В шикарном файтинге от Arkane сапоги – это такое же мощное оружие, как меч.

Dark Messiah of Might and Magic появилась в период юности студии Arkane. В более поздних играх Dishonored и Prey чувствуется более взрослый подход при наличии узнаваемого почерка. Здесь же перед нами фэнтезийный экшн, который с заразительным энтузиазмом демонстрирует ультранасилие. Прекрасная физика, ИИ и боевая система в сумме дают запоминающийся мир, который смертельно опасен для всех, кроме вас.

В роли путешествующего ученика чародея по имени Сарета вы с нечеловеческой силой скидываете людей и орков с канатных мостов и уступов в пропасти, на дне которых, как правило, находятся острые шипы. Комбинируя движения мыши и клавиши управления, вы отрубаете конечности врагов своим верным мечом. А когда вам это надоест, всегда можно накастовать парочку огненных шаров и запустить их во врагов, наблюдая за тем, как их горящие тела падают с очередного обрыва.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Игра, которая изначально должна была стать сиквелом дебютного проекта Arkane, неторопливой RPG о похождениях в подземельях Arx Fatalis, обзавелась лицензией по миру Might and Magic, купленной Ubisoft. Но привязка к серии ролевых игр, ассоциирующихся по большей части с настольными развлечениями, никак не сковывала дух Dark Messiah. Здесь чувствуется рука студии Arkane, для которой приключение в D&D-шном королевстве Асхан стало плавным переходом от заброшенных руин Arx Fatalis до залитых кровью тронных залов Dishonored.

И это весьма затягивающая игра; показанная в ней жестокость поначалу не вяжется с милым фэнтезийным сеттингом, но в результате это идёт проекту на пользу. Впечатления от такого подхода примерно такие же, как от просмотра той самой сцены свадьбы из «Монти Пайтона и священного Грааля», где Джон Клиз в роли Ланселота рубит на кусочки приглашённых гостей.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Dark Messiah перекликается с Dishonored в мелких деталях. Сарет и Корво одинаково карабкаются по цепям – быстрыми и отточенными движениями, что подчёркивает их спортивную форму. Они оба похоже разрубают врагов на части: Arkane явно решила следовать проверенной формуле. Со свистом рассекая воздух, мечи вонзаются в шеи с неизменным замедлением времени прямо в момент удара, и это сопровождается предсмертным криком врага, после чего его голова отлетает в сторону. Мрачно, кроваво, но невероятно зрелищно.

Однако насилие в Dishonored имеет больше глубины, чем в Dark Messiah. Dishonored – это трагичная история о мести: насилие здесь порождает ещё больше насилия, но у игроков есть возможность разорвать этот порочный круг. Насилие здесь можно сравнить с наркотиком, небрежно оставленным на столе – игроки могут принять его или проигнорировать.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

А в Dark Messiah используется более прямолинейный подход. Игрока с самого начала безостановочно поят зельем берсерка, которое пил сам Конан-варвар, чтобы безжалостно крушить врагов. Эта игра обожает убийства. Как только завершается обучение, вас бросают на арену, где прямо на вас бежит неизвестный мечник. «Сбрось его с лестницы!», радостно подсказывает игра. «Толкни его приятеля прямо на шипы!», «Брось ящик в того парня! А теперь удерживай левую кнопку мыши и отпусти её, чтобы рассечь врага пополам!».

И когда вы выполните все эти требования, перед вами откроется дверь в следующую локацию. Но вы можете остаться на арене, чтобы «продолжить своё обучение», как говорит игра. Правда в том, что все последующие зоны в игре – это всё та же арена. Каждый замок и убежище орков представляют собой площадку с неплохой декорацией и уймой противников.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Во всём многообразии боевых систем Dark Messiah очень легко упустить или забыть какой-нибудь интересный нюанс. Для этого разработчики предусмотрительно оставили подсказки, всплывающие на протяжении нескольких миссий. Не забывайте сбрасывать врагов с высоких уступов. Не забывайте, что масло хорошо горит. Не забывайте, что оглушенного врага можно обезоружить. Не забывайте перерубать канаты, чтобы активировать ловушки.

Эти подсказки намекают на игровой опыт безымянного тестера, который, видимо, самозабвенно рубил врагов налево и направо, игнорируя тщательно встроенные в игру системы, что наверняка приводило в ужас наблюдавших за ним разработчиков. «Главное, чтобы вы не заскучали» – это один из девизов Dark Messiah. Есть и другой – «главное, чтобы вы не вели себя скучно».

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Как Dishonored и Prey, Dark Messiah позволяет тратить очки опыта на прокачку навыков и открытие новых умений. Но, в отличие от этих игр, Dark Messiah имеет более узкий подход к геймплею, где всё сконцентрировано вокруг боёв, а это значит, что прокачка навыков служит только для того, чтобы дать игрокам множество способов достижения одной цели. Да, здесь есть несколько концовок, позволяющих решить, насколько вы «тёмный» и насколько «мессия», но они нужны отнюдь не для моральной оценки ваших действий.

Они призваны мотивировать на повторные прохождения, чтобы показать вам, что каждый этап похождений Сарета можно пройти по-разному. Вас судят в основном по стилю боя, поэтому не нужно отыгрывать лишь роль яростного, но справедливого мечника. Попробуйте стать изворотливым лучником, стреляющим исподтишка, противоречивым волшебником или парнем с копьём, который бросает его во врагов при любом удобном случае.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Dark Messiah, в отличие от своих потомков, с удовольствием вставляет нотки эпичного фэнтези. Осаждённые замки, поединки с громадными циклопами и огнедышащими драконами смотрятся впечатляюще и по сей день, а крепость орков одним своим видом говорит, что это идеальное место для всех искателей приключений.

Но есть у игры и явные недостатки. Несмотря на то, что чудесная боевая система Dark Messiah прошла проверку временем, этого нельзя сказать о художественном стиле и сценарии игры. Здесь ощущается отсутствие единого стиля, как в Dishonored, и художников Себастьяна Миттона и Виктора Антонова: технологии Dark Messiah и мир Might and Magic уже не так впечатляют, чтобы закрывать глаза на недочёты проекта.

Dark Messiah of Might and Magic – это по-прежнему гениальный симулятор убийцы

Хуже всего дизайн персонажей, на которых держится достаточно слабый сюжет даже по меркам того времени. Сарет, фактически являющийся мальчиком на побегушках у солидных волшебников, оказывается избранным, и актёры, вовлечённые в это действо, отыгрывают его совсем неубедительно.

За внимание главного героя борются сразу две дамы: практически голая демоница Зана, живущая в голове протагониста (но всё равно пытающаяся его соблазнить) и племянница волшебника Линна, обожающая носить мини-юбки, которую ещё нужно вызволить из ямы, полной ядовитых змей. И этот аспект Dark Messiah, явно направленный на подростков, немного смущает – десять лет назад это считалось нормой, но нынешние игры по большей части избегают таких приёмов. Возможно, через пару лет часто повторяемое в Dark Messiah словосочетание «маг Менелаг» может обрести сакральный смысл, но пока оно вызывает только недоумение.

К тому же в фэнтезийном Средневековье почему-то существует только два акцента: американский и бристольский. Объяснить это можно только нежеланием студии принимать креативные решения.

Но все эти проблемы только подчёркивают, насколько Dark Messiah хороша в главном – в поединках на фоне фэнтезийных земель. Если бы сражения и приключенческий элемент не были бы такими выдающимися, игра просто отправилась бы в пучину забвения, присоединившись к сотням проектов с приставкой Might and Magic в заголовках. Но этого не произошло, потому что ни одна другая игра не предлагала нам роль Эррола Флинна в мире, полном орков. И то, что Dark Messiah рассматривается как веха в развитии одной из самых заметных студий в индустрии, является вполне заслуженным достижением.