И теперь термин «морально серые» больше не подходит для того, чтобы описать Орду.
Предупреждение: в этом посте содержатся спойлеры сюжета самого последнего квеста.

Сюжет события, предварявшего дополнение Battle for Azeroth, достиг своего драматического апогея, не на шутку возмутив игровое сообщество World of Warcraft, и на то есть веские причины. Вторая часть квестовой цепочки «Войны шипов» открыто возвестила о начале войны между Альянсом и Ордой, выставив одну из сторон конфликта в явно негативном свете.

Warbringers: Sylvanas

Да, игроки с самого начала знали, что это событие неизбежно закончится сожжением Тельдрассила, гигантского древа, являвшейся столицей ночных эльфов под названием Дарнас. Чего игроки не знали, так это того, кто же на самом деле был виновен в разрушении мирового Древа и в убийстве его мирных жителей. Blizzard дразнили игровое сообщество этой загадкой месяцами, ещё с того момента, как Battle for Azeroth был впервые объявлен на Blizzcon. И вот, вторая короткометражка серии «Лики войны» наконец-то раскрыла имя виновника. Им оказалась Сильвана Ветрокрылая.

Сабреддит World of Warcraft, форумы и даже фан-сайты буквально взорвались от гневных сообщений, в которых игроки выражали своё негодование по поводу того, каким образом Blizzard поворачивают ход истории. Это на самом деле очень сложная проблема, которая объясняет, почему же игроки одновременно так любят и так ненавидят подход Blizzard к развитию сюжета.

В любви и на войне все средства хороши

Первая часть цепочки квестов события «Война шипов» подробно рассказала игрокам о том, с чего же началась война между Альянсом и Ордой, а именно о том, как Орда под предводительством Сильваны Ветрокрылой неожиданно для Андуина Ринна и его соратников напала на Тёмные берега.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Во время этой первой главы Орда штурмует северную часть побережья с целью захватить Тельдрассил и лишить Альянс невероятно ценного опорного пункта, окончив войну ещё до её начала. Нападение на земли Альянса без предшествующих провокаций к этому можно назвать спорным решением, однако причины, по которым Сильвана пошла на такой шаг, вполне обоснованы.

По сути, это ресурсная война, в которой обе стороны сражаются за кристаллизованную кровь планеты, называемой «Азерит». Азерит – это невероятно мощное вещество, которой стремятся завладеть обе стороны и использовать его для уничтожения своего противника. Однако если это вещество попадёт не в те руки, то оно станет оружием массового поражения.

И вместо того, чтобы вести холодную войну, Сильвана увидела возможность обеспечить выживание Орды и взяла инициативу в свои руки. Осадив Тельдрассил и убив одного из лидеров ночных эльфов Малфуриона, Орда таким образом планировала убить двух зайцев сразу: оставить Альянс без поставок Азерита и сломить их боевой дух. Этот конфликт должен был закончиться с минимальными потерями для обеих сторон – достаточно решительно и умно, не так ли?

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Перевод скриншота одного из комментариев на форуме:

Многие люди в игре, на форуме, на YouTube высказывали свои многочисленные предположения о том, кто и почему сожжёт Тельдрассил. Подозревали всех – Генна Седогрива, Натаноса и даже самого Андуина.

Мы просто не хотели верить в то, что могло оказаться настолько тупым. Blizzard слили Сильвану также, как и Гарроша, рассказывая нам в сотый раз до тошноты приевшуюся историю о том, «как бывший герой подвергся плохому влиянию, сошёл с ума и стал супер-злодеем, а теперь нам необходимо убить его». Мы хотели верить, что всё уходит корнями гораздо глубже что обнаруженное в этой глубине, покажет нам, что сюжет не настолько плох. Мы хотели верить, что нам, в конце концов, покажут тот «морально серый» сюжет, о котором столько говорили разработчики.

Не-а. «Сожжём дерево, потому что это покажет отчаяние и безысходность. Ах, извините меня за то, что мне смешно, пока я привязываю эту девушку к железнодорожным путям и заставляю её смотреть, как горит её дом, пока она умирает.

И этот милый квест, в котором мы безуспешно пытаемся спасти мирное население Дарнаса. Я уверен, что такая эмоциональная пощёчина «совсем не приведёт» к тому, что мы будем убивать Сильвану в рейде, как какого-нибудь босса.

Поправочка: из официального Twitter WoW «Сильвана Ветрокрылая ведёт Орду к победе, но случайная встреча заставит её принять решение, которое навсегда изменит историю Азерота».

Так что да, всё настолько плохо. Она действительно спалила это дерево только из-за того, что разозлилась из-за слов того случайного ночного эльфа.

Как и следовало ожидать, всё пошло не по плану. Ещё с Blizzcon 2017 игроки знали, что Тельдрассил будет сожжён, а квесты на бета-версии WoW только подтвердили эту информацию. Но хотя игроки и знали, что столица ночных эльфов сгорит, они не знали, как и при каких обстоятельствах это произойдёт.

Эта крошечная остававшаяся неизвестной деталь была основным источником спекуляций и рассуждений среди всего сообщества. На бета-серверах у игроков была возможность полностью пройти квесты Войны шипов, однако ролик, который (предположительно) показывал, кто же сжёг Тельдрассил, оставался им недоступен. Речь Сильваны по завершению цепочки заданий подразумевала, что Древо было сожжено непреднамеренно или даже случайно.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Люди ухватились за это предположение и начали высказывать всяческие совершенно дикие теории. Некоторые предполагали, что сожжение Тельдрассила – дело рук Альянса, чтобы они могли впоследствии обвинить в этом Орду. Другие же считали, что в дело вмешалась третья сторона, которая извлекла бы выгоду из возникшего хаоса. Но игроки всё равно надеялись, что это событие станет прискорбной трагедией для обеих фракций независимо от того, виновата Орда или нет. И игровое сообщество очень хотело узнать «так кто же всё-таки убил дворецкого?».

Игроки наконец-то получили ответ на свой вопрос, когда на живых серверах наконец-то стала доступна вторая часть сюжетной линии Войны шипов. События этого синематика разворачиваются на Тёмных берегах, вскоре после того, как Орда повергла последнего сопротивлявшегося эльфийского бойца. Сильвана уже готова отдать приказ захватить Тельдрассил. Однако в этот момент к ней обращается умирающий капитан следопытов ночных эльфов.

«Убей нас всех, но надежду ты не убьёшь», шепчет эльфийка после того, как Сильвана безуспешно пытается сломить её боевой дух. Эти слова расстроили и разъярили Сильвану, она осознала, что моральный дух эльфов непоколебим, и она приказывает своим солдатам сжечь Тельдрассил, заставляя умирающего следопыта смотреть в ужасе на то, как полыхает её дом. Игроки ожидали какого-то ошеломляющего сюжетного поворота, но, как все и боялись, вместо этого Сильвана (и, соответственно, Орда) оказалась злом во плоти.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Не мой вождь

Этот спорный синематик вызвал бурную негативную реакцию фанатов игры, о чем можно догадаться, почитав посты на сабреддите и форумах WoW, которые либо критиковали решение Blizzard касательно такого сюжетного поворота, либо отстаивали ту или иную интерпретацию событий. Писательница Кристи Голден, которую все знают как автора множества книг по вселенной World of Warcraft, даже пришлось на время отказаться от появления в социальных сетях из-за той травли, которой она подверглась в своём Twitter.

Пользователи оставляли ей саркастические и оскорбительные комментарии, хоть она и сказала, что контролировать ход развития сюжета было не в её власти. Одной из очень популярных тем на официальном форуме была тема с призывом отменить свою игровую подписку в знак протеста. Игроки не на шутку разбушевались. Растущее напряжение между ними и разработчиками WoW всё росло, пока, в конце концов, игроки не вскипели.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Перевод скриншота одного из комментариев на форуме:

Мы теперь что, фракция людей, которые празднуют взятие города, полного мирных жителей, и сожжение их заживо?

Разве такой должна быть «война» в вашем представлении?

Нравится ли вам, игрокам, называться детоубийцами из-за тех событий, которые произошли в самом начале Битвы за Азерот?

Неужели это то, во что мы превратились?

В нас больше нет чести.

Кажется, будто Орда стала эдакими полоумными психами, которые только и делают, что сжигают людей живьём.

Альянс собрался с силами для следующего дополнения, а я вот сижу и думаю, стоил ли мне вообще заходить в игру.

Самая большая проблема заключалась в том, что с Blizzcon 2017 игроки ещё не знали всю историю Войны шипов, поэтому многие предполагали, что будет какой-то сюжетный поворот, который бы заставил нас взглянуть по новому и переосмыслить эти события, приведшие к сожжению Тельдрассила. Во время одной из сессий вопросов и ответов разработчиков, один игрок справедливо поинтересовался, почему Орда делает такие вещи, которые по определению являются злыми, и выразил свою обеспокоенность касательно истинных намерений фракции. В ответ на этот Ион Хаззикостас, гейм директор WoW, сказал, что «Азерот – это серый мир, он никогда не был чёрным и белым» и пояснил, что «впереди нас ждёт ещё много историй».

Услышав такое объяснение, игроки посчитали, что в дальнейшем мы узнаем что-то такое, что заставит нас сопереживать Орде и их действиям, несмотря на то, что в прологе её поступки были очень сомнительными. Однако, спустя столько месяцев ожидания, кажется, что в действиях Орды и Сильваны нет ничего «морально серого». Оказалось, что сожжение мирового Древа и бесчисленные убийства невинных ночных эльфов – это не такая уж и грандиозная проблема, над которой стоит задуматься. Это просто зло, и это не тот сюжетный поворот, которого ожидали игроки.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Но даже не в этом дело. Сильвана уже давно зарекомендовала себя как отрицательный персонаж. Игроки расстроены из-за того, что вся эта цепочка заданий Войны шипов служила лишь для того, чтобы подготовить почву для Битвы за Азерот. Порою, основные персонажи могут вести себя хаотично и иррационально. На сабреддите, посвящённом WoW, пользователь под ником gustavposts обратил внимание на то, как себя повела Тиранда Шелест Ветра, лидер ночных эльфов и знаменитый специалист по ведению партизанской борьбы – она появилась лишь единожды, придя на помощь к Малфуриону, чтобы спасти его от смерти. После этого она вернулась в Штормград, оставив своих подданных на произвол судьбы.

С ордынской же стороны, Сильвана ведёт себя иррационально на протяжении всей кампании. Игрок Belluar на своём YouTube-канале обратил своё внимание на то, что её целью было убить Малфуриона. Однако когда у неё наконец-то появляется шанс прикончить его собственными руками, Сильвана перекладывает казнь на своего подчинённого, который позволяет Малфуриону сбежать. И почему остальные предводители Орды, многие из которых являются достойными героями, молча наблюдают со стороны, как Сильвана сжигает Тельдрассил? Многие игроки сочли это каким-то неправдоподобным и им было сложно в это поверить.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

С самого момента запуска World of Warcraft Blizzard всегда показывали нам Орду как силу, которая диаметрально противоположна Альянсу, никакая из фракций не выставлялась как исключительно «хорошая» или исключительно «плохая». Но игроков расстраивает то, что сейчас это совсем не так.

У нас есть много вопросов, на которые, я предполагаю, мы никогда не получим ответов, или, по крайней мере, получим не сразу. Проблема усугубляется ещё и тем, что узнать историю игровым способом мы можем только лишь при помощи диалогов и немногочисленных игровых синематиков. Чтобы попытаться понять все тонкости сюжета, игрокам приходится обращаться к книгам, рыться в горе комиксов или гадать, строя различные предположения.

Для игроков Орды эта проблема стоит как никогда остро, ведь по факту они являются соучастниками сожжения столицы ночных эльфов. Сюжет World of Warcraft линеен, и у игроков нет возможности выбора, поэтому им приходится подчиняться приказам Сильваны, даже если они того не хотят. Большое количество представителей Орды ненавидит своего вождя всем сердцем и не считает, что она представляет интересы фракции.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

Досадно ещё и то, что даже на тестовых серверах игры, где доступна большая часть контента, нет никаких намёков о том, что ситуация с Тельдрассилем будет хоть как-то объяснена. Так что тем, кто играет за Орду, придётся ещё очень долго выполнять приказы военного преступника, пока Blizzard не покажут нам очередную главу этой истории.

Ветераны WoW должно быть испытали эффект deja vu, ведь в одном из прошлых дополнений тогдашний предводитель Орды Гаррош Адский Крик также оказался жестоким тираном, которого Орде (с помощью Альянса) удалось одолеть при осаде Оргриммара. Несложно поверить, что ордынцам надоело постоянно быть на стороне злодеев.

Самый спорный поворот событий в сюжете World of Warcraft расколол сообщество на две части

По бесчисленным темам на форуме и сабреддите можно найти тысячи причин, почему игроки недовольны. Но одно ясно совершенно точно: сожжение Тельдрассила стало одним из самых противоречивых событий в истории World of Warcraft. С момента выхода роликов серии Лики войны, споры немного поутихли, а разговор зашёл о том, что сюжет Войны Шипов был написан просто отвратительно. Некоторые считают, что фанаты так недовольны, потому что Blizzard не потакают их ожиданиям. Другим же откровенно нравится такой поворот событий, и они готовы встать на сторону зла. Ну а третьи просто провоцируют всех остальных на всякую глупую болтовню.

И хотя негативная реакция поклонников WoW ощущается очень остро (особенно в отношении угроз писателям, таким как Кристи Голден), очевидно, что Blizzard намеренно хотят вызвать споры в игровом сообществе. Война Шипов взволновала сообщество так, как ничто не волновало его уже на протяжении многих лет, заставляя игроков невольно принимать участи в спорах. Это даже немного похоже на ролевую игру, где сталкиваются интересы противоборствующих фракций. И хотя далеко не все согласны с методами Blizzard, похоже, что Орда и её место в Азероте будут ключевой темой в этом дополнении. Но понравится ли игрокам то, что приготовили для них Blizzard – это уже совсем другая история.

Похожее