Мы составили рейтинг лучших TPS-тайтлов, охватывающий несколько поколений консолей. А ваша любимая игра попала в список?

Игры – это пропуск в удивительную реальность, которая кардинально отличается от нашей. Они дарят фантастические способности и возможность сразиться с врагами, которых мы не могли представить даже в самых смелых мечтах (или кошмарах). Вся прелесть игр в том, что существует огромное многообразие жанров, и среди них каждый непременно найдёт что-то для себя. Шутеры от третьего лица – один из самых популярных жанров, объединяющий множество достойных тайтлов, многие из которых считаются величайшими играми в истории.

Хотя шутеры в целом очень популярны, между видом от первого и третьего лица есть огромная разница: перспектива. В FPS камера расположена так, будто главный герой – это вы сами, тогда как в TPS камера следует за персонажем. Жанр TPS уже в течение многих лет один из основных в индустрии, и за своё долгое существование он претерпел значительные изменения. Вот лучшие шутеры от третьего лица для всех желающих.

Army of Two: The 40th Day

Army of Two: The 40th Day

Сиквел к игре от EA, который продался тиражом в 250 тысяч копий за первый месяц, официально был признан коммерческим провалом, и это довольно грустно, ведь Army of Two: The 40th Day оказалась прекрасной игрой. В ней огромный упор сделан на взрывной экшн в стиле Майкла Бэя, а также добавились тяжёлые противники, вынуждающие игроков в кооперативе действовать сообща, и система сюжетных выборов с неоднозначной моралью.

Игру нельзя было назвать новаторской, однако в ней здорово было проводить время в компании друзей.

Binary Domain

Binary Domain

Надо отдать должное разработчикам из Ryu ga Gotoku Studio за то, что те вышли из зоны комфорта при создании Binary Domain. В этом шутере от третьего лица команды отряду можно было отдавать через микрофон (с поддержкой шести разных языков), а также здесь реализовали амбициозную систему «последствий», влияющее на доверие между членами отряда.

Они могли вести себя по-разному в зависимости от своего отношения к игроку, что могло привести даже к совершенно неожиданной концовке. Но, несмотря на все свои амбиции, Binary Domain в первые два месяца продаж в Северной Америке разошлась тиражом всего в 20 тысяч копий и в итоге быстро была забыта.

Kill Switch

Kill Switch

За 3 года до релиза шутера от третьего лица Gears of War со знаменитой системой укрытий студия Namco USA выпустила Kill Switch. Игру тут же окрестили духовным наследником Time Crisis, и многим понравились её отличия от других шутеров той эпохи. Ажиотажа, к сожалению, не случилось, но зато Kill Switch вдохновила своей системой укрытий разработчиков Uncharted и Gears of War.

Lost Planet

Lost Planet

С чего вдруг Capcom решила разрабатывать научно-фантастический шутер от третьего лица в снежном сеттинге? Это по-прежнему никто не знает, но Lost Planet получилась на удивление интересной. Выпущенная в 2007 году для Xbox 360 игра радовала новыми на тот момент механиками выживания – игрокам нужно было следить за температурой героя, чтобы тот не погиб от холода.

К 2010 году Lost Planet, изданная на PS3 и Xbox 360, продалась тиражом почти в 3 миллиона копий – не лучшие показатели, однако они не помешали выпуску двух продолжений.

MDK2

MDK2

Разработка сиквела MDK была неизбежна, ведь оригинал, изданный Interplay, за год разошёлся тиражом в 400 тысяч копий (что в 1998 году считалось солидным показателем). За разработку MDK2 отвечала BioWare, добавившая трёх играбельных персонажей, более разнообразный геймплей и улучшенную графику.

Критикам проект понравился, но не так сильно, как первая часть. Interplay не стала публиковать отчёт по продажам, ограничившись заявлением о планах на третью часть, которые так и остались лишь планами. Но это не делает причудливый экшн-шутер хуже.

Metal Wolf Chaos

Metal Wolf Chaos

Конечно, многие игроки могли ознакомиться с ремастером 2019 года (однако скромные 400 обзоров в Steam говорят об обратном). Но Metal Wolf Chaos с самого начала была нишевой игрой. Она вышла в 2004 году только на территории Японии и только на платформе Xbox, которая была не особо популярно в этой стране.

Гротескная история вкупе с разрушаемым окружением и сражениями огромных роботов выглядела невероятно увлекательно, несмотря на ряд технических недочётов, Metal Wolf Chaos вполне можно назвать культовым представителем жанра.

Dead to Rights

Dead to Rights

Remedy удивила всех в 2001 году механикой «буллет-тайм», благодаря которой перестрелки выглядели невероятно стильно. А Namco Hometek скромно позаимствовала эту систему для шутера Dead to Rights, который смотрелся в духе гонконгского кино и радовал псом-компаньоном, которого можно было натравливать на врагов.

К сожалению, история Джека Слейта не сильно впечатлила критиков, как и несколько её продолжений. О тираже продаж ничего не известно, но тот факт, что последняя игра в серии (Dead to Rights: Retribution) вышла в далёком 2010 году, говорит о многом.

Oddworld: Stranger’s Wrath

Oddworld: Stranger’s Wrath

Игры из серии Oddworld почти никогда не получали вполне заслуженного признания со стороны публики. И Oddworld: Stranger’s Wrath не стала исключением. В ней нам предлагали вжиться в роль охотника за головами по имени Странник, который стрелял живыми патронами. Всё верно: он заряжал свой арбалет крохотными созданиями с разными способностями.

Несмотря на причудливый, но здорово сбалансированный геймплей, Stranger’s Wrath не стала хитом. С момента её релиза в 2005 году и до 2012 года было продано всего 600 тысяч копий.

Robert Ludlum’s The Bourne Conspiracy

Robert Ludlum's The Bourne Conspiracy

Robert Ludlum’s The Bourne Conspiracy, основанная на трилогии о Борне, но не использующая лицо Мэтта Деймона (всё сложно), была шутером от третьего лица с укрытиями, стелсом, QTE-элементами и рукопашными схватками. Такой подход был нетипичным для того времени, но отлично передавал динамику фильмов.

Игра получила смешанные отзывы, и неизвестно, каким тиражом она продалась, однако она заслужила место в коллекции у всех фанатов Борна – осталось только дождаться портирования на ПК.

Stranglehold

Stranglehold

Экшн от третьего лица, разработанный студией Midway Chicago, во многом походил на Dead to Rights, ведь оба проекта вдохновлялись гонконгским кинематографом. Однако Stranglehold вышла куда смелее – в конце концов, это был игровой сиквел «Круто сваренных» от Джона Ву, где в главной роли вновь появился Чоу Юнь-Фат, а сам Ву тесно сотрудничал с командой разработчиков.

В игре использовалась доработанная система «буллет-тайм», а взаимодействие с окружением во время перестрелок поощрялось бонусными атаками и приёмами защиты. Проект, увы, не взлетел – дело либо в не очень восторженных отзывах, либо в неудачном сроке релиза.

Transformers: Devastation

Transformers: Devastation

Получилось ли PlatinumGames грамотно смешать шутер и слэшер во вселенной «Трансформеров»? Ещё как. Transformers: Devastation щеголяла уникальными механиками (вроде возможности превращаться в транспорт прямо посреди битв) и с уважением относилась к своему мультипликационному первоисточнику.

И хотя внутриигровая камера вызывала серьёзные вопросы, а продажи игры не оправдали ожиданий разработчиков, Transformers: Devastation до сих пор остаётся одной из лучших игр в серии.

The Suffering

The Suffering

История о заключённом Торке, приговорённом к смертной казни, предлагала уникальную комбинацию сурвайвал-хоррора, шутера и сложных моральных дилемм. Выпущенную в 2004 году игру одинаково тепло приняли как критики, так и геймеры. Всем запомнилась общая атмосфера и множество концовок, целиком зависящих от выборов игрока по мере прохождения, а потому The Suffering поставили на уровень оригинальных Resident Evil и Silent Hill.

В 2005 году вышел сиквел, однако нынешний правообладатель франшизы (Warner Bros. Interactive Entertainment) явно не заинтересован в разработке продолжения.

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line долгое время находилась в производственном аду: разработка игры началась в 2007 году, а её релиз откладывался вплоть до 2012 года. Однако уже готовую игру с восторгом приняли и критики, и игроки, оценившие подачу истории и неоднозначную мораль в шутере от третьего лица.

Подача сюжета в Spec Ops: The Line и сегодня считается выдающейся, но, к сожалению, продажам игры это не помогло, из-за чего издатель Take-Two объявил проект коммерческим провалом.

Red Dead Revolver

Red Dead Revolver

Учитывая, какой невероятной популярностью пользовались все продолжения, даже странно, что релиз Red Dead Revolver остался относительно незамеченным. В период с 2004 по 2010 годы игра продалась тиражом всего лишь в 920 тысяч копий.

Это был довольно прямолинейный приключенческий шутер от третьего лица, куда, однако, включили элементы исследования мира и множество NPC, а также механику «Мёртвый глаз» и дуэли. К счастью, потенциал франшизы в итоге был реализован благодаря серии Red Dead Redemption.

Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy

Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy

Ещё одна недооценённая игра от Midway Games, которая вряд ли получит сиквел. Вышедшая в 2004 году Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy делала большой упор на сверхспособности героя (хотя и об оружии не забывали). Протагонист Ник Скраер мог воздействовать на различные объекты и даже людей с помощью телекинеза; контролировать разум врагов, стравливая их; и даже использовать пирокинез.

После того как студия Midway объявила о банкротстве, будущее серии оказалась в подвешенном состоянии. Быть может, однажды серия возродится. Кто знает.

Rise of the Tomb Raider

Rise of the Tomb Raider

Сиквел Tomb Raider 2013, Rise of the Tomb Raider, рассказывает о путешествии Лары Крофт в затерянный город Китеж. По пути героиня противостоит милитаристской организации «Троица», которая жаждет заполучить легендарный источник бессмертия. Rise of the Tomb Raider удалось поднять историю Лары на новый уровень, и всё это наряду с потрясающим геймплеем. Благодаря успешному релизу мы получили ещё одно продолжение – Shadow of the Tomb Raider (2018).

Многие функции в Rise взяты из предыдущей игры, но при этом их значительно улучшили. Crystal Dynamics решили сделать игру ближе к выживанию, что повлияло на более проработанную систему охоты, однако развивать навыки и способности Лары стало гораздо проще. Также разработчики сократили количество QTE, что приятно оживило покорение Сибири.

Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2

Тем, кто давно не играл в годные вестерны и хочет это исправить, стоит взглянуть на Red Dead Redemption 2. По сути, это приквел к оригинальной Red Dead Redemption. Игрок берёт на себя роль сурового преступника – Артура Моргана. Основная цель – выполнять сюжетные миссии, однако Red Dead Redemption 2 – настоящая песочница в сеттинге Дикого Запада, в которой очень легко потеряться. Скачите на лошади по необъятной пустыне, безмятежно ловите рыбу у отдалённого озера или охотьтесь на легендарных животных.

Как и в случае с Grand Theft Auto, механика стрельбы в Red Dead Redemption 2 понравится не всем, но реалистичность игры и детализированное окружение делают её по-настоящему особенной. Rockstar потратила немало времени и сил на то, чтобы подарить нам уникальное и максимально аутентичное приключение в духе вестерна.

Sunset Overdrive

Sunset Overdrive

Sunset Overdrive от невероятной студии Insomniac Games – один из первых крупных эксклюзивов Microsoft для Xbox One. Действие игры разворачивается во время необычного апокалипсиса, где вам нужно освободить Сансет Сити от недавно появившихся мутантов. На самом деле, это местные жители, выпившие особый энергетический напиток FizzCo. Вы – бывший сотрудник этой злостной корпорации, сражающийся как с монстрами, так и с бюрократами.

Sunset Overdrive завоевала всеобщую популярность своим забавным повествованием и увлекательным геймплеем. Помимо разнообразного вооружения, в Sunset Overdrive имеется необычная система перемещения, позволяющая скользить по рельсам и отскакивать от объектов во время путешествий по городу. Sunset Overdrive закончилась заманчивым клиффхэнгером, но с момента её релиза в 2014 году студия так и не анонсировала сиквел.

Hitman World of Assassination

Hitman World of Assassination

В 2000 году IO Interactive начала строить одну из самых знаковых шутерных франшиз в лице Hitman. В последнее время популярность серии резко возросла благодаря трилогии World of Assassination, которая началась в 2016 году. Первая игра, как ни странно, была эпизодической, хотя последующие две части сразу вышли полностью.

Неудивительно, что основная задача в играх Hitman – устранить назначенную цель Агента 47. И для этого существует множество любопытных способов: используйте огнестрельное оружие или случайные предметы окружения. Вас ограничивают только самые элементарные правила: никаких обнаружений, действуйте скрытно и чётко. После завершения каждой части трилогии вы можете перенести свой прогресс в следующую игру, чтобы продолжить прохождение в личном стиле.

The Last of Us Part 2

The Last of Us Part 2

The Last of Us от Naughty Dog для многих стала настоящей эмоциональной каруселью. История Элли и Джоэла способна лишить дара речи даже самых матёрых игроков. Сюжет игры общепризнано считается шедевром, хотя с точки зрения геймплея тайтл радует гораздо меньше. Сиквел не менее цепляет повествованием, но главное – разработчики значительно улучшили механику, чтобы доставить игрокам поистине незабываемые впечатления.

В The Last of Us Part 2 общая система прицеливания и стрельбы стала гораздо удобнее, а прокачка – более глубокой и проработанной. Naughty Dog отточили систему укрытий и внесли разнообразие в типы врагов, с которыми сталкиваются Элли и Эбби. Многие другие аспекты просто перешли из оригинала с приятным корректировкам, например, элементы скрытного боя. Всё-таки от вашего мастерства в стелсе зависит выживание героев.

Fortnite

Fortnite

Если говорить об играх, которые изменили историю индустрии, следует упомянуть Fortnite. Королевская битва от Epic Games подняла прежде нишевый жанр на принципиально новый уровень. Интересный и новаторский геймплей Fortnite мотивировал к переменам другие многопользовательские тайтлы, в том числе Call of Duty, а также подготовил надёжную почву для других игр жанра, таких как Apex.

Несмотря на мультяшную анимацию, которая может отпугнуть некоторых игроков, Fortnite славится потрясающим геймплеем. Вас ждёт широкий спектр вооружения, гладкая механика стрельбы, новая физика снарядов и даже строительство, которого до этого в шутерах попросту не было. Fortnite продолжает набирать колоссальную популярность благодаря многочисленным стримам и бесконечному калейдоскопу поп-культурных отсылок.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Космическое приключение Bioware в Mass Effect получило высокие оценки и восторженные отзывы. Великолепный сюжет и цельные персонажи мгновенно стали классикой индустрии. Однако для полного успеха не хватало удобной боевой системы и мобильности. К счастью, Bioware учла все пожелания и внесла необходимые коррективы. В результате получилась Mass Effect 2 – один из лучших шутеров от третьего лица.

Разработчики улучшили механику прицеливания и стрельбы. Они отказались от бесконечных патронов и перегрева оружия, заменив их на обычные пули и обоймы. Этого уже было достаточно, чтобы выровнять темп сражений. Также Bioware пофиксили систему укрытий, так как в оригинале Шепард часто застревал в невидимых углах. Многие называют Mass Effect 2 своей самой любимой игрой, и на это наверняка повлияла улучшенная боевая система.

Ratchet and Clank: Rift Apart

Ratchet and Clank: Rift Apart

Помимо прочего, Insomniac Games подарили двух удивительных храбрых персонажей, которые с честью выдержали испытание временем, – Рэтчета и Кланка. С 2002 года этот необычный тандем из ломбакса и робота много раз спасал вселенную, в первую очередь – от доктора Нефариуса. Ratchet and Clank: Rift Apart – последняя часть серии, которую многие считают первой игрой следующего поколения для PlayStation 5.

В Rift Apart обширный выбор взрывного оружия, которое позволит проявить весь свой творческий потенциал в уничтожении вражеских сил. Выбирайте что угодно – от водяных пушек, стимулирующих рост растений, до старого доброго электрического тока: варианты практически безграничны. Помимо впечатляющего арсенала, в Rift Apart имеется новая механика порталов, позволяющая Рэтчету и Ривет активно перемещаться между двумя реальностями.

Resident Evil 4

Resident Evil 4

В зависимости от того, как вы относитесь к хоррорам, игра может понравиться, а может и оттолкнуть. Resident Evil – одна из самых культовых серий в истории игр, а четвёртая часть почти единодушно считается лучшей. Игра вышла на GameCube в 2005 году. Спецагент Леон Кеннеди должен найти и спасти дочь президента от странной европейской секты.

Resident Evil 4 стала переломным моментом для серии: по сравнению с предыдущими частями, ориентированными на выживание, здесь стало ощутимо больше экшена и перестрелок. Также Capcom проработали особую реакцию врагов на выстрелы. Например, если вы попадаете в ногу, они теряют равновесие и падают. Вдобавок повысилась роль окружения: некоторые объекты помогают проникнуть в новые области или сбежать от жителей деревни. Эти механики повлияли на многие другие TPS-тайтлы и стали весомым вкладом в развитие жанра.

Grand Theft Auto 5

Grand Theft Auto 5

Кажется, что только вчера Grand Theft Auto 5 вышла на PlayStation 3 и Xbox 360. Или на PlayStation 4 и Xbox One? А хотя есть ещё PlayStation 5 и Xbox Series… И ПК! Достаточно сказать, что GTA 5 – одна из самых успешных игр всех времён и заслуживает отдельного пьедестала среди шутеров от третьего лица. Опять же, механика стрельбы Rockstar подойдёт не всем (хотя всегда есть функция автоматического прицеливания), но серия Grand Theft Auto мощно раздвинула границы TPS и во многом помогла жанру достичь современного уровня.

Будь то сюжет, ассортимент оружия или возможность делать практически всё, что захочется, GTA 5 доминирует с момента своего релиза в 2013 году. Из-за размера карты Rockstar представила игрокам новые типы транспортных средств, в том числе воздушные, чтобы быстро и удобно путешествовать по Лос-Сантосу. Играйте за Майкла де Санта, Тревора Филипса или Франклина Клинтона, каждый из которых обладает уникальным набором способностей, приятно меняющих геймплей в этой огромной песочнице с сюжетом. Grand Theft Auto оказала колоссальное влияние на игровую индустрию в целом и, в частности, на шутеры от третьего лица.

Gears of War

Gears of War

В качестве самой знаковой игры из поколения Xbox 360 многие фанаты наверняка выбрали бы Gears of War. Тайтл, вдохновлённый некоторыми элементами Resident Evil 4, повествует о борьбе Маркуса Феникса и Коалиции Объединённых Государств с главной угрозой существованию человечества – нашествием Саранчи. С момента выхода оригинала в 2006 году серия расширилась до пяти основных игр и трёх спин-оффов. Gears of War стала яркой эволюцией жанра, сделав упор на уникальную систему укрытий, из-за которых можно вести слепой огонь. В таком виде эта механика ещё нигде не встречалась.

Первая Gears of War во многом опирается на элементы хоррора, в чём прослеживается сильное влияние Resident Evil. Последующие части стали ближе к экшену, хотя сражаться с инопланетной ордой жутко само по себе. В Gears of War нет стандартного индикатора здоровья, вместо него – логотип черепа, который при получении урона покрывается кровью. Также в Gears of War появилось одно из самых мощных оружий в играх – автоматическая винтовка Лансер с устрашающим двойным пулемётом и бензопилой в придачу.


Похожее