Фильм “Чужой” – один из столпов популярной культуры, знаковый ужастик в научно-фантастической эстетике. Он показал нам кошмары космоса так, как их никогда не представляли раньше: клаустрофобию, чувство безнадежности и изоляции, а также страх перед хищником, который охотится на вас. С момента выхода первого фильма в 1979 году франшиза “Чужого” стала просто мастодонтом медиа: появилось множество комиксов, книг, фильмов и, конечно же, видеоигр о ксеноморфах с их коронными лицехватами.Неудивительно, что игр с ксеноморфами просто невероятное количество, но какие из них действительно хорошие и запоминающиеся? Пожалуй, наиболее яркий пример успеха франшизы – знаменитая серия Aliens vs Predator, но там Чужие делят экранное время с морпехами и Хищниками, представляя собой лишь один из элементов разнообразных стилей геймплея.А помимо этой серии среди заметных игр о Чужих вспоминаются, пожалуй, лишь недавняя Alien: Isolation или провальная Aliens: Colonial Marines от Sega и Gearbox.Однако, есть огромное количество подражаний франшизе “Чужих”. Пожалуй, самое откровенное из них – серия Alien Breed от независимой студии Team17. Alien Breed частично представляет собой дань уважения, частично наглый плагиат, но в целом это сама по себе успешная серия, что позволяет ее считать одним из лучших продуктов о Чужих в видеоиграх.В чем-то этот успех обусловлен самой Team17. Эта независимая компания из Англии, в отличие от многих студий той эпохи, создает видеоигры и по сей день. В настоящее время они выступают основным издателем игры Yooka-Laylee от Playtronic Games, профинансированной на Kickstarter. Кроме того, именно Team17 мы обязаны серией Worms, с самой первой части 1995 года до последней Worms W.M.D.Team17 начинала c разработки игр для Commodore Amiga в 1990 году. Alien Breed 1991 года была одной из первых игр студии и первым серьезным хитом. В ней элементы первых двух фильмов о Чужих объединялись в шутере с видом сверху для двух игроков. Целью игры было просто выжить на каждом уровне, собирая кредиты на апгрейд оружия и боеприпасов.Чужие нападали в огромных количествах, а даже в одного простого Ксеноморфа нужно было попасть несколько раз, поэтому экономия боеприпасов временами становилась одной из важнейших составляющих стратегии игры, как и постоянное совершенствование оружия для сражения со все более сильными Чужими.В плане концепции в игре было несколько заимствований. Судя по короткому интервью Рико Холмса, который был художником, аниматором и дизайнером Alien Breed, главной задачей было создание игры, которая сможет сочетать стратегический экшн в реальном времени с “правдоподобной атмосферой”. Особенно на создание Alien Breed повлияли две игры – Laser Squad для ZX Spectrum и Paradroid для Commodore 64.Paradroid была сложным шутером-головоломкой с видом сверху, где игрок должен был подключаться к различным роботам на космическом корабле. Успешный захват новых, более сильных андроидов давал доступ к разнообразному оружию и снаряжению, впоследствии помогая решать головоломки, включая мини-игры для подключения к дополнительным роботам.Наследие Laser Squad гораздо более яркое. Игра вышла на ZX Spectrum в 1988 году и содержала всего пять миссий, но каждая из них была пошаговым тактическим варгеймом с механиками укрытия и очков действий, где игрок был вынужден планировать свои действия заблаговременно, чтобы справиться с непреодолимыми трудностями. Наследие Laser Squad связано с именем ее создателя, знаменитого разработчика Джулиана Голлопа, создавшего UFO: Enemy Unknown, первую игру прославленной серии X-COM.Что касается Alien Breed, то влияние этих двух игр главным образом связано с видом сверху. Незадолго до перехода в третье измерение – Wolfenstein 3D и многое другое выйдет менее чем через год – вид сверху для большинства шутеров на ПК той эпохи был нормой, так как обеспечивал большее поле зрения и лучшую управляемость для игроков с клавиатурой и мышью.Критики часто называли в качестве оказавшей непосредственное влияние еще одну серию игр, “зачистку подземелий” с видом сверху под названием Gauntlet – в частности, благодаря большим похожим на лабиринты уровням в первой части, которые помогли Alien Breed повысить сложность.Стиль Alien Breed ближе к “стрелялкам”, чем к тактике – тщательное тактическое планирование уступило место динамичным сражениям. Простым компромиссом стало заблаговременное планирование улучшения оружия, обеспечивающее игроку некоторое тактическое разнообразие, но действовать всегда необходимо быстро и безотлагательно.В каком-то смысле Alien Breed во многом следует стилистике и ощущениям фильма “Чужие”. Он стал отличным продолжением первой части именно из-за сочетания научно-фантастического подхода к хоррору и мотивов напряженных военных фильмов. “Чужие” – квинтэссенция фильмов 1980-х, громкий и взрывной, но одновременно кровавый и захватывающий.Успех Alien Breed легко прослеживается по длительному наследию игры. В начале 1990-х завоевала популярность первая часть, в 1992 вышло расширившее ее специальное издание по привлекательной цене. Оно было настолько популярным, что оставалось в британских чартах даже спустя более года после выхода. Достойное продолжение под названием Alien Breed II: The Horror Continues, вышло в 1993 году, а до 1996 года Team17 выпустила еще несколько сиквелов и версию Alien Breed для систем Amiga, а также трехмерную версию Alien Breed в ответ на растущую популярность шутеров от первого лица типа Doom и Quake.Трехмерные версии Alien Breed не добились значительных успехов, а запланированное продолжение Alien Breed 3D II под названием Conflict в 1999 году было отменено. Conflict должна была стать единственной игрой оригинальной серии Alien Breed, вышедшей непосредственно на ПК и Sega Dreamcast, а также единственной игрой серии, выход которой не предполагался на системе Amiga. В какой-то степени Alien Breed была явной серией Amiga – порты на ПК на протяжении 1990-х делали другие разработчики.Однако, это не стало концом Alien Breed. Возрождение серии началось в 2009 году, с выходом Alien Breed: Evolution в Microsoft Xbox Live. Ставшая на этот раз изометрическим шутером на выживание, новая серия Alien Breed представляла собой три эпизодических игры, сохранивших довольно многое из классических геймплейных механик оригинала. Мало того, в 2012 году вышли порты классической Alien Breed для iOS и Android, продолжившие наследие Team17.Возможно, Alien Breed нельзя считать игрой по вселенной “Чужих”, но во многом она стала собственной франшизой игровой индустрии по “Чужим”. В ходе эволюции от своих корней на Amiga к полноценному изометрическому 3D-шутеру игре удалось плавно перейти от классчического шутера до более современного, сохранив верность своим аркадным принципам.Она не входит в каноничную серию, но благодаря эстетике дизайна игр очень на нее похожа. Alien Breed тяжело не затеряться в тени вселенной “Чужих”, так что игра со времен Amiga оставалась достаточно незаметной. Но благодаря стабильному и долгому сохранению популярности в определенных кругах Alien Breed стала менее известной, но вполне живой франшизой, которая наверняка создаст собственное наследие, независимое от “Чужого”.