Это был невероятный год.

Что уж там, один из лучших в истории игривого сообщества. Да, нам пытались его испортить: запихивали лутбоксы в каждую возможную дыру, ставили кресты на ожидаемых проектах и даже целых студиях, подсовывали полусырые проекты по полной цене и вытирали ноги об верных фанов, вываливая на них откровенно убогие сиквелы ожидаемых игр.

Мы получили новую и жизнеспособную консоль. На рынке снова появилось место для игр среднего класса. Отдельные издатели продолжают вкладывать немалые деньги в создание крупных одиночных игр. На ПК все активнее появляются переиздание качественных японских игр, что позволяет расширять свое игровое мировоззрение.

Ну и самое главное – в этом году вышло как никогда много поистине прекрасных игр.

Wolfenstein II: The New Colossus – лучший шутер

Wolfenstein II: The New Colossus - лучший шутер

Wolfenstein II имеет изрядно точный подзаголовок. Эта игра возвысилась над другими шутерами, что позволяет ей первой видеть, куда следует двигаться. Half-Life 2, Halo: Reach, Wolfenstein: The New Order и DOOM сделали в жанре все, что можно было.

Именно поэтому Wolfenstein II – не совсем шутер. Игра сделала поразительный прогресс в сторону immersive sim (недаром же в ходе разработки Machine Games часто обращалась за консультациями к ребятам из Arkane), это еще больше расширило уровни и развязало игрокам руки. Конечно, исключительно шутерные эпизоды никуда не исчезли, но за их пределами можно играть так, что перестрелок будет меньше, чем в первой части.

Несмотря на расширение арсенала, богатую систему модификацию оружия и возможности брать в каждую руку различное оружие, наибольшего развития претерпела история. Режиссура, сценарий и работа с персонажами сделали такой солидный скачок, что невольно ловишь себя на мысли «Я хочу, чтобы так же круто делали в кино». Wolfenstein II не жалеет контраста и черного юмора, потому что только показательно перегнув палку и откровенно ударившись в абсурд, можно задевать особенно острые темы, которые на удивление оказались как никогда актуальными.

Wolfenstein II – это крутая киношная история и крепкий шутер, лучшие и самые напряженные моменты которого происходят тогда, когда никто не стреляет.

Nier: Automata – лучший экшн

Nier: Automata

Игру усиленно рекламировали через откровенные части тела 2B, но на самом деле это гуманистическая притча, от которой Дэвид Кейдж должен совершить самоубийство, или хотя бы закончить карьеру. Вся завязка игры также оказывается обманом, 2В – не главная героиня, а пройдя игру, вы ее на самом деле не приблизились к финалу даже на половину. Алкоголик Йоко Таро за одну игру сделал больше, чем прославленный Хидео Коджима за всю свою карьеру.

Ведь на протяжении часа Nier: Automata незаметно готовит вас ко всему этому обману. Она начинается как скролл-шутер, затем ситуация несколько меняется – и у нас уже bullet-hell, где враги давят со всех сторон. За считанные минуты игра становится двумерным слэшером, затем трехмерным, а через мгновение вообще превращается в недо-шутер от третьего лица. Это постоянное жонглирование перспективой, плоскостями движения и боевыми ситуациями с одной стороны освежает геймплей, с другой – готовит игрока для того, что в этой игре меняться будет всё. И так оно и есть.

Nier: Automata обладает довольно редкой чертой – умение удивлять. Она делает это на пути к каждой из своих 26 концовок, а в промежутках между этими мгновениями дарит нам традиционно зрелищный и элегантный экшн от Platinum Games.

Night in the Woods – лучшая приключенческая игра

Night in the Woods

What remains of Edith Finch этого года претерпела безумного (и вполне заслуженного) успеха, но есть одна приключенческая игра, о которой говорили значительно меньше, а ее игровая и художественная ценность оказалась выше. Долгострой Night in the Woods на первый взгляд казался милым приключением о зверях, которую можно пройти за один вечер.

Впрочем, на выходе мы получили совсем другую игру – долгоиграющую, серьезную и удивительно богатую на контент. Причем все это добро в принципе невозможно увидеть за одно прохождение. Маленький городок Поссум-Спрингс живет отдельно от вас, потому нечего удивляться потерянным возможностям. Пойти на репетицию группы или полазить лишний раз по крышам, сходить на работу к бывшему однокласснику, напиться со знакомой или пойти вечером гулять в лес – выбрав что-то одно, вы рискуете потерять другой мини-рассказ.

Night in the Woods стала меланхоличной, таинственной, бешеной, жуткой, удручающей. Это история про неудачи, разочарование, психозы, любовь, музыку, надежду, инопланетян, молодость, похищения, федеральные спецслужбы, и еще много всего другого. Но самое главное – это рассказ о людях, даже если действующими лицами здесь выступают зверушки.

Gran Turismo: Sport – лучшая гонка

Gran Turismo: Sport

Лучшие гонки – это не поездки виртуальных водителей, а соревнования с другими гонщиками. И здесь Gran Turismo: Sport совершает настоящую реформу в мультиплеере гоночных игр.

Забудьте о лобби, долговременные ожидания и сомнительной связи. Отныне все соревнования проводятся самими разработчиками. Вот официальные серверы и календарь соревнований. Приходите, регистрируйтесь, пройдите квалификацию и соревнуйтесь. А в конце сезона лучшие гонщики получат настоящие кубки и право получить лицензию автогонщика.

Gran Turismo Sport упрекали за нулевой прогресс, отсутствие нормальной кампании, фактическую обрезаность и неполноценность. Но вот нюанс: она и не претендовала на звание седьмой части. Да, это игра от людей, которые занимаются любовью в автомобилях, однако сама она не научит вас управлять или любить авто – для этого есть Gran Turismo 5.

Это совершенно отдельная и самодостаточная игра с четким фокусом, которая раз и навсегда изменить мультиплеер в гоночных играх. Навести порядок в соревнованиях, воспитать сообщество, уважать соперников и гонять максимально безопасно, став наконец для гонщиков энтузиастов промежуточным звеном между виртуальным управлением и реальным автоспортом.

Divinity: Original Sin 2 – лучшая ролевая игра

Divinity: Original Sin 2

Что бы там кому не казалось, Свен Винке не продал душу дьяволу, и до последней капли вложил ее в Divinity: Original Sin 2. После первой части, казалось, можно было остановить лошадей, однако Larian Studios уже в улучшенном издании показали, что у них на руках еще полно козырей, одним из которых стал Крис Авеллон в качестве сценариста.

Divinity: Original Sin 2 не стопорит себя. Дело здесь не только в конструкторе заклинаний, беседах с животными, любви к физике, практической некромантии и сумасшедшим способам взаимодействия с игровым миром. Яркость и присущий серии Divinity комизм, не мешает игре поковырять и серьезные темы. И не в привычном детсадовском ключе “расизм / шовинизм / ***изм – это плохо”, а с гораздо более болезненным фоном. Как объяснить обезумевшей матери, что ее дочь не потерялась, а давно уже мертва? Что посоветовать молодому рыцарю – поставить свои карьеру и жизнь под угрозу, ради сомнительного благородства или опустить голову и дальше заниматься бесчестным делом?

Divinity: Original Sin 2 – это не просто ролевая игра года, это высшая точка развития жанра на сегодня. Да, есть аспекты, где Planescape: Torment еще впереди, однако в целом вторая Divinity является тем проектом, на который теперь следует равняться ролевым играм.

Injustice 2 – лучший файтинг

Injustice 2

2017-й подарил нам такую сочную вязку файтингов, что впервые за несколько лет конкуренция оказалась достаточно высокой для возвращения отдельной номинации. Сначала предполагалось, что последнее слово будет за For Honor или Absolver, которые принесли много нового в виртуальные поединки. Впрочем, на старте им обоим не хватало определенного совершенства базовый вещей, а затем разработчики выбрали несколько иной вектор развития.

А вот Injustice 2 со старта была полноценной игрой, максимально набитой качественным содержанием. Эд Бун и компания снова берут и говорят всем «Смотрите, как надо, мальчики». Согласны, в отдельных аспектах – глубине боевой системы и организации мультиплеера – Injustice 2 уступает Tekken 7, однако это так, пятна на солнце. Остальное выполнено на каком-то недосягаемом уровне. Разработчики уже в четвертый раз превосходят сами себя в плане сюжетной кампании, которая оказалась лучше чем все фильмы киновселенной DC вместе взятые, и своим хронометражем (5-7 часов в одно прохождение, а их предусмотрено не менее двух) уже тянет на полноценную игру. А еще есть привычная аркада со своими мини-историями для каждого бойца, режим боевой симуляции, мультиплеер и просто классный режим “Мультивселенная”, в котором можно сидеть безвылазно сотни часов.

Жанр файтингов хоть и популярный, но не такой уж массовый, как хотелось бы. Большинство серий ориентированы на уже довольно умелых игроков и не слишком заботятся о привлечении новичков. А вот Injustice 2 может, умеет и хочет быть вашим первым файтингом.

Total War: Warhammer II – лучшая стратегия года

Total War: Warhammer II

Когда на горизонте не развеваются проекты Сида Майера, выбирать стратегию года становится гораздо интереснее. Впрочем, в ожесточенном противостоянии Total War: Warhammer II и Mario + Rabbids Kingdom Battle победителя определила одна простая на словах, но определяющая для всего жанра вещь.

TWW 2 – рафинированный сиквел, где “все то же самое, только больше”, ну и с поправкой на появление новых рас. Впрочем, иногда большего и не надо. Первая часть была пусть и желанным, и все же экспериментом Creative Assembly, которой пришлось во многом отойти от привычного уклада своих исторических стратегий. Зато Total War: Warhammer II – намного круче, с кучей улучшений, требовательна к ветеранам и приветливая к новичкам. Так, расы уже перестали столь радикально отличаться друг от друга, но все равно самобытности им хватает и здешняя кампания однозначно заслуживает четырех прохождений.

Впрочем, самым весомым аргументом победы TWW2 является кампания Mortal Empires. Для тех, кто не в курсе: разработчики объединили карты с оригинала и сиквела и устроили там масштабное противостояние 117 фракций. Это одновременно и достойное искупление за эффекты крови-расчленение (которые вдруг нам продают отдельно), и благодарность владельцам обеих частей, и в принципе осуществления влажных фантазий каждого любителя стратегий.

XCOM: War of the Chosen – лучшее дополнения

XCOM: War of the Chosen

2017 оказался щедрым на интересные дополнения. Не просто дополнительные куски контента, а полноценные расширения, которые предлагали игрокам горы новых вещей. Самые приятные из дополнений те, после которых думаешь “Как же я вообще раньше играл без этих возможностей“. И War of the Chosen заставляет повторять это чаще, чем другие дополнения.

Как уже было сказано неоднократно, War of the Chosen – это полноценная ХСОМ 3, которую превратили в масштабное дополнение только потому, что разработчики пока не смогли придумать под эти материалы совершенно новое сюжетное оформление. Поэтому нас ждет та же история террористической группировки, просто в полтора раза длиннее и вдвое богаче по возможностям.

Нам подвезли новые пути взаимодействия бойцов, три союза, новые карты, типы миссий, обычных врагов, ну и уже упомянутых в заголовке избранных – троицу особо опасных пришельцев, которые будут преследовать нас по всему миру, радикально повышая сложность первой половины игры (и облегчая вторую благодаря мощному оружию, который мы заберем с трупов избранных).

Но самое главное, что Firaxis пусть пока неуверенно, но все же начала говорить о том, что в ХСОМ 2 мы все же играем за террористов. Выпуски новостей в конце каждой миссии будут показывать, как наши действия выглядят со стороны для мирного населения и какие последствия они будут иметь для него. А Фотобудка, где можно сфотографировать отряд после успешной операции – это фактически пропаганда их деятельности, поэтому не удивляйтесь, что впоследствии сделанные вами плакаты будут висеть на стенах домов.

Firaxis в какой раз выкатила мега дополнение, которое и переосмысливает оригинал, и обставляет полноценные игры конкурентов в количестве контента. Теперь остается надеяться, что ХСОМ 3 превзойдет богатства XCOM 2 + War of The Chosen.

StarCraft: Remastered – лучшее переиздание года

StarCraft: Remastered

Переиздавать игры можно по-разному. Кто-то просто подтягивает графику под современные разрешения. Кто-то при этом докидывает все дополнения в один пакет. Третьи разработчики к уже перечисленному добавляют и ряд геймплейных удобств, которых не хватало раньше. А еще есть разработчики, которым не жалко времени и сил, чтобы максимально осовременить игру и дать возможность игрокам всего лишь нажатием одной кнопки перенестись обратно в прошлое.

В этом году подобным подходом могли похвастаться лишь переиздание Full Throttle и StarCraft, однако если уж выбирать кого-то одного, то наш голос идет в копилку StarCraft. Кроме собственно переработанной графики, контентной полноты и мелких поправок, StarCraft: Remastered может похвастаться полной сетевой совместимостью с оригинальной игрой. И в данном случае это не самая важная часть этого переиздания.

Ко всему, StarCraft: Remastered устанавливает минимальную планку качества для переизданий двух других культовых игр Blizzard – Diablo II i Warcraft III. Там тоже будет: обновленная графика, улучшенный интерфейс и рабочий мультиплеер – иначе говоря, все необходимое для второй молодости этих игр.

Destiny 2 – разочарование года

Destiny 2

Чтобы тебя что-то сильно разочаровало, эта вещь должна тебя сначала чем-то очаровать. Вот не стал бы Бенуа Сокаль обманывать людей фальшивыми трейлерами и сладкими обещаниями – и Syberia 3 стала просто плохой игрой, а не катастрофическим разочарованием.

Другое дело – Destiny 2. Здесь вам и пламенные речи, и сияющие глаза разработчиков и сочные трейлеры. Даже Mass Effect или NFS, которые последние годы двигались вниз, Destiny претерпела восходящего движения – разрекламированный проект удалось превратить во вполне приличный продукт.

Такой же стала и Destiny 2, но только первые 3-4 часа. Затем игра делает шаг назад и превращается в себя трехлетней давности. Впрочем, первое положительное впечатление оказалось настолько сильным и приятным – а ведь прекрасная музыка, художественная работа и собственно стрельба – что ты продолжаешь ждать. Это напоминает ситуацию, когда после медового месяца человек спивается и ежедневно бьет свою жену, а она не идет и сквозь слезу говорит: «Я верю, он исправится и станет таким, как раньше». И ты тоже веришь, играешь, а потом – бац! – и осознаешь, в какой позе ты провел более сотни часов.

Студия Bungie за три месяца потеряла наработанный годами кредит доверия и понесла репутационные потери больше, чем EA за 5 лет. Жадность, обман, свинское отношение к игрокам и странное нежелание решать проблемы в такое кризисное для компании время привели к тому, что если весной Destiny 2 не изменит курс, то сообщество просто поставит на этой игре крест.

Warframe – заметный прогресс в игре

Warframe

Безусловно, GTA Online, Killing Floor 2, League of Legends, Rocket Leagu и Path of Exile за этот год неплохо обросли новым контентом и улучшениями. Однако все их достижения бледнеют на фоне двух игр, которые в 2017-м пережили потрясающий взлет – Rainbow Six: Siege и Warframe. Но если снова взглянуть на слово “прогресс”, а затем на эту пару, то понятно, что Siege – это замечательная игра, которая просто становится еще лучше. А вот Warframe превратилась из обреченного проекта в эталон бесплатной игры.

Последние 2 года Warframe была умеренно популярной, а переломные для игры обновление Second Dream и The War Within вышли в 2016-м, однако только в этом году игра получила действительно широкую огласку. Основанием для этого стало очередное революционное обновление Plains of the Eidolon, однако и разработчики, и сообщество, решили воспользоваться случаем, чтобы привлечь внимание к игре в целом.

Warframe получила немало бонусов в карму и за свой контраст с реалиями игровой индустрии. Во времена повального навязывания микроплатежей в полноформатных играх за 60 долларов, Warframe была не только бесплатной, но и полностью лишена платежного принуждения. В мире, где правят лутбоксы, эта игра признавала только прямую модель “вижу, что покупаю”. Ну и при тотальном доминировании незатейливых и безумных игросервисов, Warframe сплела паутину прогрессии, где игрок всегда видит свое движение вперед, независимо от посвященного игре времени.

Я знаю людей, которые впервые запустили Warframe в 2013-14 и довольно быстро ее забросили. Вернувшись туда сейчас, они застали совершенно другую игру – экшн ААА-класса с неповторимым художественным стилем, разнообразием игровых возможностей и богатой боевой системой. Такие игры в принципе не должны быть бесплатными.

Cuphead – самая оригинальная игра года

Cuphead

Искреннее человеческое удивление длится всего секунду. Именно столько понадобилось Cuphead, чтобы влюбить игроков в себя. Визуальный стиль, который отдает дань мультипликации тридцатых годов – основной козырь Cuphead, потому конкретно среди игр он однозначно уникален.

Впрочем, не следует думать, что под яркой оберткой ничего нет. Геймплейно Cuphead довольно четко разграничивается на две неравные части. С одной стороны, у нас есть run’n’gun уровни с не очень хорошими платформенными элементами. С другой – более двух десятков колоритных и многоступенчатых боссов. И вот именно в формате boss-rush Cuphead чувствует себя лучше, совсем, как и прошлогодняя Furi.

Выбирать оригинальную игру в этом году оказалось изрядно сложно, но… Вот играешь ты в Horizon – и через нее проступает Far Cry, играешь в Prey – и видишь System Shock 3, да еще и такую, что хочется попросить дядю Уоррена просто не терять свое время. А вот Cuphead всегда остается Cuphead.

Hollow Knight – самая дешевая игра

Hollow Knight

В соотношении “цена-качество” в этом году Hollow Knight просто не имеет себе равных, стоимостью до 15 долларов (но где-то в спину ей дышат также дешевая Heat Signature и вполне бесплатная Doki Literature Club). Стандартная цена – не просто выгодное предложение, а настоящий грабеж разработчиков за почти сотню часов высококачественного контента.

В 2017-м сравнивать какую-то игру с Dark Souls – моветон. Впрочем, Hollow Knight является одним из тех проектов, которые не прибегают к поверхностному сдиранию очевидных элементов (привет, Lords of the Fallen и The Surge), а родственные скорее в идейном плане. Это такое же захватывающее приключение в неизведанном, огромном, разнообразном, опасном и архитектурно запутанном мире, который постепенно приходит в упадок. Вот только здесь нас ждут не рыцари, драконы и демоны, а… насекомые.

Hollow Knight – это поистине королевский набор. Яркая картинка, отличное звуковое оформление, невероятно чуткое управление и много геймплейного разнообразия. Когда сможете – поддержите игру звонкой монетой. Разработчики Hollow Knight заслуживают этого, как никто другой.

PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS – игровой сервис года

PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS

Здесь, в принципе, без комментариев. Можно сколько угодно любить или презирать PUBG, но бесполезно отрицать то, что игра за несколько месяцев стала глобальным феноменом и побила десятки рекордов.

PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS не привнесла ничего нового в формат «королевской битвы». Игры этого типа существовали задолго до нее и будут существовать после. Собственно, именно поэтому в описании номинаций, и нет слова “лучший”, потому что в плане творческом или техническом любой другой ИгроСервис года запросто утрет нос PUBG. Дело в значимости и важности.

И PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS именно такая. Она перевернула вектор развития игросервиса, что снова вернула свой формат в моду и, самое важное, подтолкнула его к развитию. Это как раз тот случай, когда ты можешь быть не первым в чем-то, зато будешь определяющим, просто оказавшись в нужном месте и в нужное время.

Divinity: Original Sin 2 – игра года

Divinity: Original Sin 2

Wolfenstein II, Persona 5, Super Mario Odyssey, Divinity: Original Sin 2 и Nier: Automata. Каждую из них при должных усилиях и дополнительном времени можно вывести как однозначную игру года, а можно сказать, что Wolfenstein 2 имеет убого оформленные и однотипные уровни, Persona 2 раздута, как чирей, Super Mario Odyssey вторичная по отношению к Super Mario 64, Divinity: OS 2 забагованная и имеет несбалансированную боевку, а Nier: Automata – глупая японщина и все.

В течение года многие неоднократно говорили, что Nier: Automata – феноменальная игра; игра, которую человечество не заслужило; лучшая игра столетия и еще много разных сочных фраз. Безумно приятно, что такая игра претерпела успех.

Впрочем, если это действительно игра столетия… ладно, пусть даже десятилетки, этого мы не можем знать наверняка именно сейчас. Для такого нужно пройти проверку временем, и если все действительно так, то с каждым последующим годом важность и ценность для всего медиа будет расти. Это доказали “Сияние”, “Бегущий по лезвию”, Planescape: Torment TES V: Skyrim и многие другие произведения.

Впрочем, вернемся к упомянутой пятерке. Все они замечательные, все радуют и удивляют, но среди них одна, которая в принципе не должна была существовать. Игра где есть массивная кампания с прекрасной историей, текстами и персонажами, кооператив (который на самом деле не кооператив), отдельный соревновательный мультиплеер и еще режим игромастера, который позволяет создавать собственные приключения и переносит игровой опыт настольных ролевых игр в новый формат на невиданном ранее уровне.

Такие игры, где есть все, и все это прекрасно, “игры мечты” обычно существуют в головах и на бумаге. Посмотрите на STALKER, Fallout 3, Half-Life 2, Final Fantasy Versus XIII – хотели сделать одно, и реалии создания игр оказались неумолимы. А вот Свена Винке и его компании это не остановило.

Всё, о чём только могут мечтать сторонники ролевых игр, Larian взяли и воплотили в одной игре, которая называется Divinity: Original Sin 2. И если и называть кого-то игрой года, то именно ее – невозможную мечту, которую упорные и страстные люди все же сделали реальностью.