вообще обошло Vita стороной. По сравнению с 3DS или даже с самой PSP Sony не особо старалась распространить информацию о Vita и заинтересовать аудиторию в новой системе.

Что пошло не так с PS Vita?

Однако все эти проблемы в той или иной степени оставались бы терпимыми, будь PS Vita системой с заманчивой библиотекой, которой она в конечном итоге не являлась. Это, разумеется, не значит, что на консоли совсем не было хороших игр. Такие тайтлы как Persona 4 Golden, Killzone Mercenary, Uncharted: Golden Abyss, Gravity Rush, Tearaway и ещё несколько других считаются лучшими играми на Vita, и нельзя отрицать, что они стали отличным опытом, особенно в некоторых случаях (к примеру, Persona 4 Golden до сих пор остаётся одной из лучших игр серии, и это вполне заслуженно).

Однако многим эксклюзивным изданиям для Vita не удалось впечатлить игроков. Resistance: Burning Skies представлялась как примечательный консольный шутер от первого лица, но оказалась, мягко говоря, отвратительной. Assassin’s Creed 3: Liberation ни в коем случае нельзя назвать плохой игрой, но ей не удалось ничем выделиться, особенно на фоне консольного собрата Black Flag, в то время захватившего мир.

Некоторые крупные франшизы Sony также не вышли на PS Vita. Например, God of War, Ratchet and Clank, Gran Turismo, присутствующие на PSP, так и не были реализованы на новой консоли. Ещё одним огромным упущением был Monster Hunter от Capcom: в годы упадка PSP именно игры Monster Hunter не просто поддерживали систему на плаву, но и наращивали её успешность. Проигрыш эксклюзивности данной франшизы 3DS стал сильным ударом как для Vita, так и для Sony.

Что пошло не так с PS Vita?

Также можно предположить, что с PS Vita компания в итоге осознала, что распределение ресурсов на две отдельные и одновременно активные системы – не тот путь, который ей следует выбрать. За последние годы в Sony изменили свой подход с PS4: сосредоточенность на одной системе с лучшими играми, на которые они способны, определённо пошла компании на пользу. По этой же причине совершенно очевидно, что вряд ли Sony решится выпустить третью портативную консоль.

И на самом деле это досадно. Досадно, что столько факторов сделало PS Vita провальной, потому что ещё на момент объявления о системе было ясно, какой у неё невероятный потенциал. Представь её Sony правильно – и консоль могла бы добиться огромных успехов, что прочно укрепило бы позиции компании на рынке портативных устройств. Оборудование и устройство PS Vita впечатляют и по сей день, особенно дисплей OLED в оригинальной модели. За последние годы система стала любимицей инди-игр (ещё одно звание, которое перехватила Nintendo с выходом Switch), что помогло ей собрать хоть и небольшую, но преданную фан-базу.

Похожее