Нравятся вам эти игры или нет, но вы можете найти в них много пищи для размышлений.

Видеоигры сильно изменились со времен популярности аркадных автоматов. Тогда самые насущные проблемы геймеров заключались в том, следует ли им сразу же использовать этот Свисток или подождать до следующего Мира. И вообще, как, черт возьми, победить Син Акуму?

Однако теперь все поменялось. Хотя все еще существуют игры о приключениях простого водопроводчика и его несчастной девицы, они уже не так широко распространены.

Вместо этого разработчики видеоигр в своих историях фокусируются на смерти, разрушении, психическом здоровье и аллегориях реального мира, и уже сейчас некоторые из них выходят за рамки своего привычного предназначения, когда речь заходит о представлении важных понятий.

Игры давно заслуживают того, чтобы стать средством подачи информации, которое можно действительно воспринимать всерьез. Все игры из этой подборки так или иначе поднимают вопросы табуированного характера – вещи, которые стало принято выносить на обозрение общественности только с недавних пор.

Papers, Please

Papers, Please

Тема иммиграции в реальной жизни очень болезненная, а взгляды широких масс на эту проблему меняются так быстро, как требуют их телевизионные идолы. К счастью, в игре Papers, Please решение о пропуске мигрантов упрощено до проставления штампов в паспортах. Никаких весомых или морально сомнительных решений здесь не будет, нет. Или, по крайней мере, так кажется в первые минуты игры.

Эта головоломка хороша тем, что она ставит игрока в положение человека, не имеющего реальной значимости, но непосредственно влияющего на жизнь бесчисленных людей. Сначала игрок будет пробираться через Papers, Please, штампуя паспорта без каких-либо реальных мыслей и зная, что цель игры на данный момент – отказывать всем иностранцам и славить Арстотцку.

Но в итоге он дойдет до того этапа, где выбор будет варьироваться от пропуска обычных беженцев без надлежащих документов до разрешения на въезд убийцам, которые помогут покончить с нынешним диктаторским режимом.

Detroit: Become Human

Detroit: Become Human

Независимо от того, что все думают о Дэвиде Кейдже и его часто нелепых и неуклюжих набегах на видеоигры, нельзя не согласиться с тем, что он, по крайней мере, пытается обсудить важные вещи. Во время игры в Detroit: Become Human сразу же становится ясно, что вся эта ситуация с андроидами является плохо замаскированной аллегорией расовой напряженности в современном обществе.

Здесь обсуждаются вопросы рабства, морали и обязательных для научной фантастики понятий, лежащих в основе искусственного интеллекта, включая его место в социальной иерархии будущего. Управляя тремя отдельными персонажами, игроки получают возможность рассмотреть каждую из этих проблем с разных сторон – с точки зрения прислуги, революционера или представителя власти.

Несмотря на то, как здесь все сжато показано, игра, очевидно, поднимает некоторые очень важные вопросы принадлежности к расе и подчинению – должны ли андроиды быть рабами их человеческих хозяев? Особенно когда они испытывают те же эмоции и чувства, что и мы?

Игроки, независимо от своей позиции по этому вопросу, могут принять любое решение, и, хотя есть очевидно неправильный выбор, игра все же позволяет вам самостоятельно определить, делать ли его или нет.

Grand Theft Auto V

Grand Theft Auto V

С момента выхода первой игры Grand Theft Auto (GTA) гангстерские эпопеи Rockstar неоднократно подвергались критике, однако на фоне прочих спорных моментов особенно выделилась именно пятая часть серии, вернее, эпизод с изображением пыток.

Тем не менее, в GTA всего лишь показано то, насколько тяжело и устраивать пытки, и терпеть их. Реальная же проблема заключается в привлечении всеобщего внимания к тому факту, что в глазах правительства подобные вещи до сих пор остаются нормальными.

Когда Тревор обливает бедолагу бензином, намекая, что «все по инструкции», это, понятно, довольно жестоко. Самое сложное во всем этом – огромная свобода выбора, которую получает игрок, ведь он может выбирать между различными инструментами для пытки и применять их в любом порядке.

Что еще хуже, вовлеченные во все это персонажи не проявляют абсолютно никакого раскаяния за свои действия, хотя они в первую очередь являются обычными людьми.

Persona 5

Persona 5

Как одна из лучших JRPG за последнее время, Persona 5, очевидно, должна была чем-то выделиться. И это действительно так – за увлекательным сюжетом, глубокими персонажами и отличным саундтреком скрывается несколько темных и запутанных сюжетных линий.

Поэтому, когда игра раскрывается во всей красе, показывая жестокого учителя и его домогательства по отношению к студенткам (включая девушку из числа соратников игрока), становится понятно, что Persona не такая причудливая и веселая, какой она пытается казаться.

К тому времени, когда игрок разберется с первым Дворцом, он успеет столкнуться с проблемами, связанными с подростковыми самоубийствами, сексуальными домогательствами и сопровождающими их издевательствами. Все это – реализм, который абсолютно противоречит беззаботности аниме-искусства и оптимистичной музыке.

В Persona 5 также обращается внимание на то, как часто виновники чудовищных происшествий могут долго оставаться безнаказанными из-за равнодушия взрослых и их неспособности разглядеть в учителях преступные наклонности.
Так что в конце концов положительное разрешение ситуации зависит от кучки неудачливых студентов, которым предстоит навести порядок.

Catherine

Catherine

Будучи смесью визуальной новеллы, Q*Bert и лихорадочных сновидений изменщика, Catherine является одной из самых странных игр последнего десятилетия.

Главный герой игры, Винсент, борется с обязанностями взрослой жизни и его преданностью своей давней подруге Кэтрин (Katherine). В ходе повествования его проблемы визуализируются через новый любовный интерес по имени Катрин (Catherine). Кошмары, причиной которых она стала, представляют собой его чувственность, обязательства и личный выбор.

Игра не пытается пристыдить игрока за его решения; любой выбор может быть совершен, независимо от того, собирается ли Винсент быть с Кэтрин, Катрин или даже выберет одиночество.

Здесь нет стандартной дилеммы «добро против зла», как в большинстве других игр, а игроку задается вопрос, предпочтет ли он полную волнений жизнь или, наоборот, комфорт и стабильность.

This War Of Mine

This War Of Mine

This War Of Mine, обладатель премии в номинации «Самая депрессивная игра всех времен», изображает войну с совершенно непривлекательной стороны. В конце концов, неужели кому-то захочется примерить на себя роль бедолаги, прячущегося в своем доме, когда он мог бы где-нибудь снаружи взрывать людей, не терзаясь угрызениями совести.

Но игра за угнетенных гражданских на этот раз открывает совершенно новую перспективу и становится одним из самых привлекательных симуляторов выживания на рынке.

Конечно, с зомби трудно иметь дело, а потусторонние ужасы всегда будут одними из самых страшных вещей, красовавшихся на наших мониторах, но война с точки зрения обычных людей, на головы которых она обрушилась, гораздо страшнее любой фантастики.

Играть в This War Of Mine нелегко, так как игроку постоянно напоминают, что подобные вещи постоянно происходят во время реальных войн. Люди умирают, нападения на мирное население являются обычным делом, и принять решение не обкрадывать больных стариков оказывается уже не так просто.

Hellblade: Senua’s Sacrifice

Hellblade: Senua's Sacrifice

Большинство игроков, услышав название Hellblade: Senua’s Sacrifice, наверняка ожидали бы рассказов о каком-то демонском мече и захватывающую историю, связанную с этим оружием. И в игре это появится, но займет ровно пять минут, после чего до игроков дойдет, что нет, это не очередная стандартная приключенческая игра.

В Hellblade главная героиня Сенуа имеет дело с психозом, не часто ассоциирующимся с персонажами видеоигр, разве что только с антагонистами. В этой игре психоз иллюстрируется различными фрагментами скандинавской мифологии: на пути Сенуа возникают Сурт, Хель и Гарм, и все они ограничивают героиню в ее поисках.

С помощью флэшбэков игра показывает, что эти существа были всего лишь видениями Сенуа. Каждый из них являет собой мрачное представление о прошлом героини, жестоком обращении со стороны отца и ее собственном психическом состоянии, которое за прошедшее время только усугубилось.

Hellblade – это мощное высказывание на темы психического здоровья и психоза, подобного которому, честно говоря, игровое сообщество никогда не видело ни до, ни после. Игра действительно уникальна, в ней видно потрясающее внимание разработчиков к деталям, однако, поднятые в ней проблемы вряд ли привлекут широкую аудиторию.

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line – это игра, которая могла бы быть переименована в «Симулятор посттравматического синдрома: Правильного выбора быть не может», и все равно мы даже близко не получили бы описание того, как эта игра работает.
The Line изначально кажется шаблонным шутером от третьего лица, но очень скоро вы понимаете, что ваши ожидания не оправдываются и игра просто проносит вас через ад на земле.

В очень реалистичном и довольно пугающем представлении суровости войны каждый выбор имеет вес, который в большинстве других видеоигр даже нельзя себе представить. Spec Ops не имеет никакого «мерила морали», никаких красно-синих вариантов, объясняющих, что сейчас был сделан выбор Героя или Отступника.

Тут все зависит от интуиции, и независимо от того, что вы делаете, ваша интуиция ошибается. Игра перемалывает главного героя Мартина Уокера до тех пор, пока от него не остается ничего, и попутно показывает зверства войны во всей красе и то, сколько из них он – и, соответственно, игрок – совершил во время своей миссии.

Эта игра очень далека от некоторых других военных игр, которые делаются исключительно ради симуляции стрельбы.

Disco Elysium

Disco Elysium

Протагонист Disco Elysium – один из самых жалких сукиных сынов по ту сторону экрана, и именно благодаря ему игра вышла блестящей. Игрок с позиции этого человека переживает эмоциональные и реалистичные сцены злоупотребления наркотиками и проявления экзистенциального кризиса.

Когда игрок впервые просыпается, то не знает ни имени персонажа, ни его прошлого, ни даже того, где находятся его чертовы ботинки. Все, что известно, это то, что говорит его ужасный галстук: наш герой тусовался до тех пор, пока у него напрочь не отшибло память. И он жалок до омерзения.

На протяжении всей остальной части игры игроку предстоит узнать горькую правду о текущем положении дел персонажа, о том, как он дошел до жизни такой, каким он был до того, как наркотики вызвали амнезию. В некоторых случаях к стимуляторам придется прибегать специально – без них не выйдет повысить определенные характеристики, способные помочь продвинуться по игре.

Это мрачный взгляд на то, во что может превратиться жизнь хорошего человека из-за нескольких плохих решений, и только от игрока зависит, продолжать ли идти по этому пути или попытаться стать лучше.

Night In The Woods

Night In The Woods

Night In The Woods является одной из наиболее эффективных иллюстраций проблем психического здоровья, которые пронизывают один из самых бурных периодов жизни, студенчество.

Игра рассказывает о человекокошке Мэй, недавно бросившей колледж из-за неких проблем. По приезду домой она пытается вернуться к своей прежней жизни, тусуется с забытыми друзьями и исследует свой старый город. Попутно выясняется, что у Мэй была диссоциация (если точнее – дереализация) и после особенно страшного события шестилетней давности она сумела ее побороть, но эта проблема снова вернулась в жизнь Мэй во время ее пребывания в колледже.

Игра является постоянным напоминанием о том, насколько разными могут быть все формы психического здоровья, поскольку Мэй медленно снова начинает подвергаться дереализации, обнаруживая, что ей трудно разговаривать с родителями или даже с друзьями, когда она борется со своими постоянно растущими проблемами, связанными с ее психическим здоровьем.

Вполне логично, что игрок не найдет никакого волшебного способа исцелить Мэй и уничтожить все ее проблемы. Вместо этого, когда повествование подходит к концу, старые друзья просто разговаривают, смеются и продолжают делать все, что в их силах.
Именно здесь становится ясен реальный смысл игры: быть не совсем в порядке – это нормально, а верное расставление приоритетов открывает путь вперед.


Похожее