“Я не Линк, но я его знаю. Даже спустя 18 лет The Legend of Zelda не перестает меняться, и эта игра не стала исключением. Теперь вы попадете в мир, где Линк вырос – мир, где он будет выглядеть и действовать иначе. Чтобы вырасти, Линк не должен стоять на месте – и я тоже не буду”– Шигеру Миямото в обсуждении The Legend of Zelda: Twilight PrincessТрудно передать словами, какое культурное влияние имеет на людей такой персонаж, как Линк. Удостоенный бессмертия благодаря невероятно успешной серии Legend of Zelda, этот неподвластный времени воин в зеленой тунике с мечом – пожалуй, наиболее узнаваемый маскот в мире видеоигр после прославленного нинтендовского Марио. Со момента своего дебюта более 30 лет назад Линк остается знаком качества для целого поколения фанатов приключений. И сегодня, после девятнадцати различных реинкарнаций заглавного героя, он опредеденно заслужил себе место среди величайших персонажей видеоигр в мире.Но возникает вопрос, почему? Почему Линк нам так запомнился, невзирая на то, что за 30 лет существования практически не проронил ни слова? В чем очарование и привлекательность персонажа, прошедшего столько перерождений? Конечно, в его случае помогает впечатляющее качество самих игр серии Zelda, а также практически неподвластный времени геймплей. Но каждый раз в ответ на конкретный вопрос о лучших персонажах видеоигр некоторые обязательно называют Линка.Это своего рода аномалия, потому что он значительно отличается от других игровых персонажей. Поэтому чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит разобраться в том, что выражает Линк во вселенной Zelda, а не только в том, что он на самом деле из себя представляет. Как персонаж Линк – это не персонифицированная личность с конкретной целью, а вечный герой мифов и легенд, которые могут охватывать самые разные способы повествования. А учитывая, что Линк является управляемым протагонистом, игры этой серии стали ярким примером силы интерактивности сюжета, которая и по сей день остается непревзойденной.В каждой игре, за исключением нескольких официальных продолжений, свой Линк, верный официальному канону. Это было намеренным решением для создания вокруг Линка мифической структуры. Миф, в общих чертах, – это история, известная практически всем и укоренившаяся в мировой культуре. В качестве наиболее известных примеров можно привести истории о Ясоне и Аргонавтах, 12 подвигах Геракла или эпос о Гильгамеше в древней мифологии. Все они соблюдают определенную структуру: герой превозмогает трудности, полагаясь на различные умения, помощь союзников, смекалку и храбрость, преодолевая препятствия и выходя победителем, когда вся надежда, казалось бы, уже потеряна.Историки, антропологи и исследователи мифов уже много веков спорят о значении мифологии. Преобладающая на данный момент точка зрения берет свое начало из концепции сравнительной мифологии, разработанной К. Скоттом Литтлтоном. Литтлтон выдвинул теорию о том, что мифологические темы связаны похожими культурными конструкциями. Сравнение этих конструкций помогает исследовать культуры, в которых появились эти мифы, а также основные мотивы этих мифологий, формирующие “протомифологию”, своего рода изначальный миф, который культуры со временем развивают.Часто сравнительная мифология исследует структурные и психологические концепции, отслеживая язык и темы, перешедшие из мифологии в отдельные культуры. Таким образом формируются определенные паттерны, соответствующие теории протомифологии, например, миф о потопе, миф об умирающем и воскресающем боге, и конечно же, путешествие героя как мономиф, описаный в книге Джозефа Кэмпбелла “Тысячеликий герой”.Именно базовая структура путешествия героя является основой серии Legend of Zelda. В сущности, сюжет уже известен почти каждому, по крайней мере в общих чертах, потому что концепция такой истории меняется редко, если меняется вообще. Линк, в роли избранного пророчеством героя эпохи, откликается на вызов и отправляется в путешествие с целью победами над силами зла. Для этого он собирает оружие и получает помощь союзников. Он решает головоломки и спускается в древние подземелья, чтобы победить прислужников темных сил, и должен справиться с огромными чудовищами, чтобы исполнить свое предназначение.Этой структуре подчиняется каждая игра серии Zelda, и это обусловлено не только принципами разработки игр. С точки зрения сюжета так поддерживается жизнь мифа о Линке. При каждой встрече Линк представляет собой нового персонажа, поэтому его путешествие непосредственно отражает истории древних мифов, которые, согласно теории сравнительной мифологии, часто отражают друг друга. С точки зрения концепции большая часть серии Zelda по своему формату аналогична знаменитым мифам и использует различные механики для изображения распространенных признаков этих историй.Одним из примеров является сбор различных примеров – как правило, это основной признак. Геракл в ходе своих 12 подвигов путешествовал по миру и использовал для каждого подвига различные инструменты, полученные после победы над чудовищами. Например, вторым подвигом Геракла была победа над Гидрой, многоголовым монстром. Убив чудовище, он нанес ядовитую кровь Гидры на свои стрелы, которые в дальнейшем использовал для победы над кентавром Нессом.Также он применял в бою другое оружие и снаряжение. Свой знаменитый плащ из львиной шкуры, неуязвимый для обычного оружия и стихий, Геракл получил после победы над Немейским Львом, а чтобы спугнуть Стимфалийских птиц, он воспользовался Трещотками Гефеста.Сравнение Геракла и Линка. Слева – бой с Гидрой, справа – бой с Гомой.В Zelda мы также наблюдаем множество подобных аспектов. Одна из важных составляющих игры – сбор могущественных артефактов, полезных для прохождения подземелий и сражения с боссами. Лук Фей, Бумеранг, Стреляющий Крюк – выбирайте, что вам больше нравится. У каждого предмета, когда-либо появившегося в серии Legend of Zelda, была функция, которая помогала герою. Их можно было использовать против боссов, чтобы перехитрить их или стать сильнее в бою, либо в утилитарных целях вне боя, различным образом упрощая Линку жизнь. Здесь явно напрашивается параллель с использованием предметов героями мифов, очередное сходство серии Zelda с мифологией.Конечно, легко критиковать серию за перегруженность безделушками, но это ошибочный взгляд на ее концепцию, так как каждая игра, часто через свой геймплей, исследует новые идеи, которые не только реализуют намерение Nintendo создать нечто интересное и запоминающееся, но и поддерживают развитие мифологической структуры.Еще одна общая тема – исследование мира. Ясону пришлось проплыть половину известного мира, чтобы узнать, где находится Золотое руно. Орфей для спасения от Аида своей любимой, Эвридики, спускается в подземный мир. Герой обычно знает конечную цель, но сам путь к ней зачастую долгий, наполненный приключениями и исследованием, что всегда характерно и для игр серии Zelda. Как правило, Линк знает, куда идти, а смысл его путешествия в том, как туда попасть и какие тайны можно раскрыть в процессе.Иногда новый путь для Линка открывает случай, и простое исследование далеких миров, островов или тайных подземелий дарит игроку обманчивое ощущение открытого мира, заставляющего игроков исследовать земли Хайрула (или других мест, где находится Линк), чтобы раскрыть секреты, которые могут помочь в путешествии.Как видим, в серии много параллелей с мифологическими историями, а одна из постоянных тем заключается в том, что эти истории рассказываются через традиции. Поэтому некоторые элементы всегда остаются неизменными. В случае с Линком это всегда мальчик или подросток по имени Линк, исполняющий предназначение своего предшественника. Как было описано в The Wind Walker и Twilight Princess, часто существует традиция называть мальчиков Линком в честь легендарного героя.Вот почему имя героя во всей серии также остается одинаковым, несмотря на различные времена и миры. Среди других известных факторов известно, что Линк всегда левша, сохраняет примерно одинаковый стиль в одежде и пользуется Трифорсом и другими символами для демонстрации своей единственной четко определенной черты характера – непоколебимой храбрости в безнадежной ситуации. Именно такие черты позволяют мифу о Линке жить, переходя из одной игры в другую.Карл Юнг однажды сказал, что мифы выражают в себе сочетание целей, амбиций и мечтаний своей культуры. Если согласиться с ним, то безграничную храбрость Линка можно воспринимать как зеркало того, что геймеры хотят спроецировать на свою личность. The Legend of Zelda – интерактивный миф, управляемый игроком, а Линк, как и многие протагонисты видеоигр, практически безмолвный, поэтому часто отмечают, что Линк – не просто персонаж игры, а скорее проекция личности игрока.Современную мифологию часто считают производной, потому что ей не хватает культурной или религиозной привязки к обычным способам повествования. Однако, современные мифы широко распространены в популярной культуре, поэтому некоторые исследователи, в частноти, Юнг, полагают, что это следующий логичный этап эволюции мифологии в эпоху, когда традиционные мифы устарели. Место мифов заняли новые явления, например, городские легенды или страшилки, что отразилось в современных медиа, от комиксов, книг и кино до, конечно же, видеоигр. В этом отношении The Legends of Zelda – одна из ведущих игровых серий, где мифологическое повествование отражено как в сюжете, так и в концепции геймплея.Сатору Ивата в интервью о Зельда говорил: “Это игра, где вы, погрузившись в приключение, будете ощущать себя не тем, кто просто управляет персонажем, а тем, кто правда передвигает эти камни. Вы действительно почувствуете, что сами решили все эти головоломки в подземельях”. Nintendo крайне заинтересована, чтобы Линк оставался идеальным представлением полного погружения в атмосферу, настоящей “связью” (именно так дословно переводится с английского его имя) геймеров с игровым миром. Вот вочему у Линка нет настоящей личности как таковой – игроки довольно легко могут проецировать на персонажа себя.Это один из лучших примеров персонажа, создающего эффект присутствия. В течение более чем 30 лет Линк был и остается настоящим отражением погружения игроков в игру. Смена имени и игра за Линка на протяжении всех его приключений наверняка неоднократно становилась стимулом для ностальгических чувств к легендарному герою, потому что легендарный герой становился аватаром игрока. Поэтому в какой-то степени Линк выполняет другую функцию мифологического персонажа – он является отражением игрока в качестве героя истории.Еще одна функция мифов, согласно Джозефу Кэмпбеллу – воспитательное применение мифологии. В сущности это использование мифов для того, чтобы показать людям, как жить в любых обстоятельствах. Это здорово работает с Линком в том плане, что он является воплощением храбрости, качества, которое в мифологическом повествовании часто считается положительным. Кроме того, оно из тех качеств, которых люди стремятся достичь в своей реальной жизни. Каждый в какой-то момент хочет стать героем, и пусть истинно героические поступки часто незаметны и не ценятся в мире, которому, как правило, все равно, наши храбрость и самопожертвование в реальной жизни отражают храбрые поступки мифических героев. Поэтому связь игрока с Линком – это еще и самореализация, свой личный способ стать героем в долгом и опасном путешествии.Цикл путешествия героя, описанный Джозефом Кэмпбеллом.Именно в этом, как нам кажется, и состоит сила Линка как персонажа. Он стал символическим представлением героя в каждом из нас, героя, которым мы становимся, играя в видеоигры. Мы хотим быть по-своему храбрыми в реальной жизни, но играя за Линка мы коллективно разделяем одни и те же желания, одни и те же цели их исполнения. Мы погружаемся в фантазию, желаемый идеал, но применение этих качеств в нашей жизни становится реальностью. В этом сила мифологии и в какой-то степени сила видеоигр.Среди всех сложных сюжетов, длинных диалогов и собственного пафоса персонажей, которые мы исследуем в соответствующих играх, The Legend of Zelda всегда была исключением из правила в силу своих мифологических корней. Линк стал воплощением идеала героя, вот почему любовь к этому персонажу и всей серии Zelda вообще практически повсеместна.Подводя итог, можно сказать, что Линк стал настолько запоминащимся персонажем благодаря своему отражению классических качеств героя мифов в самой откровенной форме, и через него мы можем проецировать в такие истории себя. Как и в любом хорошем мифе, общие для всех игр элементы лишь помогают укрепить концепцию путешествия героя. Вы уже играли в эту историю раньше, но она всегда дарит свежие впечатления. А в сочетании с символизмом Линка как аватара игрока он сам по себе становится все более мифическим – гораздо сильнее многих нынешних персонажей.