Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые игры остаются незамеченными? Возможно, всему виной недостаточная видимость или раскрутка, либо просто отсутствие культовых персонажей, которые помогают повысить продажи или публичность. Но конечно, скорее всего все гораздо проще – большинство таких игр просто плохие.Может быть, “плохие” не совсем подходящее слово. В конце концов, многие плохие игры типа God Hand, Shadow Warrior и Deadly Premonition достаточно популярны, потому что “настолько плохие, что это даже хорошо”. Вы понимаете, что имеется в виду – многие культовые хиты обзавелись армией фанатов несмотря на все недостатки. Есть множество видеоигр, которые можно отнести к этой категории, и некоторые из них – настоящие бриллианты, которые стоит поискать. Однако, на каждый бриллиант среди мусора есть и плохо исполненные забытые игры, как в случае с MorphX.MorphX была издана компанией 505 Games на Xbox 360 в 2010 году, но разрабатывалась двумя разными студиями, Buka Entertainment и Targem Game. Обе эти компании российские, а Buka Entertainment в настоящее время принадлежит компании 1C, основанной в России в 1991 году.В России она известна прежде всего своими приложениями для бизнеса, но является также заметным издателем игр, главным образом военных и стратегических, в частности, King’s Bounty: Легенда о рыцаре, Theater of War и самой известной на западе серии авиасимуляторов “Ил-2 Штурмовик”. Targem Games была основана в 2002 году и работала главным образом над гонками, например, Armageddon Riders, Hard Truck Apocalypse и, из более недавнего, Crossout.Возможно, в долгосрочной перспективе консольная эксклюзивность MorphX для Xbox 360 сыграла определенную роль в ее ограниченной заметности, но главные проблемы игры были связаны не с малой заметностью, а скорее с недостаточной проработанностью. Многие игры, особенно разрабатываемые небольшими AA-студиями, часто имеют гораздо меньший бюджет и стоимость производства.Некоторые компании таким образом сформировали целую нишу – например, Kalypso Media, NIS America или Arksys Games смогли создать запоминающиеся серии игр за четверть бюджетов, характерных для Ubisoft или Activision.MorphX – определенно игра в том же духе. Она кажется бюджетной как внешне, так и в плане геймплея. Частично эта проблема связана с тем, насколько заурядно игра выглядит в целом: мрачные, потрепанные коридоры вперемешку с длинными залами, заполненные хламом и намеренно плохо освещенные. Количество полигонов довольно скудное, близкое к верхней планке разрешений PS2, а озвучка и механика стрельбы просто ужасны. В MorphX применяется олдскульный подход с механикой шутера/драк от третьего лица без использования укрытий.Недостаток стен высотой по грудь очень сильно заметен и вносит вклад в самую серьезную проблему игры – искусственную сложность. Пройти игру непросто, хотя она достаточно короткая, в среднем около 8-10 часов, но дело не в сложности как таковой, а в дизайне и управлении. Размещение врагов и управление, в частности, необходимость останавливаться для прицеливания и стрельбы, во многом похожи на самые сложные игры эпохи NES (Dendy) и следуют устаревшей по сравнению с нынешними шутерами от третьего лица механике.Искусственный интеллект нельзя назвать гениальным, но это компенсируется отличной дальностью видимости и точностью стрельбы врагов, благодаря чему одновременное сражение с несколькими из них становится достаточно смертоносным.Это основной недостаток геймплея, способный лишить MorphX любого намека на получение удовольствия. Добавьте к этому несогласованный сюжет, недостаточную постановку задач в геймплее и “пьяную” камеру – и вы поймете, почему эта игра осталась забытый. Суть сюжета проста – на Землю нападают инопланетяне и убивают всех, помимо какой-то человеческой организации, взявшей ситуацию под контроль, и вы оказываетесь в самой гуще конфликта. Но конечно же, у игры есть одна важная фишка, благодаря которой ее стоит вспомнить, хоть она и откровенно плохая – это механика эволюции.Она основана на том, что убивая и поглощая своих врагов ваш персонаж может получать инопланетную ДНК, которая дает вам силы и способности, слегка упрощающие игру. Например, практически с самого начала вы получаете “видение пришельцев”, которое позволяет вам видеть врагов в темных углах, что компенсирует ряд проблем, связанных с плохим освещением.На самом деле, множество апгрейдов, потихоньку изменяющих вид вашего персонажа по мере прохождения, немного помогают отвлечься от сурового геймплея. Здесь есть апгрейды брони, естественное оружие, наносящее больший урон, и даже ручная пушка, которая может запускать во врагов сгустки плазмы, взрывающиеся с большим ущербом.Разработчики, которым удалось сделать эту фишку MorphX естественной и приятной, заслуживают отдельного признания. Пройти игру достаточно далеко для реализации всех мутаций – своего рода знак доблести, а в выборе способностей по мере поглощения врагов присутствуют элементы RPG. Поглощение инопланетян становится довольно продуманной геймплейной механикой с небольшой степенью сложности. Благодаря одной лишь этой хорошей идее и ее реализации MorphX можно выделить среди множества бюджетных игр того года.Искусственная сложность довольно причудливым образом развивает эту механику. Игра, не теряя острых углов, связанных с плохим дизайном, становится гораздо проще по мере ее прохождения. Возможно, ее сложность как раз в том, что игроку требуется быть достаточно искусным и продемонстрировать продуманную тактическую игру, чтобы превозмочь непреодолимые трудности и достичь могущества? А может быть, настоящая привлекательность этой игры связана с несколько более олдскульными испытаниями, чем те, к которым мы привыкли.Однако, для спасения игры этого недостаточно. Несмотря на интересную фишку MorphX так и не удалось стать культовой, как получилось за все эти годы у бесчисленного количества игр. Как и многие другие игры, MorphX была предана забвению из-за своих ограничений. По стандартам 2010 года она уже была устаревшей, что стало даже более значимым фактором, чем вид, похожий на игры для PlayStation 2.Может быть, в конечном итоге это и к лучшему – не каждой забытой игре суждено стать культовой классикой. При этом важно время от времени вспоминать такие игры, как MorphX. Видеоигры – это огромное кладбище забытых проектов, которые по мере развития игровой индустрии понемногу становятся все более и более заметными.Хорошо это или плохо, но такие игры формируют важную часть игровой субкультуры – ее обратную сторону, позволяющую нам увидеть взлеты и падения разработки игр и потребительского отношения. Как бы то ни было, MorphX идеально подходит под определение тех самых “плохих” игр с немногими компенсирующими это плюсами, которые могут служить предостережением о том, что некоторые игры забыты не зря.